Назад к списку Профессия и карьера

Фиксер

Mediajobs.ru разбирается в нюансах перспективной профессии в кино- и телепроизводстве с журналистом Станиславом Соловкиным.

 

Станислав Соловкин начал карьеру в 17 лет журналистом на ОРТ. Окончил факультет журналистики МГУ. Работал корреспондентом еженедельника «Новая газета». В качестве автора, сценариста, продюсера и режиссера сотрудничал с большим количеством крупных российских и зарубежных телекомпаний, среди которых «ВИД» и CBS. Занимался, в частности, такими проектами, как «Последний герой», «Жди меня», «Взгляд», программа The Amazing Race. В 2014 совместно с известным теле- и кинопродюсером Владимиром Карташковым основывал телекомпанию «Soar Productions». В 2015 году Соловкин принял участие в создании эпизода программы «Top Gear» в Санкт-Петербурге.

Кто такие фиксеры?

Слово «фиксер» происходит от английского fix — чинить, исправлять, назначать. Глобально это человек, решающий все проблемы. Фактически фиксер — человек, организующий для людей из-за рубежа или из другого региона теле- или киносъемки в месте, в котором он хорошо ориентируется. Он отвечает за целый комплекс вопросов — за все, что касается этого региона: от виз до разрешений на съемки, от привлечения дополнительной рабочей силы до аренды техники, от транспорта до гостиниц. В общем, обеспечивает все, что нужно людям, приезжающим снимать в незнакомую для них страну.

Чем они отличаются, скажем, от продюсеров?

Я бы обозначил два принципиальных различия. Во-первых, это объем и масштаб работы — у фиксера он меньше. Грубо говоря, если приезжает съемочная группа из пяти-шести человек, с ней работает фиксер. Большими проектами, где десятки людей, много съемочных групп, занимается продюсер. А во-вторых, у продюсера больше ответственности за результат, в том числе и творческой, ну и зарплата побольше. А фиксер просто исполнитель. Можно сказать, что фиксер — это зародыш продюсера.

Нигде не учат на специальность фиксера. Кто может им стать?

А кто обычно занимается телевидением? Константин Эрнст — кандидат биологических наук, Олег Добродеев — историк. Перечислять можно бесконечно. Поэтому, да кто угодно! Чтобы стать фиксером, важны три вещи. Первое — понимание хотя бы основных принципов телевизионного процесса. Второе, безусловно, язык — английский должен быть очень хорошим. И третье — финансовая прозрачность — полная отчетность, включая налоги. Утвердив смету, заказчик на каждый потраченный цент попросит чек.

Какие личностные качества важны для этой профессии?

Абсолютная выносливость — умственная и физическая. Хладнокровие — чем спокойнее фиксер, тем лучше. Это человек, который говорит правду, не боится сообщать про неудачи, прямой открытый, конечно, имеющий связи, знакомства. Значение последних, как мне кажется, преувеличено, но фиксер, безусловно, должен быть обаятельным человеком, потому что большое количество вещей решаются не деньгами, а только обаянием, дипломатичностью.

Как устроиться на такую работу?

Эта работа сама находит тебя. Я работал для российского телевидения, и в какой-то момент мой товарищ Глеб Шагун предложил: «Есть халтурка на пару дней, возьмешь?» Оказалось, что «халтурка» — это одно из самых известных реалити-шоу Amazing Race. Там было все действительно сложно, но я его снял. А это была большая американская группа, 80 человек, все фрилансеры. Когда закончилась программа, они разбежались по другим компаниям и стали рекомендовать: «Вот парень, который нам снимал в России». Мир телевидения очень мал. Есть правило шести рукопожатий, а в телевизионном мире, я думаю, работает правило одного рукопожатия. С любым телевизионщиком из страны с развитым телевидением (США, Европа. Австралия, Израиль, Канада, Индия) я обязательно найду общих знакомых. В общем, дело пошло, и я решил создать для этого компанию. А потом у нас случился очередной финансовый кризис, и он поспособствовал развитию бизнеса, потому что цены в России упали по отношению к доллару, и народ сюда поехал. До этого, в 2008-2010 годах только очень богатые телекомпании могли позволить себе снимать в Москве. Так я стал фиксером — не люблю это слово.

А как бы вы это назвали?

Продюсер. Одна из причин, появления этого слова в Америке в том, что быть продюсером там значит принадлежать к определенной гильдии с соответствующими зарплатными ставками. Фиксер — это продюсер, которому платят меньше. До того, как он станет полноценным продюсером.

Вы описали довольно широкий круг обязанностей, а что чаще всего приходится делать? Есть ли какая-то рутина в этой профессии?

Чаще всего приходится считать сметы. Из десяти заказов воплощается один. И это хороший результат. В остальное время я, в основном, считаю сметы проектов, которые никогда не состоятся. Если говорить о рутине.

Что самое сложное в работе?

Не возненавидеть клиента. Все люди креативные, в последний момент вносят изменения, чем меньше у клиента денег, тем больше у него запросов, и ему все равно спишь ли ты и в каком часовом поясе находишься — он заплатил и ждет результат. Но когда этим занимаешься много лет и понимаешь, что умеешь и хочешь это делать, ты берешь себя в руки. Эта работа — наркотик.

Есть какие-то риски для людей, работающих в этой профессии?

Самый большой риск — это какой-нибудь случайной ошибкой, чаще всего не своей, разрушить собственную репутацию. Потому что телевидение так устроено, что какая-нибудь мелочь может либо полностью разрушить все производство, либо сделать его в десять раз дороже. Всегда нужно быть начеку.

Это может стать стабильным источником дохода или потребность в фиксерах носит сезонный характер, зависит от чемпионатов, войн, выборов?

Поток заказов, разумеется, не стабильный. У меня все начиналось от двух заказов в год и, конечно, это не было основным заработком. Но сейчас все совершенно по-другому. Не хочу сглазить, но у меня было больше 20 контрактов в прошлом году и уже такое же состояние к маю. Это же геометрическая прогрессия: чем больше клиентов, с которыми ты работал, тем чаще приходят новые заказы. Как и в любом бизнесе. 

Насколько перспективен такой род деятельности? Растет ли потребность в подобных специалистах?

Это профессия, без которой не существует современного телевидения. Для того чтобы снимать в чужой стране, недостаточно говорить на местном языке. Нужно знать все реалии государства, все тонкости, этикет. Этот человек прокладывает мосты между странами. Я уверен, из фиксеров получились бы идеальные дипломаты. Поэтому я думаю, что да, профессия перспективная. Вот вы, кстати, говорите про зависимость от войн, кризисов, чемпионатов. Нестабильность, безусловно, увеличивает загрузку. Исходя из этой логики, спокойствие должно понижать интерес. Но на самом деле это не так. Рынок телевидения растет, и количество эфирных часов в мире постоянно увеличивается. Работы для фиксеров будет только больше.

Евгения Майорова

Вакансии на ТВ, в теле- кинопроизводстве