Назад к списку Профессия и карьера

Карьера в интерактиве: рецепт от создателя популярной электронной газеты

Чем отличается работа в электронной газете от работы в газете печатной? И что значит руководить интерактивным средством массовой информации? Об этом порталу MediaJOBS.RU рассказал главный редактор одного из старейших сайтов в Рунете – электронной газеты «Yтро.Ru» Александр Назаров, получивший в прошлом году премию «Менеджер года-2007».

Александр, скажите, кадровый голод обошел «Yтро.Ru» стороной, или вам, как и многим СМИ, тоже не хватает специалистов?

Кадровые проблемы есть всегда и у всех. Хороших журналистов всегда не хватает, это аксиома. Думаю, любой коллега меня поддержит. Если в общих чертах обрисовать кадровую проблему сегодняшнего дня, то, наверное, можно сказать, что рынок переполнен специалистами с недостаточным уровнем подготовки, но желающими получать очень много денег.

Но есть те, кто выбирает бренд, а не оклад. Работать в «Yтро.Ru» престижно?

Полагаю, что да. Издание принадлежит к старейшим в Рунете, в этом году нам исполнилось 9 лет. И уже накоплен огромный опыт, отработаны технологии, позволяющие новичкам получить бесценные знания. Люди учатся формировать Интернет-контент, писать – быстро, емко, по существу, - о политике, экономике, спорте, культуре и так далее. Сюда идут те, кого в первую очередь привлекает динамика, кому нравится постоянное пребывание в центре событий и возможность своими руками рисовать информационную картину дня, которую видят сотни тысяч глаз.

По каким критериям отбираете самых достойных? Какой вуз нужно закончить и какой опыт работы желательно иметь тому, кто хочет попасть в Вашу электронную газету?

Умение и желание писать – вот основные критерии. Если есть в человеке искорка, то дотянем до нужного уровня. Конечно, предпочитаем брать выпускников профильных вузов: журналистов, филологов, но это не жесткое правило. А опыт – вещь неоднозначная: бывало, что и вовсе без него брали, но, конечно, не на руководящие должности.

Приходилось ли Вам когда-нибудь «переманивать» сотрудников из других электронных газет? Если да, то какой аргумент срабатывал?

Конечно, переманивать приходилось, как и всем. Аргументов в такой ситуации может быть только три: интересные задачи, перспективы и размер зарплаты. А других ни у кого и не бывает.

Сколько сегодня человек в штате«Yтра», и какова специализация сотрудников?

В штате чуть более 40 человек, но если считать всех, кто так или иначе сотрудничает с изданием, наберется около 200. Внештатники у нас по всему миру - от Сербии до Австралии. Если говорить о России, то во всех городах-миллионниках есть корреспонденты. Остальные города даже перечислять не берусь – это займет много времени.

Много ли среди Ваших сотрудников «долгожителей» - тех, кто давно пришел в «Yтро.Ru»?

«Долгожителей» достаточно, а самыми опытными можно считать меня и двух моих заместителей, которые работают в газете со дня ее основания. В целом средний возраст сотрудников «Yтра» – лет 25-26, наверное.

Какие основные требования Вы предъявляете к своим подчиненным?

Умение быстро, связно и грамотно излагать мысли, если мы говорим о пишущих сотрудниках. Такие же умения, плюс профессионализм в своей области – для всех остальных.

Что, по-вашему, лучше всего мотивирует в работе сотрудника «Yтра»?

В каждом конкретном случае свои предпочтения. Кто-то не признает иной мотивации, кроме денег, кого-то привлекает дружеский климат, кто-то любит материальные или нематериальные бонусы, а для кого-то сумасшедшая работа – главный допинг. Задача руководителя в том и состоит, чтобы создать систему, способную мотивировать каждого индивидуально. Тогда и коллектив будет сплоченный, и местом дорожить будет каждый, и результаты работы будут хорошими.

Что для Вас является главным критерием профессионализма?

Выполнять задачи точно и в срок. А также, что немаловажно, предугадывать развитие событий и инициировать необходимую работу, не дожидаясь задания.

А за что можете уволить?

За порчу микроклимата в коллективе. В остальном поможем справиться с трудностями, если это, конечно, не стойкое нежелание работать. Такое тоже, к сожалению, бывает.

Как вообще строится работа в редакции: откуда берете информацию, какие стадии обработки она проходит?

Информацию, как и любая газета, мы берем либо из собственных источников, либо из сообщений информагентств. После того, как информационный повод выбран, он проверяется, снабжается собственными комментариями, и материал максимально быстро «выпускается в свет».

На телевидении или радио утренние программы начинают готовить с вечера. А у сотрудников электронной газеты «Yтро.Ru» какой график?

У нас рабочий день никогда не заканчивается, потому что газета выходит круглосуточно. Если говорить о прайм-тайме, то он приходится на период с 10 до 17 часов. Соответственно, наши главные силы (и самое большое количество сотрудников) приступают к работе с половины девятого утра.

Сколько часов отводите работе лично Вы?

Возглавлять СМИ и иметь фиксированный распорядок дня – это утопия. Звонки раздаются и в семь утра, и в два часа ночи, и в субботу, и когда я в отпуске... Так что можно сказать, что работе я отвожу 24 часа в сутки. Это, конечно, не означает, что отдыха нет совсем, но инициировать ситуацию или включаться в нее я готов всегда.

Чем конкретно занимается главный редактор портала «Yтро.Ru»? И есть ли принципиальные различия в руководстве электронной газетой и печатной?

Абсолютно никаких отличий. То же планирование, тот же контроль, та же забота о тиражах (в нашем случае - о посещаемости). Такое же «натаскивание» новичков, такие же летучки (где определяются ключевые темы и анализируются конкретные материалы), такое же определение приоритетов и редакционной политики.

Какие навыки важнее для главного редактора: управленческие или «прикладные» (умение писать, править тексты, верстать и т.д.)?

Однозначно управленческие, здесь даже вопросов быть не может. Но любой управленец, возглавляющий газету, просто обязать уметь работать с текстами. Причем уметь работать не с текстами вообще, а при необходимости быть способным поправить совершенно конкретный текст, качество которого не устраивает.

То есть главный редактор вырастает из сотрудника, который обязан уметь писать. Ваша первая ступень карьеры – позиция журналиста или редактора?

Я начинал работать простым курьером в редакции обычной «бумажной» газеты, так как никаких Интернет-газет в то время и в помине не было. А свой первый рабочий день помню до сих пор: я провел его в отделе писем, удивляясь их числу и тому, что на каждое нужно было непременно ответить.

Что в работе главного редактора электронной газеты «Yтро.Ru», с одной стороны, самое сложное, а с другой стороны - самое приятное?

Периодически надо забывать о том, что работа – это всего лишь часть жизни. Вот это и есть самое сложное. А самое приятное – пожинать плоды своего труда и получать высокие оценки со стороны незаинтересованных лиц.

Если не секрет, чего Вы ждете от этой работы, чего хотите добиться?

Каждую минуту жду постоянной круговерти и сумасшедшего дома, когда, тем не менее, нужно адекватно воспринимать информацию и принимать верные решения. А добиться хочу того, чтобы «Yтро.Ru» в чем-то было лучше, быстрее, интереснее и полезнее других.

www.mediajobs.ru