Назад к списку Профессия и карьера

Ксения Лукичева, креативный директор IVI.RU: «Креативный директор на «удаленке» - это звучит забавно»

Ксения Лукичева родилась в Нижнекамске. С 1996 года работала в телерадиокомпании НТР. Заочно училась на факультете журналистики в Казанском государственном университете, окончила с отличием. Работала продюсером в рекламном агентстве, маркетологом в крупном книжном магазине. В 2007 году пришла работать редактором в интернет-издания AdMe.ru, в 2012 стала главным редактором. На сегодняшний день - креативный директор онлайн-кинотеатра IVI.RU.

Ксения, Вашу профессиональную карьеру по праву можно назвать достаточно успешной. Расскажите, пожалуйста, какие обстоятельства привели Вас к работе в AdMe, какое образование и предыдущий опыт сыграли решающую роль в успехе этого проекта?

В AdMe я пришла случайно. Мне всегда нравился этот проект, я даже немного завидовала ребятам, которые его делают. Это же так круто - делать что-то свое и не зависеть ни от кого, не оборачиваться ни на кого! Однажды я увидела в казанском Живом Журнале объявление о том, что в AdMe требуется редактор, сделала тестовое задание и пришла к ним. И так получилось, что задержалась там на 8 с лишним лет.

Честно говоря, я не думаю, что какой-то предыдущий опыт помог мне в AdMe. Все получилось очень естественно, чему я бесконечно рада. Хотя, пожалуй, телевизионный опыт был кстати. Телевидение приучает писать очень простые тексты. Они отличаются от печатных тем, что их нельзя перечитать, если чего-то не понял. И поэтому вся информация, которую транслирует журналист, должна быть правильно «упакована» - в простые, короткие предложения - это важно. Выяснилось, что такие тексты оказались в формате AdMe. Правда, тот же телевизионный опыт сыграл со мной злую шутку - я очень долго училась писать заголовки. На телеке заголовков нет, а в интернете они определяют 80% успеха статьи. Это было достаточно трудно и… весело.

Вы начинали свою карьеру с ТВ, потом ушли в интернет-журналистику. Каковы, по-вашему, различия в специфике работы журналиста на ТВ, в прессе и в интернет-СМИ? Хотели бы сейчас снова стать тележурналистом?

Есть такой момент - если автор пишет в некое печатное издание, он понятия не имеет, сколько человек прочитают его статью или хотя бы пробегут по ней глазами. И это накладывает такой неосознанный отпечаток: можно писать, как придется. Конечно, профессиональный журналист специально этого делать не будет, но, в любом случае, если ты где-то ошибся или материал получился не шибко увлекательным, этого никто, по большому счету, не заметит. А в интернет-журналистике ты сразу видишь отклики. Если у проекта аудитория достаточно большая, то в течение 10-15 минут становится понятно, зря ты потратил свое время или нет. И это очень важное отличие, которое предопределяет работу, на мой взгляд. Ты должен понимать, что через непродолжительное время станет понятно, кому ты вообще нужен с этим материалом. Тебе он может казаться безумно интересным, а люди прореагируют (или не прореагируют) своими сетевыми действиями - лайками, репостами, комментариями. И, естественно, все это отразится на статистике.

В тележурналистику возвращаться я не хочу. Я работала на телевидении 9 лет, и, если честно, устала от этого, выгорела. Плюс ко всему, сейчас, если возвращаться на ТВ, то либо делать это в сети, либо там, где нет никакой политики. С общественно-политической, общегражданской журналистикой я, по крайней мере, на данном этапе, себя не ассоциирую.

Насколько важно было получить опыт работы в рекламном агентстве для того, чтобы потом писать для аудитории рекламщиков - ведь изначально AdMe был отраслевым ресурсом - для рекламщиков и дизайнеров?

Мой опыт работы в рекламном агентстве был крохотным. Я проработала полгода продюсером. Помимо этого, я еще полтора года проработала на стороне клиента. Но помог мне, скорее, не этот опыт, а то, что я очень любила рекламу, увлекалась ей, отслеживала, что происходит в мире, и это как раз то, что было нужно для AdMe. Скажем так, мне помогло мое увлечение.

В июле 2015 года ежемесячная посещаемость сайта AdMe составила более 23 млн посетителей (из них в России — 10,5 млн) и 154 млн просмотров. В апреле 2015 года был запущен испаноязычный аналог проекта (Genial), в июле — англоязычный (Bright Side). Вслед за AdMe стали, как грибы, появляться похожие проекты - вас можно считать родоначальниками нового тренда в интернет-журналистике. Каковы в этом формате требования к журналистам и редакторам? Что они должны обязательно уметь, какими медиаинструментами владеть?

Инфотейнмент на Западе - это уже достаточно давняя история. А в русскоязычном интернете, возможно, это нескромно как-то прозвучит, но да, именно мы нащупали этот тренд. И показали другим, насколько интересно это может быть людям.

Так получилось, что в редакции AdMe не было ни одного журналиста, кроме меня. В Казани вообще нельзя вот так взять и просто найти готовые кадры для AdMe. Я не думаю, что и в Москве готовых профессионалов для такого проекта очень много. Поэтому мы просто смотрели, насколько человек умеет коротко и красиво излагать свои мысли, насколько он владеет языком, насколько понимает, в чем отличие инфотейнмента от остальных жанров, чувствует ли, что будет интересно читателям, что им понравится. Очень важно, чтобы сотрудник AdMe свободно чувствовал себя в сети, умел искать нужную информацию. Всему остальному мы обучали. Показывали, переделывали тексты по восемь раз, и человек учился.

Авторы AdMe должны также знать основы SMM, чтобы изначально оптимизировать свои идеи под соцсети. Конечно, за взаимодействие с социальными сетями отвечают отдельные специалисты. Но авторы должны писать так, чтобы предельно облегчить им работу.

После ухода из AdMe Вы стали креативным директором онлайн-кинотеатра ivi.ru. Какие задачи в этой должности стоят перед Вами на ближайшие полгода?

Основных задач у меня две. Первая касается проекта ivi, который называется «Титр».

Это медиа о кино, сериалах и о мире вокруг всего этого. Он был запущен этим летом, и моя задача сделать из него очень крутой рекомендательный сервис, которому будут доверять и с удовольствием пользоваться люди. Мне нужно сделать это при помощи команды, которую я уже отчасти собрала в Казани и еще продолжаю собирать.

Кстати, интересно, что, работая на московскую компанию, я осталась жить в Казани. Это было одним из важнейших для меня условий при выборе новой работы - чтобы мне было позволено остаться в Казани и работать дистанционно. И мне пошли навстречу. Креативный директор на «удаленке» - это, конечно, звучит достаточно забавно, я не знаю, есть ли еще такие прецеденты, но мы постараемся сделать так, чтобы все получилось.

Вторая задача, над которой я и моя команда начнем работать чуть позже, в конце октября – помощь в запуске и сопровождении еще одного проекта ivi - первого персонализированного телевидения. Пока оно существует в бета-версии. Это телевидение, которое показывает зрителю только то, что он хочет. Помимо кино и сериалов, которые есть в каталоге ivi, там будут еще и разные другие вещи, которые сейчас пользуются большой популярностью в сети, и теперь они придут на ТВ. Специально для этого проекта мы планируем создать небольшой видеопродакшн.

Каких профессионалов Вы планируете привлекать в свою новую команду?

В редакции «Титра», не считая меня, будет 6 человек, по крайней мере, на первых порах. Это авторы, бильд-редактор и SMM-специалист. Я очень счастлива, что в эту команду согласились прийти две моих коллеги из AdMe: Полина Мингалиева, гениальный спец по SMM, и Екатерина Гришина, очень крутой автор.

Что касается требований к сотрудникам нашей команды, то я не думаю, что, уйдя из AdMe, я изменю принципам своей работы. Главное - чтобы человек понимал, для кого он пишет, и писал о том, что заведомо интересно людям.

Какие фильмы или книги отражают, на ваш взгляд, суть современного медиабизнеса и рекламы?

Знаете, мне кажется, что не книги и не фильмы, а Фейсбук лучше всего отражает состояние современных медиа. Я просто наблюдаю за тем, что происходит с людьми в сети. Если внимательно смотреть и как-то складывать себе в голову эти данные, а потом интерпретировать их, то это будет, наверное, лучшей книгой, которая научит работать в нашем формате.

Что можете посоветовать тем, кто собирается связать свою жизнь с карьерой журналиста или редактора сегодня?

Если начинать с базовых вещей, то самое важное - знать русский язык. К сожалению, для многих молодых людей это оказалось большой проблемой. Я сейчас набираю трех авторов, конкурс на одну вакансию - 15-20 человек. То есть, около 45 человек пишут тестовое задание. И еще около 30 человек не дошли до стадии тестового задания. Большая часть из них - по причине того, что они написали мне абсолютно безграмотные письма с просьбой рассмотреть их кандидатуру на наши вакансии! Наша работа тесно завязана на русский язык, это очень четко определяет базу профессии. И покуда молодой начинающий журналист или редактор допускает элементарные пунктуационные и орфографические ошибки, профессионалом он называться не может.


Беседовала Мария Кигель
 

Вакансии на ТВ, Онлайн СМИ, Арт, Дизайн, Креатив

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
28 ноября
Подробнее
Санкт-Петербург
от 70 000 до 120 000 руб.
Подробнее
03 декабря
Подробнее
Россия
от 35 000 до 50 000 руб.
Подробнее
19 часов назад
Подробнее
Россия
по договоренности
Подробнее
18 декабря
Подробнее
Симферополь
от 20 000 до 25 000 руб.
Подробнее
18 декабря
Подробнее
по договоренности
Подробнее
14 декабря
Подробнее
Россия
по договоренности
Подробнее
14 декабря
Подробнее
Россия
по договоренности
Подробнее
14 декабря
Посмотреть все вакансии