Назад к списку Профессия и карьера

Кирилл Куталов: «Не человек ищет работу, а работа ищет человека»

Главный редактор CondeNet Russia Кирилл Куталов занимается всеми интернет-проектами издательского дома Conde Nast, хотя много лет до этого работал как "бумажный редактор". Легко ли было осваивать новую сферу, и зачем популярным, хорошо продаваемым журналам нужны сайты, Кирилл рассказал в интервью MediaJOBS.RU.

Зачем изданию нужен сайт?

Самый простой и очевидный ответ на этот вопрос – сайт нужен журналу для того, чтобы донести содержание до аудитории Интернета, которая, как показывает практика, не всегда совпадает с аудиторией бумажного издания.

Размышляя на эту тему дальше, необходимо уточнить, какое конкретно издание имеется в виду. Если мы говорим о традиционных глянцевых журналах, которыми являются Glamour, GQ, Vogue, то, с точки зрения самого издания, сайт нужен в первую очередь затем, чтобы установить более динамичные отношения с аудиторией, стать ближе к читателю, наладить обратную связь, интерактив, то есть, в конечном итоге, сайт изданию нужен как инструмент общения. Общение это может вестись с очень разными целями. Мы можем проводить на сайте опрос посетителей с целью узнать, что наша аудитория хотела бы увидеть в журнале или на сайте, можем разыгрывать призы, можем предлагать на обсуждение какие-то новые идеи, можем, как это происходит в случае с конкурсами «Женщина года Glamour» и «Люди года GQ», собирать голоса и составлять на основе голосования такой своеобразный портрет героя нашего времени, и так далее.

Также сайт – это возможность создания уникального контента, который просто невозможен в журнале вследствие двухмерности бумаги как носителя информации. Это опять-таки интерактив, но не только: пользователи в Интернете могут объединяться в любые мыслимые и немыслимые сообщества по интересам, в результате чего мы получаем то, что называется user generated content, то есть контент, создаваемый самими пользователями. Он складывается из выступлений на форумах, из комментариев к статьям, из вопросов к экспертам и так далее. Помноженный на силу притяжения такого мощного бренда, как GQ или Glamour, этот контент становится важной частью общей информационной массы сайта – не секрет, что форум зачастую является наиболее посещаемым разделом многих интернет-проектов.

Кроме того, сайт – мощный коммерческий инструмент, но об этом несколько ниже.

Сайт – часть журнала или отдельное подразделение? Ходите ли Вы на редколлегии GQ?

В издательском доме Condé Nast есть отдельное подразделение, существующее в России с февраля 2007 года и занимающееся только интернет-проектами. Это подразделение называется CondéNet. Президентом международного CondéNet, действующего в данный момент в девяти странах мира, является Стефано Маруццио, региональным директором CondéNet в России с весны этого года является Симона Дзанетте. CondéNet в России ведет на данный момент проекты GQ.ru, Glamour.ru, в самом ближайшем будущем мы запускаем Tatler.ru и наш флагманский проект – Vogue.ru.

Таким образом, CondéNet, в котором я с мая прошлого года занимаю должность главного редактора, – самостоятельное подразделение в составе издательского дома, что не отменяет необходимости для наших редакторов, отвечающих за сайты GQ.ru и Glamour.ru, посещать редколлегии журналов GQ и Glamour.

Есть ли у сайта своя редакция, бюджет?

Структурно редакция CondéNet выглядит следующим образом. У каждого сайта (в данном случае я говорю о сайтах GQ.ru, Glamour.ru и Vogue.ru) есть редактор, отвечающий за сайт в целом. В то же время каждый из редакторов отвечает за одно из трех наших профильных тематических направлений: моду, красоту и entertainment, - по всем трем сайтам. То есть получается такая горизонтально-вертикальная структура, принятая во всех подразделениях CondéNet по всему миру. У каждого нашего Интернет-проекта есть годовой бюджет, в рамках которого редакторы вольны определять свою политику привлечения внештатных авторов, создания спецпроектов и тому подобного.

В чем заключается Ваша работа? Много ли от Вас требуется эксклюзивного контента?

Мой job description содержит довольно много пунктов, но, если вкратце, то это примерно то же, что составляет работу любого главреда: разработка редакционной стратегии, придумывание рубрик и разделов, работа с редакторами и авторами, словом, создание контента. Что же до того, много его требуется или нет, то везде по-разному. На Glamour.ru, например, у нас очень много собственного контента, причем совершенно разного рода. Например, это папарацци-блог, в котором каждый день появляются свежие фото знаменитостей, это бьюти- и психоблоги, где эксперты дают ответы на вопросы посетителей, это всевозможные how-to рубрики и так далее. На GQ.ru в настоящее время собственного контента меньше, чем журнального, но мы работаем над этим, и ситуация должна скоро измениться. На Vogue.ru – могу сказать уже сейчас – контент будет в основном собственный, отчасти – импортированный с сайта наших британских коллег, причем будет много специфического интернет-контента: большая видеосекция Vogue TV, блоги известных дизайнеров, в том числе самого Пола Смита, и так далее.

Как часто обновляется сайт?

Несколько раз в день, чем больше, тем лучше. Одна только новостная лента дает нам десятки новых материалов в день, которые транслируются через RSS на Yandex.News, Google news, Redtram.com, Novoteka.ru, Wwwomen.ru, Subscribe.ru, Maillist.ru, Readme.ru, Runews.radeant.com и так далее.

Как измеряется эффективность Вашей работы?

Это очень просто: эффективность нашей работы измеряется, во-первых, количеством посетителей на сайте, во-вторых, количеством страниц, которые просматривает в среднем каждый посетитель, ну, а по итогам - той коммерческой прибылью, которую мы извлекли, продав рекламные площадки на наших проектах.

То есть сайт зарабатывает издательскому дому какие-то деньги?

Безусловно! Все проекты CondéNet Россия – это коммерческие проекты, и наш успех или неуспех определяется именно той прибылью, которую мы приносим издательскому дому. Это самая бесспорная, хотя и жесткая система оценки эффективности на сегодня.

Прибыль зарабатывается продажей рекламы. Это как продажа баннеров, так и разработка и производство клиентских проектов – custom solutions. Разумеется, эффективность работы отдела продаж напрямую зависит от эффективности работы редакции: никому не интересно размещать рекламу на сайте, который не виден поисковым системам или мало посещаем, также мало кому интересен сайт с размытой аудиторией. Мы работаем как раз для того, чтобы собрать вместе все факторы удачи и предложить рекламодателю привлекательный информационный продукт с четкой и постоянной аудиторией. Да, у нас получается, может быть, не все, но весной этого года мы добились весьма неплохих показателей, а от Vogue.ru ждем настоящего прорыва.

Вы изначально журнальный человек. С чего Вы начинали?

Начинал я вообще с радио – А.А. Венедиктов был моим школьным учителем истории, в начале 90-х он привел меня на «Эхо Москвы», где я, еще учась в последнем классе средней школы, делал репортажи и вел новостные выпуски. Но после этого я работал в основном в бумажных изданиях, в том же Condé Nast я проработал полтора года выпускающим редактором Vogue. Кроме того, достаточно долгое время я возглавлял женский журнал Gala.

Бытует мнение, что в женских коллективах всегда много интриг. Как Вам работалось в женских журналах?

Мне в женских журналах работалось всегда очень хорошо, я вообще больше люблю женские журналы, если честно – в плане поработать. Насчет интриг мне, как мужчине, проще: я могу сделать вид или убедить себя в том, что никаких интриг нет, или что я их просто не замечаю, в конце концов, от них всегда можно сбежать в спортзал, бар или еще куда-нибудь. Есть еще вопросы индивидуальной психологической несовместимости с конкретными людьми – такие вопросы иногда возникают, но не только в женских журналах.

Все говорят про скорую «смерть бумаги». Пригодились ли Вам навыки журнального редактора, когда Вы стали редактором сайта GQ? Было ли что-то, чего Вы поначалу не умели?

Признаюсь честно: я вообще не понимал, как устроена Интернет-коммерция и как это вообще – зарабатывать деньги в Интернете. Мой прежний руководитель (в другом издательском доме, не буду называть его имени) в ответ на вопросы о том, почему он не занимается развитием интернет-направления, всегда отвечал, что еще никто в мире не придумал, как зарабатывать деньги в Интернете. Он имел в виду не разбогатеть на буме доткомов, а вот именно зарабатывать, этак по-немецки, методично. Я настолько привык к этой его реплике за два с половиной года совместной работы, что как-то даже и не думал – до попадания в CondéNet и до знакомства с президентом CondéNet Стефано Маруццио – что все может быть по-другому. Именно этой стороне дела мне пришлось учиться здесь, и, в общем, я это делаю с удовольствием.

Какой длины у Вас рабочий день?

Я недавно бросил курить, и мой рабочий день неожиданным образом сократился на три, если не четыре часа – правда, он стал в разы насыщеннее событиями и делами, но именно это мне и нравится.

Если у Вас возникает необходимость найти сотрудника в штат, как Вы его ищете? Идете ли Вы в отдел кадров (и почему)? Обращаетесь ли в рекрутинговые агентства (был ли такой опыт?)?

Condé Nast – это крупная компания с сильным отделом кадров, поэтому я практически ни разу не искал сотрудников сам, для этого у нас есть свои профессионалы.

В Condé Nast есть какая-то особенная корпоративная этика? Чего ни в коем случае нельзя делать, если вы работаете в «Конденасте»? И что, наоборот, требуется от сотрудника именно этого издательского дома?

Меня лично очень огорчает тот факт, что мне не разрешают завозить велосипед, на котором я езжу на работу, внутрь здания, и мне приходится парковать его снаружи. Не знаю, относится это к корпоративной этике или нет? Ну, а если серьезно, то CondéNet – самое молодое подразделение ИД Condé Nast, и мы пока не успели обрасти предрассудками, которые часто путают с корпоративной этикой. Что же касается просто нормы рабочих отношений – не опаздывать, не лениться, не подводить коллег и так далее, – то эта норма в Condé Nast ничем не отличается, на мой взгляд, от других издательских домов. Мне кажется, что Condé Nast выделяется не столько корпоративной этикой, сколько качеством своих изданий.

Если Вы захотите сменить работу в будущем, как Вы ее будете искать?

На данный момент я не хочу и не собираюсь менять работу. Если же говорить отвлеченно, то мне кажется, что после определенного количества лет и сил, отданных какой-то одной индустрии, человек, что называется, попадает в обойму. Как бы мы с Вами ни относились к этому слову, это значит, что не человек ищет работу, а работа ищет человека – причем, как правило, данного конкретного человека. Думаю, что со мной произойдет что-то в этом роде.

Будет ли она связана с Интернетом?

Не знаю. Это зависит от конкретного проекта.

 

www.MediaJOBS.RU