Назад к списку Профессия и карьера

Кинодраматург, кинорежиссёр Елена Райская: «Главная проблема кино – нехватка режиссёров»

Кинодраматург, кинорежиссёр Елена Райская закончила сценарный факультет ВГИК. Общий стаж работы в кино - 32 года. Автор фильмов «Ангел мой» (1979 год, призы международных фестивалей), «Роль» (1993 год, призы международных фестивалей), «Президент и его женщина» (1996 год, призы международных фестивалей), «Другая жизнь» (2001 год, по заказу Первого канала), «Супертёща» (2003 год, Рен-ТВ), «Остров ненужных людей» (2012 год, канал «Россия 1»).

Елена, на съемочной площадке Вы побывали и режиссером, и сценаристом, и продюсером. Какая из этих профессий, на Ваш взгляд, самая сложная? Какая Вам ближе?

Каждая из этих профессий по-своему хороша и сложна одновременно. Сценаристом быть легко, но когда режиссёр уродует текст, это сложно. Режиссером быть здорово, но когда продюсер давит и мешает творчеству, это сложно. Продюсером быть почётно, но когда сценарист подаёт на него в суд за изуродованный сценарий, это сложно. Вот и решайте, что сложнее. Лично мне ближе всего «три в одном флаконе», но это пока - мечта.

Насколько отличается, на Ваш взгляд, функционал кино- и сериальных режиссеров, продюсеров и сценаристов? Это разные профессии или, все-таки, грани одних и тех же? Легко ли переходить с работы в кино на сериалы и обратно?

Отличается этот, как вы говорите, «функционал» форматом, степенью бытовых подробностей, манерой изложения. Режиссёру сериала требуется длинное дыхание, а режиссёру кино – глубокое. Но, конечно, в основе своей, это одна и та же профессия. Переходить с кино на сериалы – то же самое, что художнику после натюрморта писать пейзаж. Кому-то это дается легко, кому-то не очень, все зависит от особенностей личности режиссера, сценариста и продюсера.

Что Вы можете посоветовать людям, которые сегодня собираются связать себя с профессиями режиссера, продюсера, сценариста? Где и чему им лучше учиться? С чего начинать?

Начинать нужно с образования в широком смысле этого слова. На это уходят годы, десятилетия, иногда вся жизнь. А ремеслу можно научиться в короткие сроки – хоть во ВГИКе, хоть на съемочной площадке. Но это не всё решает. Фильм – это лакмусовая бумажка. Экран сдаёт с потрохами самого умелого ремесленника, если он ничего не значит как личность.  

Каковы, на Ваш взгляд, основные кадровые проблемы кинопроизводства сегодня?

Эти проблемы актуальны не только сегодня. Времена меняются, проблемы остаются. По сути, проблема всего одна - людей в кино работает много, а личностей - мало.

Какие профессии в отрасли производства кино и сериалов сейчас наиболее востребованы? Каких специалистов не хватает? Возможно, появляются новые, которым не обучают в академических вузах?

Вы будете смеяться, но, по-моему, главная проблема – нехватка режиссёров. Сейчас снимают все, кому не лень. Но далеко не все могут называться режиссёрами.

Считаете ли Вы обязательным для успешной работы в кино и на ТВ наличие специального образования?

Наличие специального образования в смысле – «корочки», считаю, необязательно. А вот общее образование, о котором я сказала выше, нужно, как воздух.