Назад к списку Профессия и карьера

Кинопродюсер Илья Неретин: «По большому счету, продюсер – это не карьера»

Илья Неретин - российский продюсер, член Академии Российского телевидения и Международной телевизионной академии «Эмми», генеральный продюсер компании «Рекун-синема». Окончил Московский Архитектурный Институт и Московский Педагогический Университет, лингвистический факультет. Сотрудничал с телеканалами ICTV (Украина) и «Россия» в качестве продюсера по кинопроизводству. Начал работать в кино в 1991 году с картины С. Ф. Бондарчука «Тихий Дон» (СССР/Россия/Италия), много работал в итальянском кино («Чингиз Хан», реж. Кен Аннекен, «Миссия», реж. Альберто Негрин, «Нос» реж. Лина Вертмюллер, «Дочь Тайги» и др.). Создатель торговой марки «Рекун». C 1996 года по настоящий момент — генеральный продюсер компаний «Рекун-фильм», «Рекун-кино», «Рекун-ТВ», «Рекун-синема», «Кинокомпания "Рекун"».

Илья, как бы Вы могли описать Вашу профессию для «неформальной» энциклопедии профессий?

Продюсер – это создатель проекта. Его работа сродни труду архитектора. Сверхтрудно придумать идею, еще труднее ее воплотить. Придумать, начертить, защитить проект, найти финансирование, строителя, площадку, материалы, вписаться в окружающий ландшафт и, наконец, получить положенную долю критики.

Есть ли типичный путь прихода в Вашу профессию? 

Нет, это все очень индивидуально. Продюсерами кино становятся люди из самых разных сфер. Есть, конечно, продюсерский факультет во ВГИКе. Но стать продюсером, только прослушав какие-то курсы, невозможно. Нужно, во-первых, очень много читать, причем, не по теме, а вообще, в принципе. Необходимо иметь знания в самых разных областях. В нашей компании трое продюсеров. Один по образованию физик, второй – историк, а я – лингвист. И каждый пришел в профессию своим путем, а в итоге мы занимаемся одним и тем же.

Почему-то распространено мнение, что за деньгами – это к продюсеру. На самом деле, главное в работе продюсера – найти такой проект, в который хотелось бы вложить деньги. Найти хороший сценарий, талантливого режиссера, а уже потом под все это – финансы.

Расскажите, как Вы пришли в профессию продюсера?

Ну, не то чтобы я пришел в профессию… Меня пригласили на съемочную площадку картины «Тихий Дон» в качестве переводчика, так как я по образованию лингвист. Я поработал там, да так и остался. И вот уже много лет делаю кино.

Дипломы каких вузов Вы цените особо, принимая людей на работу в свою команду?

В нашем деле дипломы – отнюдь не самое главное. Например, один из наиболее серьезных операторов российского кино Сергей Козлов из-за востребованности на съемках много лет не мог защитить диплом. Ну и что, он от этого стал хуже снимать? Конечно, нет. Обычно все-таки, если речь идет о режиссерах, операторах, артистах, то во внимание принимается не диплом, а работы. Поэтому все операторы приходят не с дипломом, а с шоурилом - с подборкой своих работ; режиссеры и артисты - с фильмографией и т.д. Ведь многие режиссеры вообще не имеют кинематографического диплома! Какие тут институты – все в работе. Актеров принимают на работу – либо это уже звезды, либо им делают пробы. И пробы делают актеру, а не его диплому.

С какими кадровыми проблемами Вы сталкиваетесь, собирая команду на очередной проект? Существуют ли дефицитные специалисты, которых бывает трудно найти?

Как обычно – все идет от головы. Самое трудное – найти сценариста, режиссера. Конечно, неважных вещей в нашем деле не существует, но если есть сценарист и режиссер, то все остальное приложится. Технический персонал найти не то чтобы легко, но с этим вопросов никогда не возникает. Я не помню такого случая, чтобы сказали: «Завтра у нас первый съемочный день, но он не состоится, потому что нет, скажем, дольщика или машиниста крана». Бывает так, что сегодня съемка не может состоятся, потому что оператор стадикама работает на другом проекте. К слову, ни один американский продакшн не позволяет себе так работать, это сугубо наш, российский стиль.

Американские киностудии заключают договор с тем же оператором стадикама на весь проект. И он сидит в своем автобусе и ждет, когда его позовут, потому что позвать могут в любую минуту, а могут не позвать вообще в течение своего рабочего дня. А мы вынуждены экономить деньги в производстве, потому что их у нас не так много, в отличие от американцев. И нам приходится составлять рабочие графики, чтобы вызывать, условно, оператора стадикама на те дни, когда он точно нужен. Вот эту сцену я не могу снять никак по-другому, только с таким техническим приспособлением – значит, берем специалиста.

Но глобально – дай Бог, чтобы это было самой большой нашей проблемой, потому что, все-таки, сценарист и режиссер – это наиболее уязвимые позиции.

За какие качества Вы цените людей в своей команде? Что не прощаете?

При всей видимой романтике профессии, кино - это, все-таки, жесткое производство, а значит, есть такое понятие как дисциплина. Но это если говорить только о съемочном процессе. На самом деле, съемки занимают по отношению ко всему времени производства фильма крайне небольшое количество времени – 2-3 месяца, а сам фильм производится 2-3 года. Дальше ты остаешься один на один с крайне небольшим количеством людей – в основном это люди давным-давно отобранные, с которыми приятно иметь дело. И дальше начинается монтаж, постпродакшн, компьютерная графика – это, в основном, аутсорсинговые работы, а значит, эти специалисты уже не совсем мои подчиненные. Это люди, с которыми работаешь на контракте. И проблемы их личностных качеств волнуют не меня, а их непосредственного руководителя.

А в съемочном периоде самое главное для меня – дисциплина и та самая знаменитая самоотдача – это все, что должно быть. В кино не бывает слова «нет». Если тебе нужно снимать здесь и сейчас, значит, должны найтись такие люди, которые обеспечат нужное качество съемки. Если они этого не могут обеспечить, значит – спасибо, до свидания, найдем других.

Что посоветуете тем, кто только собирается начать карьеру и собирается связать свою жизнь с кино, в качестве продюсера?

Читать побольше книг. Тогда, может быть, поймешь, действительно ли тебе это нужно, есть ли у тебя, что сказать людям. Ну и конечно, необходимо знание всего процесса кинопроизводства. Невозможно сразу стать продюсером, только выйдя из-за институтской парты.

Если бы Вы не были сегодня тем, кем стали, какую другую карьеру Вы хотели и могли бы сделать?

Если меня когда-нибудь выгонят из профессии, я всегда смогу преподавать языки (шутка!). По большому счету, продюсер – это не карьера. Карьера может быть у чиновника. Вот он - столоначальник в провинции и вдруг дорастает до замминистра федерального министерства. Это карьера. А у продюсера каждый проект – это, как теперь модно говорить, вызов. Здесь прошлые заслуги не считаются, поэтому каждый раз ты строишь себе карьеру с нуля.