Назад к списку Профессия и карьера

Михаил Эйдельман: «Уровень профессионализма сотрудников радио в России может дать фору многим медиа»

В медиабизнесе с 1990 года. Участвовал в создании «Авторадио», «Радио Maximum», был управляющим директором компании Amedia. Является генеральным директором радиостанций Сити FM и Relax FM, генеральным продюсером Детского Радио – все эти станции входят в холдинг «Газпром-медиа». Член правления гильдии радио Медиасоюза, действительный член Российской Академии Радио. Порталу MediaJOBS Михаил Эйдельман ответил на вопросы о радиобизнесе и работе на радио.

Михаил, как человек, чья карьера в радиобизнесе началась с 1990 года, Вы можете охарактеризовать профессиональные ресурсы радиоотрасли практически по всем параметрам: информационное вещание, музыкальное вещание, программирование, творческая сторона, техническая сторона и менеджмент. Как Вы оцениваете уровень профессионализма людей, работающих в радиобизнесе, в целом и по отдельным специальностям?

Уровень профессионализма большинства специалистов определяется масштабом и, отчасти, возрастом рынка. Российский радиорынок довольно объемен, хотя существует недолго. То, что принято называть коммерческим радио, стартовало у нас в начале 90-х. Тогда некоторых профессий, которые сегодня являются для радиобизнеса совершенно обычными (например, сотрудник коммерческой службы, промоутер, продюсер ток-шоу, ди-джей, маркетолог) просто не существовало. Рынок вырос довольно резво, и сегодня в Москве, например, вещает уже около 50-ти FM-радиостанций: больше, чем в Лондоне или Париже. Объем московского рынка радиорекламы превышает 300 млн. долларов в год, общенационального – 600 млн. долларов, это около 7% всего рекламного «пирога» в России. Показатели, как видим, весьма солидные. Соответственно, многие творческие, маркетинговые и бизнес-решения на таком рынке не сильно отличаются, а порой и превосходят по глубине и оригинальности многие вполне развитые европейские рынки. Так что в целом уровень профессионализма сотрудников радио в России, на мой взгляд, высок - он может дать фору многим медиа.

Где сегодня, по Вашему мнению, сотрудники наиболее профессиональны: в информационном вещании, в музыкальном вещании или в менеджменте? Попробуйте оценить уровень профессионализма различных категорий сотрудников какой-нибудь отдельно взятой радиостанции.

На информационно-разговорных станциях, безусловно, работают более подготовленные журналисты, нежели на станциях музыкальных. Зато, вероятно, ни один матерый ведущий ток-шоу не сможет эффективно спрограммировать музыкальное радио. Что касается топ-менеджеров… В какой-то книжке я прочел, что генеральный директор радиостанции должен уметь управлять «бродячим цирком» (программная служба, ди-джеи, журналисты и пр.) и «дилерской конторой по продаже авто» (коммерческая служба) одновременно. Иногда это забавно, но не всегда легко. Особенно сейчас, когда конкурентная ситуация для радио в целом складывается так, что лишь «взаимопроникновение» и эффективное взаимодействии трех ключевых служб – программной, коммерческой и маркетинговой – может обеспечить успех бизнеса в целом.

Вы занимались информационными и музыкальными радиостанциями. Пожалуйста, опишите особенности штатов музыкальной и информационной радиостанций для тех наших читателей, которые еще только знакомятся с радиобизнесом. Как различается состав специалистов на информационном и музыкальном радио?

Технологии до неузнаваемости изменили лицо современного музыкального радио. Сегодня один (правда, талантливый и подготовленный!) сотрудник может эффективно программировать несколько радио-каналов и, взаимодействуя с продюсерами и звукорежиссерами, создавать полноценные продукты. Что касается радио информационно-разговорного, то, в силу своей природы, оно вынуждено пока опираться на «живых» людей. К сожалению, здесь мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда количество не переходит в качество. Вся надежда на технологии, которые рано или поздно придут и в эту отрасль.

Диктует ли формат радиостанции особые требования к подбору персонала?

Во всем, что касается контента и его продвижения, скорее, да. Радио – очень личностный бизнес. Если говорить о музыкальных форматах, то каждый из них, как правило, связан с определенной системой ценностей, стилем жизни. Бесполезно ждать хорошего результата от продюсера рок-станции, если он не «живет» внутри продукта и не понимает своей целевой аудитории. То же касается и разговорных форматов: здесь для эффективного специалиста важны, в первую очередь, эрудиция, память, аналитические способности, скорость мышления, жизненный опыт.

Какова численность среднего штата музыкальной и информационной радиостанции в Москве?

Число сотрудников существенно зависит от того, существует радиостанция самостоятельно или является частью более крупной холдинговой структуры. Во втором случае продажи, производство, маркетинг, финансовая, техническая и исполнительная службы вполне могут обслуживать несколько станций. Если говорить только об эфирной деятельности, то (опять-таки, в зависимости от формата) ею на музыкальной станции могут заниматься от 2-4-х до 20-25 человек. Информационные форматы требуют большего числа творческих единиц. В самых «тяжелых» случаях может быть несколько десятков персонажей, включая внештатных сотрудников.

Где готовят будущих сотрудников радийных компаний? Дипломы каких ВУЗов лично Вы особо цените при подборе сотрудников на радио?

Я не знаю таких учебных заведений. Факультеты журналистики в России, на мой взгляд, дают довольно формальное и, к тому же, оторванное от реальности образование. Несколько лучше ситуация с выпускниками факультетов управления и менеджмента, с юристами и финансистами, инженерами и программистами. При подборе сотрудника я обращаю внимание на его мозги, энергетику, знание языков, профессиональный опыт, моральные принципы и планы. Какой у него диплом, мне интересно в последнюю очередь.

Как Вы оцениваете уровень зарплат в радиобизнесе в сравнении с другими СМИ?

Как вполне конкурентный и соответствующий размерам рынка. С активизацией государства (реформирующего сегодня свои радио-ресурсы), «планка» зарплат сильных эфирных и продюсерских персоналий поднялась еще выше. Сотрудники коммерческих служб радиокомпаний всегда зарабатывали неплохо (правда, если работали эффективно!). Так что пока грех жаловаться.

Какие кадровые задачи и проблемы Вы прогнозируете для радиобизнеса на ближайшие 5 лет? Какими видите пути их решения?

На мой взгляд, постепенно будут уходить в прошлое категории так называемых «узких» специалистов. Как я уже говорил, новые технологии меняют сам подход к работе. Будущее за «мультиинструменталистами», которые резво соображают и реализуют свои идеи. Готовить людей с такими навыками и качествами необходимо уже сейчас. В книжке Funky Business два умных шведа, Йонас Риддерстраль и Келле Нордстрём, высказались весьма точно: в недалеком будущем мы увидим всего два вида компаний – быстрые или мертвые.

Что Вы можете посоветовать молодым людям, которые мечтают работать на радио? Это перспективно? Что необходимо для успешной карьеры?

Радио будет востребовано людьми до тех пор, пока они будут стремиться получать информацию и эмоции посредством пары ушей. Похоже, что с этой точки зрения работы хватит и нам, и нескольким будущим поколениями. Радио
стремительно видоизменяется, и в конкурентной борьбе (в том числе с другими электронными медиа) выживут лишь те проекты, которые трансформируются из «хозяина»  частот в производителя и агрегатора уникального аудио-контента.  Это означает, что будущее открыто для «специалистов-многостаночников» - креативных и динамичных, умеющих ориентироваться как в оффлайн-, так и в онлайн-средах, владеющих навыками самоорганизации, знающих языки, для тех, кто
быстро приспосабливается к самым разным корпоративным культурам. Ключевыми
качествами для таких сотрудников будут оставаться воображение и желание делиться «увиденным» с окружающими. Как сказал нам во время одной из фокус-групп 5-ти летний
ребенок: «Я радио люблю больше, чем телевизор. В нем  - картинки интереснее!»

MediaJOBS