Назад к списку Профессия и карьера

Круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году». Часть 2. Почему в кино и на ТВ попадают «по знакомству»?

14 марта 2012 года, на выставке CPS/ CinemaProductionService - 2012 состоялся круглый стол «Работа в кино- и телепроизводстве в 2012 году», организованный порталом MediaJOBS.RU и экспертным рекрутинговым медиаагентством «Штаты.RU» с участием руководителей ведущих компаний-производителей кино- и телеконтента. Мы публикуем полную стенограмму события, для удобства пользователей разбив ее на несколько частей.

Третий вопрос от пользователей портала MediaJOBS.RU: Как влияет на индустрию экономический кризис, есть ли признаки второй волны кризиса и сокращения на начало весны 2012 года?

Дмитрий Яковлев: Я знаю, что в кризис были сняты такие картины, как «Любовь-морковь - 2», мы в кризис снимали «Август восьмого», сейчас выпустили. Хорошие идеи всегда найдут воплощение и дорожку себе протопчут. Конечно, экономический кризис очень сказывается на инвесторах наших. Но, тем не менее, если идея прекрасна, она всегда найдет дорогу.

Нина Ромодановская: Экономический кризис, конечно же, влияет на объем. Безусловно, снимаются отдельные фильмы, которые получили финансирование «до», но общий объем, конечно же, сокращается, это очевидная истина. Что касается признаков второй волны кризиса – на начало весны нет, конечно, скорее всего, несколько позже это аукнется. Уже есть некоторые признаки.

Вопрос четвертый: Как можно найти работу в кино и на ТВ? Я понимаю, что без поручительства ничего не добьешься, рынок маленький, желающих много – что делать?

Александра Ремизова: Рынок маленький, слухи быстро распространяются. Мы, конечно, почти всех берем на работу по знакомству. Но специалисты все известны. Они передаются из рук в руки. Я беру периодически каких-то людей из ВГИКа, но очень редко. Мы пробовали брать на практику студенток – на картины «Елки» и «Елки-2», я была исполнительным продюсером в компании «Базелевс» и пробовала брать как раз из ВГИКа. У меня не было ни разу положительного опыта работы со студентами. Потому что студенты не могут работать в съемочном процессе. Потому что никто не отпустит студента минимум на три месяца безвылазно сидеть на съемочной площадке…

Вопрос из зала: Получается тупиковая ситуация – с одной стороны, все говорят, что не хватает кадров, с другой – вы не собираетесь их искать, кроме как по знакомству. То есть, получается, что не хватает кадров по знакомству?

Геннадий Иванов: К вопросу о знакомствах – за границей есть такое понятие, как рекомендательные письма. Это тоже своего рода знакомства: человек знает, от кого это письмо, и тот рекомендует кого-то на работу. У нас такого опыта нет.

Ирина Кемарская: Я пробовала три варианта приема на работу людей – по тестам, по знакомству и по рекомендациям. Тесты дают очень большой охват, много народу, но, вы понимаете, что после тестов обязательно было собеседование и обучение на конкретном формате. И только после обучения, те, кто прошли его и смогли работать, остались. Со всеми остальными мы распрощались. Мы просто собирали в интернете всех, кто мало-мальски шевелился, говорил, что хочет писать, в течение года рассылали письма – титаническая работа, для которой должны быть свободные ресурсы в компании, чего в 99 процентах компаний просто нет. Амедиа - исключение.

Второй вариант – знакомства. Да, по знакомству человек попадает в компанию. Дальше он работать не может по знакомству. Потому что ни один человек не оставит плохого работника, даже если он пришел по знакомству. Потому что если этот человек не выполняет свои функции, остальные должные работать за него. Мы все настолько перегружены, что это никому не нужно. И третий вариант – рекомендации. Это очень серьезный момент. На телевидении это существует, по крайней мере, в топ-позициях. И я, например, помню очень хорошо, как я попала шеф-редактором на программу – меня порекомендовала режиссер, которую я в глаза не видела. Но ей порекомендовала ассистентка, с которой я работала за три года до этого на одном проекте. Поэтому будьте крайне аккуратны в вашем общении, в ваших контактах, старайтесь, чтобы о вас было хорошее мнение, потому что вы никогда не знаете, гардеробщица ли вас порекомендует, топ-менеджер ли вас порекомендует, кто-то скажет – что, вот, есть хороший человек, попробуйте его. Рекомендация дает некоторую минимальную гарантию того, что человек не «кинет» вас в самом пиковом моменте проекта.

Михаил Фатахов: Если кто-то вообще хочет работать в кино, в принципе хочет, не конкретно режиссером, сценаристом или продюсером, а просто работать в кино – идите и работайте. Постановщиком ли, таскать ли за осветителем кабель, еще что-то… Иван Демидов таскал кабель за оператором. Он пять лет работал осветителем.

Все хотят всего и сразу, к сожалению. Мой собственный опыт был таким – мы еще учились тогда на курсе, мне позвонили и сказали – седьмая вода на киселе, человек, который знал меня когда-то по рекламе, позвонил и сказал: «Можешь написать сценарий рекламного фильма на пять минут за 500 долларов?» Это очень маленькие деньги. Я сказал – могу. Я пришел – смотрю, у них есть сценарист, который за три месяца написал полсценария, а надо написать пять роликов. Я за ночь написал пять роликов. Утром получил зарплату – по 500 долларов за пять роликов. Это 2,5 тысячи. Он говорит: «А снять можешь? У нас, правда, уже есть режиссер». Я говорю – могу. Он снял один, я снял четыре. Ну, еще заплатили. А он говорит: «У нас проблема с постпродакшном, можешь быть продюсером постпродакшна?» Я говорю – давай, сделаю. Итого, за три недели я получил 7,5 тысяч долларов. А начиналось все с пятисот. Я просто не отказался от работы.

Если вы пойдете на площадку, вы займете просто то место, которого достойны в данный момент. Этот процесс занимает примерно один месяц: приходите что-то делать, и станете тем, чего вы достойны.

Екатерина Осипова: Да, действительно, все по знакомству. И мы берем людей по знакомству. Но, с другой стороны, всегда можно совместить приятное с полезным, и я могу порекомендовать следующее. У меня был опыт работы со специалистами, которых я нашла через социальные сети. Люди вступают в тематические группы, в том числе группы, посвященные теле- и кинопроизводству. Вы туда можете вступить, даже если вы никого не знаете из этой группы, – Facebook, Вконтакте – что угодно, все они открыты. У меня недавно был опыт – я работала с человеком, с которым я познакомилась в социальной сети, он вступил в нашу группу, он предложил свои продюсерские услуги в организации командировки на большую съемочную группу – 8 человек, техника, кран. И он провез мою съемочную группу в течение месяца по Германии, он отработал идеально. Да, я шла на риск, но в данном случае мне было некуда деваться, потому что это - другая страна, нужен язык и т.д. Поэтому очень рекомендую вступать в социальных сетях в тематические группы.

Продолжение следует...