Назад к списку Профессия и карьера

Мария Шайкевич: «Самое сложное при подборе специалистов - найти ключевые творческие единицы»

О профессии телепродюсера и специфике работы в области продюсирования телепередач порталу MediaJOBS.RU рассказала Мария Шайкевич, генеральный продюсер и соучредитель компании «Кефир Продакшн», производящей для телеканала ТНТ такие программы, как «Битва экстрасенсов», «Интуиция», «Гипноз».

Мария, многие сегодня мечтают о карьере телепродюсера, но пока это одна из самых «неопределенных»  профессий.  Возможно, о ней легче рассказать на примере Вашей карьеры? Как Вы начинали?  

Я начала работать случайно. Когда мне было 19 лет, мой знакомый, в ту пору бывший режиссером одной программы на канале СТС, предложил мне переводить с английского закадровые тексты американских сюжетов, из которых состоял тот тележурнал. Я стала переводить, потом мне пришлось перемонтировать сюжеты, потом я начала снимать их как корреспондент. Через некоторое время получилось так, что я занялась всей программой целиком и стала её шеф-редактором, а затем и линейным продюсером. Несколько лет мы делали ее небольшой командой из нескольких человек, а после того, как программу закрыли, команду СТС пригласили работать на ТНТ. Я предложила идею нового телепроекта, которая поначалу показалась руководству ТНТ очень сомнительной, но потом мне неожиданно разрешили снять пилотный выпуск. Мы сделали его вдвоем с моей коллегой Машей Никольской, которая сейчас работает заместителем генерального продюсера на канале ТНТ. Пилот понравился, и передача вышла в эфир под названием «Запретная зона» и довольно долго с успехом шла в эфире. Закрыли мы ее сами – просто надоело, хотя рейтинги на удивление только росли. После этого несколько лет я работала на ТНТ, сделав два сезона реалити-шоу «Голод» и документальный сериал об этом проекте. В какой-то момент ТНТ перестал производить программы внутри канала, поэтому пришлось создать свою производственную компанию «Кефир-продакшн», которая и сейчас продолжает делать телепроекты для ТНТ. Вот так я стала главным продюсером продакшна – это может сделать любой, кто захочет открыть свою компанию. Никаких особенных усилий не требуется – достаточно любить делать телевизионные передачи.

Что входит в сферу деятельности телепродюсера, каковы его обязанности?

Телепродюсер – это тот, кто создает телепрограмму. Он может сделать ее один, и в этом случае он сам будет делать всё: от создания концепции передачи до ее воплощения. Если же проект сложный, то продюсер просто физически не сделает его в одиночку - ему потребуется команда, единомышленники, соавторы. Представьте себе, что вам надо сшить платье: вы хорошо представляете себе, каким оно должно быть. Вы едете покупать ткань, ищете подходящие нитки, шьете вручную или на швейной машинке, а может быть, даже заказываете художнику рисунок для него – вот вы и «спродюсировали» платье. То же самое с телепрограммой. Поэтому очень сложно сказать, что конкретно входит в сферу деятельности продюсера – он должен просто сделать программу любым способом.

В целом, какие специализации существуют в продюсерской профессии: креативный продюсер, исполнительный продюсер, какие-либо другие? В чем состоит их различие?

Продюсеров называют по-разному в зависимости от их деятельности, компании, в которой они работают, и даже страны. Например, на западе корреспондент - это тоже продюсер, только продюсер небольшой части программы (сюжета, например), поэтому он называется сегмент-продюсер, то есть тот, кто делает фрагмент передачи. Может быть продюсер постпродакшна – это тот, кто создает программу с момента начала ее монтажа до выхода в эфир. Креативным продюсером обычно называют того, чья должность в Советском Союзе звучала как главный редактор, то есть человека, который отвечает только за творческую часть процесса. Линейный продюсер обычно занимается, наоборот, организационной частью. Исполнительный продюсер, как правило, и есть главный продюсер проекта, то есть он одновременно отвечает за всё, принимает как творческие, так и организационные решения.

Отличается ли работа продюсера продакшн-компании от работы аналогичного специалиста на телеканале?

Если продюсер на телеканале производит проекты сам, то почти ничем не отличается. Но бывает и так, что продюсер на телеканале не делает передачу сам, а контролирует процесс издалека, в сотрудничестве с продюсером продакшн-компании, со стороны наблюдая процесс и внося свои поправки или комментарии.

Продюсер – это «человек команды» или тот, кто над другими?

Продюсер сам набирает себе команду, и это должны быть «его» люди, его единомышленники. Он глава этой команды, поэтому формально продюсер – это тот, кто «над другими». На практике же продюсер – в том числе, человек команды, так как зачастую ему приходится лично делать то, чего не смог сделать кто-то из его людей.

В Вашей профессии больше творчества или административной деятельности?

Это очень связанные между собой вещи. Представьте себе, что у вас есть рубль, и вам надо сделать хороший бутерброд. Вам не хватает на дорогой сыр, но вы можете придумать не менее вкусный бутерброд без сыра вообще. Это творчество или финансово-административная деятельность? Сложно сказать. Вы одновременно думаете и об организации, и о бюджете, и о сроках, и, разумеется, в первую очередь, о том, что вы делаете, то есть о творчестве. Любое видеопроизводство – это, прежде всего, творческая деятельность.

Какими личностными качествами и профессиональными навыками должен обладать специалист, чтобы сделать успешную карьеру телепродюсера?

Мне кажется, здесь не может быть стереотипов. Можно быть каким угодно человеком, и в личном, и в профессиональном плане, и при этом делать хорошие программы. Я думаю, это зависит от таланта. Причем, телепродюсеру нужен талант делать не авторское кино, а популярные программы, которые будут понятны зрителю. Потому что успех на телевидении измеряется популярностью программы.

Расскажите, пожалуйста, об основных критериях, по которым Вы отбираете перспективных специалистов в свою команду? Испытываете ли Вы какие-либо трудности с подбором персонала?

Самое сложное при подборе специалистов - найти ключевые творческие единицы. Ведь это всё равно, что найти «второго себя», то есть человека, который будет очень хорошо понимать тебя, а ты - его. Человека, с которым интересно тебе, а ему - с тобой. И которому так же, как и тебе, интересна твоя программа. Насчет критериев сложно сказать. Лично я, прежде всего, обращаю внимание на то, насколько человек интересный в жизни рассказчик (потому что, если человек скучно рассказывает истории в обычной жизни, он не сможет их интересно рассказать и на телеэкране). Еще мне нравится работать с людьми, которые любят смотреть кино и телевизор. И, как правило, мы выбираем людей, которые любят работать, в том смысле, что выбирают работу себе по душе, и, соответственно, для них не проблема работать увлеченно и окунувшись в нее с головой.

Какое базовое образование должно быть у специалиста этой профессии? В каких смежных областях необходимо иметь опыт и знания продюсеру?

Не знаю, я никогда не обращала внимания на образование. Больше обращаешь внимание на ум и чувство юмора. Во всяком случае, продюсер должен быть человеком неглупым, с широким кругозором, любопытным и быстро обучающимся. Потому что продюсеру приходится иметь дело с чем угодно - и с техникой, и с вещами, и с людьми.

Что в профессии продюсера приносит Вам наибольшее удовлетворение?

Мне нравится, когда программу, которую я сделала, посмотрело много людей. Особенно если ее посмотрело больше народа, чем программы на других каналах в это время. Для меня рейтинг многое значит. Я азартный человек, и мне нравится сама мысль, что ты можешь сделать так, чтобы хоть кто-нибудь, открыв рот, завис у экрана телевизора, и ему было бы в это время интересно.

Какие возможности для личностного/профессионального роста предоставляет Ваша профессия?

Ой, это очень сложный вопрос. Я не думала об этом. Пожалуй, мне нравится, что моя профессия заставляет мозг постоянно работать - это очень развивает человека, во всех смыслах.

Кто из других представителей Вашей профессии является для Вас образцом профессионализма?

Константин Эрнст. Существует такая история, что, якобы, когда пленку с записью программы «Старые песни о главном» перед эфиром «зажевал» видеомагнитофон, Эрнст, будучи уже главным человеком на первом канале, лично выломал запертую дверь в монтажную, чтобы достать копию эфирного мастера. Мне кажется, это очень трогательно, и хотелось бы верить в то, что так оно и было на самом деле. Ну, а если серьезно, я, безусловно, считаю его умным человеком и талантливым продюсером.