Назад к списку Профессия и карьера

Маргарита Набокова: «Программный директор радиостанции - ответственный за все»

Маргариту Набокову нет необходимости представлять публике. Всякий, кто слушает радио, наверняка помнит, что Маргарита была программным директором, продюсером, ведущей таких радиостанций, как «Европа Плюс», «Радио Ретро» «Радио 101», «Джаз», «Классик». Сегодня она – заместитель начальника отдела программного вещания радиостанции «Милицейская волна». О профессии программного директора радио Маргарита знает, похоже, все.

Расскажите, каков круг обязанностей программного директора радиостанции, какими знаниями и навыками он должен обладать?

Круг знаний программного директора должен быть весьма широк. Прежде всего, необходимо знать музыку. Ну уж если не знать, то четко понимать формат, в котором работает радиостанция. Многое делает музыкальный редактор, но программный директор обязан быть «в материале». Неплохо, если человек, занимающий эту должность, владеет основами речи, актерского мастерства, представляет себе профессию ди-джея. В противном случае ему сложно будет разговаривать с теми же ди-джеями, выставлять им какие-то требования. Программный директор должен быть отчасти психологом, стратегом, в какой-то степени маркетологом. 

Для чего нужна психология?

Для работы с персоналом. Ведь ди-джеи как дети. Они вроде актеров. Люди творческих профессий обычно считают себя особенными, и на замечания реагируют чаще всего неадекватно. Приходится разговаривать и с актерами, которые «крутятся» на радиостанции. Необходимо уметь отказывать, уметь объяснить, почему именно эту песню ставить можно, а ту нельзя. Программный директор должен иметь «подходы» к коммерческому отделу и всем остальным службам, которые пытаются загрузить эфир своими, параллельными, очень важными и нужными для вещания программами, которые не всегда совпадают с концепцией вещания. Без знания психологии тут не обойтись. -

Иными словами, для этой профессии необходим жесткий характер?

Да. Но, к сожалению, в последнее время тенденция такова, что работодателю гораздо легче взять на должность программного директора человека с мягким характером, который готов слепо выполнять распоряжения начальства, которого в любой момент легко поменять. Жесткий человек со своим мнением не очень удобен…

Программному директору, по вашим словам, нужно знать и маркетинг…

На некоторых радиостанциях работают профессиональные маркетологи, проводятся медиаисследования. Программный директор обязан иметь минимальные знания, чтобы разбираться в этом предмете, понимать, о чем идет речь. Еще человеку этой профессии надо обладать навыками продюсера, ибо не на всех радиостанциях существует такая должность. А продакшн, отданный на откуп рядовому звукорежиссеру, представляет жалкое зрелище. Поэтому чаще всего, особенно на региональных станциях, эти обязанности выполняет программный директор. Словом, круг знаний необходим весьма широкий. Интенсивность работы очень велика.

Но известно, что программных директором радио не готовят ни в творческих вузах, ни на факультетах журналистики. Откуда же они берутся?

Действительно, людей этой специальности нигде не готовят. Чаще всего программные директора «вырастают» из ди-джеев. Иногда – из музыкальных редакторов. Правда, в последнее время наметилась тенденция, мне непонятная, когда в профессию приходят люди неизвестно откуда. Для меня загадка – что эти люди умеют. А тех, кто прошел, как говорят, огонь, воду и медные трубы, можно пересчитать по пальцам. Прекрасным программным директором «Нашего радио» был Михаил Козырев, он уже там не работает. На должность программного директора «Европы Плюс» недавно назначен Роман Олегов. Он, кстати, вырос из ди-джеев. -

Насколько продуктивно, когда ди-джей становится программным директором?

Вполне продуктивно с той точки зрения, что он, во-первых, изначально знает музыку. Как правило, ди-джеи становятся программными на той же станции, где работали. Иногда переходят на другую, но имея определенный background. Бывший ди-джей, коль долго продержался в эфире, умеет говорить, обладает техникой речи в той или иной степени. Основные знания он получил, будучи ди-джеем. Другие приобрел, работая музыкальным редактором. Став программным директором, человек уже «готов», остается лишь добрать то, что не добрал прежде.

Некоторые радиостанции музыкального формата раскручиваются успешно, их рейтинги растут. А другие как-то незаметно увядают. Есть ли в этом «заслуга» программного директора, или с его деятельностью успех и неуспех не связаны?

И связаны, и нет. Дело в том, что, к сожалению, программный директор не всегда выбирает формат, в котором работает радиостанция. Чаще бывает так. Работает, скажем. В формате «х». Каждый день к директору приходит кто-то из руководства. «А поставь-ка эту песню, мне кажется, она годится». Или: «Поставь эту песню, нашему хозяину она нравится». Или: «Жене хозяина нравится этот певец, почему он у нас не крутится?» Аргумент в пользу того, что данный певец поет в ином формате, не принимают. А бывает еще хуже: «Мой муж пел лет 15 в группе, хочу, чтобы его песни звучали у нас».

То есть, влияет вкусовщина?

Часто. Там, где вкусовщины нет, где к радио относятся как к бизнесу и делают правильные ставки, станция развивается успешно. Немаловажно и то, без чего ни одна станция не двинется с места, - PR. Радиостанции, которые не жалеют денег на PR, проскакивают вперед. Те, которые экономят на этом, остаются в хвосте.

PR входит в компетенцию программного директора?

Только с совещательным голосом. Для этого есть специальный отдел. Но без одобрения программного нет допуска PR-акций в эфир.

Для программного директора есть разделение по функциональному признаку музыка-новости?

Не совсем так. В идеале программному директору подчиняется руководитель службы информации. Он командует своими журналистами, получая задания от программного.

Что написано в вашей должностной инструкции?

Не знаю! У меня была одна инструкция: «Рита, сделай все!» Мне было просто, я знала, что делаю все. -

Программный директор радио принадлежит к творческой элите. И как оплачивается его труд?

В каждом холдинге по-разному. Если повезло попасть туда, где понимают, что программный директор для станции важен, платят нормально, подразумевая, что человек работает 24 часа в сутки. У меня телефон, когда работала программным директором, не смолкал ни днем, ни ночью. В любое время звонили, задавали вопросы, сообщали, что случилось. Как правило, это было связано с ди-джеями или журналистами, с прямым эфиром. Что-то вылетело, кто-то заболел и так далее. Программный директор краем уха всегда слышит, что происходит в эфире. Поэтому, на мой взгляд, плата за этот труд должны быть достаточно высока. Могу сказать, что проблема касается и ди-джеев, и звукорежиссеров. Просто есть недобросовестные работодатели.

Вы хотели бы, чтобы кто-то из ваших троих детей избрал эту профессию?

Они уже выбрали, мне не удалось повлиять на них тем или иным образом. Увлеклись другими делами.

Работа программного директора очень нелегкая, если судить по вашему рассказу…

Но и безумно интересная. Так что если младшая дочь выберет эту специальность, я не буду против…