Назад к списку Профессия и карьера

Максим Филимонов: «Информационное агентство – это завод, а не мастерская»

Максим Филимонов - заместитель главного редактора РИА «Новости». С головой ушел в профессию журналиста сразу на первом курсе МГУ. Сначала работал корреспондентом на телевидении, затем переквалифицировался в выпускающего редактора одного прибалтийского информационного агентства. Далее были газеты «Время МН» и «Ведомости», а также агентства «Прайм-ТАСС» и «Рейтер». В российском представительстве последнего он проработал в общей сложности 9 лет, 5 из них – руководителем службы новостей на русском языке. Сегодня Максим Филимонов – руководитель Объединенной редакции новостей РИА «Новости». Порталу MediaJOBS.RU он рассказал об особенностях работы в агентстве международной информации и о современных требованиях к его сотрудникам.

Максим, как бы Вы оценили состояние профессионального ресурса в международной журналистике и в работе российских агентств международной информации?

На Западе все регулирует рынок. Сейчас там востребованы люди, которые умеют и знают больше, чем им положено в рамках полученного образования или приобретенной специализации. Недаром на последней Publishing Expo много говорилось о мультимедийности, то есть о способности одного человека осваивать и применять новые форматы работы с информацией.  Заместитель управляющего редактора агентства Associated Press Том Кент рассказывал о том, как у них сейчас строится работа.

К примеру, журналист с мероприятия может привезти не только текст статьи, но также фотографии к ней, сам может создать слайд-шоу из фотографий, которые потом будут использовать клиенты. Если подходить к работе журналиста с такими мерками, можно с уверенностью сказать, что в Москве дефицит профессиональных кадров. Выпускников вузов много, а вот специалистов мало.  

Испытывает ли РИА «Новости» проблемы с кадрами? Если да, то какие вакансии закрывать сложнее всего?

Творческих работников: репортеров, редакторов, – можно воспитать внутри. А «айтишников», которые понимают все стандарты медиабизнеса, стандарты качества нашего новостного бизнеса, практически нет. Что я подразумеваю под этими стандартами? У каждого бизнеса своя специфика. В медиабизнесе повышенные требования к скорости, к качеству и объему переработки информации. Это, может быть, менее актуально для газет, но в информагентстве учитывается в первую очередь. IT-специалист должен быть готов к работе в интенсивном режиме, к тому, что каждый день придется иметь дело с огромными объемами информации.

Второе требование к грамотному IT-специалисту, работающему в информагентстве (таком, как наше), - английский язык. И это отсеивает очень многих кандидатов. Попробуйте найти IT-менеджера, который бы хорошо разбирался в «железе», понимал специфику новостей и учитывал потребности медиабизнеса, следил на всеми изменениями в мире (это требование новостей) и при этом свободно говорил на английском?

Как можно повысить квалификацию сотрудников?

Решать проблему приходится с помощью системы корпоративного обучения. Берем на работу выпускников вузов и в процессе доучиваем. Мы так готовим почти всех, включая корреспондентов. Чтобы «с нуля» воспитать более-менее «вменяемого» журналиста, нужно минимум 3 месяца. Но по-другому не получается – готовых взять негде. В конце июля мы пропустили почти 150 журналистов через серию курсов повышения квалификации: объясняли им новые стандарты работы, в том числе - в мультимедийном формате. Этот курс включает в себя и основы фотографии, работу с видеоматериалами, новые требования к текстам – чтобы те были «универсальными», а их обработка занимала минимум времени. Да и о необходимости управлять собственным временем мы тоже рассказали журналистам.

Когда к Вам приходят устраиваться на работу выпускники высшей школы, каким вузам отдаете предпочтение?

Предпочтений, в том числе в отношении журналистских вузов, нет. Если человек окончил финансовую академию, еще не значит, что он займет кресло президента правления банка. Можно 10 лет просидеть обыкновенным кассиром-операционистом. Это же относится и к выпускникам профильных журналистских вузов. У нас работают люди и с образованием журналиста, и с другими «корочками». Я давно убедился: факультеты журналистики дают лишь общее гуманитарное образование. То есть формируют кругозор, но не прививают профессиональных навыков. Получается, с таким же успехом можно взять студента любого вуза и научить всему необходимому. Главное, чтобы было желание и способности.

Какие особенные требования предъявляются к журналистам в информационных агентствах в целом и в РИА «Новости», в частности? И насколько важен для Ваших сотрудников опыт работы в других СМИ?

В информагентстве на первое место ставится оперативность. Журналист должен уметь быстро излагать факты, вычленяя главное в потоке информации. Поэтому умение быстро записывать и быстро печатать мы очень ценим.

Отдельно я бы выделил тягу к самообразованию, причем важно не только желание учиться, но также умение это делать. Речь идет не только об освоении новых жанров в подаче информации, но и о подходах к добыванию этой информации. Конечно, журналист не может и не должен быть экспертом в каждой отрасли, поскольку ему приходится освещать множество самых разных тем. Но у него должно войти в привычку перед выездом, допустим, на пресс-конференцию в Минфин почитать материалы на финансовую тему. Настоящий профессионал всегда тщательно готовится к встрече с

ньюсмейкером, продумывает вопросы, чтобы не спросить у респондента откровенную глупость. Нужно уважать профессионализм других людей и ценить их время. Ведь 70% качества конечного продукта (в нашем случае – заметки или статьи) зависит от того, какое задание получил журналист, понял ли он суть самого задания, какие вопросы задал ньюсмейкеру и смог ли добыть нужную информацию. Таковы общие основные требования для сотрудников всех информагентств, и РИА «Новости» ничем в этом смысле не отличается от остальных.

Если говорить об опыте работы, то мы не придаем ему особого значения. У нас есть люди, которые пришли «с нуля» и через месяц стали выдавать качественные материалы, а были и такие в моей практике, кто полтора года бился, карабкался, а толку не вышло.

Без каких личностных качеств невозможно работать в информагентстве?

Мне кажется, должна быть склонность к журналистике как таковой. Ведь многому нельзя научить. Например, нельзя привить такое качество, как общительность Лучший актив корреспондента – его «записная книжка», то есть круг ньюсмейкеров, к которым он имеет доступ.  Это опять же экономит время - самый важный ресурс в информагентстве: человек должен за секунды сориентироваться, к кому он обратится за комментариями. И за считанные минуты нужную информацию собрать. А ньюсмейкеры должны быть уверены, что их не подставят, что информацию журналист ретранслирует максимально корректно. Таким образом, порядочность и аккуратность в обращении с фактами – тоже обязательные требования к сотрудникам.

Конечно, необходимо и такое качество, как стрессоустойчивость: кому-то нравится работать в весьма динамичном режиме, когда день расписан по минутам, - человек «ловит» этот темп и с удовольствием трудится, получая адреналиновую подпитку. А кто-то схватится за голову в первый же день, и тогда это «не наш клиент».   

Для журналистов, работающих в информационных агентствах, важно умение быстро ориентироваться в ситуации и ставить приоритеты в работе. Приведу пример из практики. Недавно на нашем сайте появилось минутное видео: столкновение болельщиков «Зенита» и шотландской команды «Глазго-Рейнджерс» перед финалом кубка УЕФА. Так вот это видео снял на портативную видеокамеру наш корреспондент, пишущий заметки для спортивной редакции. Его основной задачей было готовить тексты по итогам, но он не растерялся и, заметив потасовку, сделал хорошие кадры.

Журналист обязан быть любопытным. Когда развивалась история с затворниками в Пензенской области, которые закрылись в землянке в ожидании конца света, наш корреспондент смог проникнуть в землянку, перед тем как она была уничтожена. И  сфотографировал это подземелье. Таким образом, мы обошлись силами одного репортера, не пришлось привлекать отдельно фотокорреспондента.

Подытожив, скажу: информационной службе не нужны любители писать эссе, не смогут здесь работать и те, кто имеет склонность периодически впадать в творческий кризис. Информагентство – это скорее сосисочный завод, нежели творческая мастерская художника.

Какие сотрудники входят в объединенную редакцию новостей РИА «Новости»? От каких других структурных единиц агентства зависит работа возглавляемой Вами редакции?

В московской редакции работает несколько сот человек, которые пишут и выпускают новости, обслуживают работу основного сайта РИА «Новости» и других интернет-проектов агентства, а также готовят наш контент для различных медийных и немедийных носителей, в том числе - сотовых компаний и инфоэкранов. В агентстве есть собственное видеоподразделение, есть своя фоторедакция, и моя задача, в том числе, следить, чтобы сотрудники объединенной редакции новостей активно контактировали с другими подразделениями РИА «Новости».

Вообще, все информагентства развиваются по-разному. Я знаю, что Associated Press не имеет своего сайта, работающего как отдельное интернет-СМИ. АР сотрудничает со множеством сайтов, но свой организовывать не стало, полагая, что таким образом может вырастить внутри себя конкурента своим клиентам: сейчас, в пору развития Интернета, потребители новостей активнее обращаются к ресурсам сети, нежели к газетам, телевизионным каналам и т.д. А другие, например, агентство «Рейтер», напротив, стремительно развивает собственный сайт. Мы же пошли своим путем, развивая и платные ленты новостей, и сайт, и пока оба этих бизнеса дополняют друг друга, потому что сайт отражает только часть новостей, которые мы делаем.

Могли бы Вы описать для широкой аудитории портала MediaJOBS.RU цепочку производства информации в информационном агентстве новостей?

Здесь все стандартно: корреспондент идет на мероприятие либо на встречу с ньюсмейкером, собирает информацию и пишет материал. Этот материал обрабатывает выпускающий редактор. Затем происходит так называемое «пакетирование», когда одно сообщение распределяется между разными носителями информации: переводится на несколько языков, обрабатывается для размещения на сайте (когда к нему подбираются видео- и аудиоматериалы), параллельно идет обработка для трансляции на инфоэкранах и для мобильного контента.

Теперь что касается самих сообщений: они бывают нескольких видов. Первый формат – «сообщение-молния». Задача корреспондента – выдать факты как можно быстрее, обогнать конкурентов. Выглядит это примерно так: пресс-конференция в самом разгаре, а корреспондент агентства новостей уже наговаривает на телефон оператору или редактору самую интересную информацию, которую только что услышал. Формат: заголовок, лид и пара абзацев (ключевая цитата и контекст). Такой текст должен быть написан за пять-семь минут.

Далее информация может развиваться. Расширенное сообщение появляется не позднее, чем через полчаса, и содержит дополнительные подробности.

Для любого информагентства главная дилемма – выбор между скоростью и качеством подготовки сообщения. Не секрет, когда человек торопится выпустить какую-то новость раньше остальных, он часто просто не имеет возможности досконально проверить все факты. Но мы всегда говорим нашим корреспондентам: не стоит приносить качество в ущерб скорости. Если сотрудник информагентства выпустил информацию первым, но наврал, выигрыш во времени теряет всякий смысл.

Какие способы мотивации сотрудников Вы используете, как они отражаются на результатах работы? И приходится ли применять в российском информационном агентстве западные модели работы с персоналом?

Мотивация стандартная – премии по результатам работы, возможность учиться за счет компании. Свою роль играет и привлекательность бренда: престижно работать именно в этой компании - в общенациональном информационном агентстве.

Западные модели и приемы работы мы, безусловно, стараемся использовать. Например, создали общий мультимедийный ньюсрум. Мы, конечно, опасались, что рабочее пространство превратится в пчелиный улей, но все же рискнули попробовать. И что интересно: когда все наши редакции переехали из своих кабинетов в новое помещение, поведение сотрудников изменилось. Все стали говорить значительно тише. Начальники перестали повышать голос на подчиненных, подчиненные стали меньше отвлекаться на болтовню и развлечения. Да и как здесь вести себя по-другому, если ты находишься под прицелом десятков пар глаз?

Кто из коллег по цеху является для Вас профессиональным авторитетом? Почему?

Когда мы говорили о профессиональных качествах сотрудника информагентства, я не упомянул еще одно. Профессиональный репортер должен сомневаться во всем. Только так, проверяя и перепроверяя, можно добыть самую объективную информацию. Однако с таким подходом журналист редко признает кого-то авторитетом. Впрочем, из профессионалов, с которыми мне приходилось сталкиваться в работе, я бы выделил Владимира Герасимова - сейчас он возглавляет службу финансово-экономической информации группы «Интерфакс». Мы с ним одно время вместе работали в «Прайм-ТАСС», и мне очень импонировала глубина и основательность, с которой он подходил к информации.

www.MediaJOBS.RU