Назад к списку Профессия и карьера

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS: «В индустрии коммуникаций нет места случайным людям»

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACSНадежда Макова окончила восточный факультет СПбГУ. Отвечала за направление внутренних коммуникаций Unilever в регионе Россия, Украина, Беларусь в 2008-2013 гг. Главред индустриального издания EventRU в 2012 — 2015 гг. Основатель и главный редактор международного издания Live Communication Magazine. Учредитель первого в России форума ивент-индустрии Global Event Forum. Соавтор книги о корпоративной культуре «Winning the hearts: достучаться до сердец». Генеральный продюсер XI Международного Фестиваля событийного маркетинга EuBea. Главный редактор портала event-forum.ru. Владелец и креативный продюсер Live.Group. Соучредитель и автор идеи международного фестиваля bema! Best Experience Marketing Awards. Директор Moscow Advanced Communications School.

Надежда, расскажите, как вы сами попали в профессию, где получали знания и как осваивали практические навыки?

В индустрии коммуникаций я уже больше 10 лет. Окончив Восточный факультет СПбГУ, практически сразу попала в индустрию — отвечала за внутренние коммуникации в регионе RUB в компании Unilever. Покинув бренд спустя несколько лет, я занялась продюсированием деловых событий и издательством индустриального издания, организовала первый форум российской event-индустрии Global Event Forum, потом второй и третий.

За последние 5 лет мы с командой сделали много важных и полезных проектов: организовали российскую премию площадок Live.Venues Award, привезли в Петербург международный фестиваль European Best Event Awards, спродюсировали фестиваль событийного маркетинга bema!, а также учредили международное издание в области коммуникаций Live Communication Magazine. Теперь все мои мысли заняты школой MACS — в этом проекте я вижу важную миссию для индустрии и рада стоять у истоков глобальных образовательных перемен.

Каждый проект — это вызов, путь проб и ошибок, путь знаний, преодоления страхов и стереотипов. Это создание нового, но необходимого. Толчок для развития индустрии. Возможности стать лучше, получить новые знания, реализовать задумки приходят к нам ежедневно, и разница лишь в том, что одни используют эти возможности, прокачивают себя, а другие нет. Я открыта этому миру, свежим идеям, новой информации и живу в стиле life-long learning. Убеждена, что непрерывный процесс обучения — залог успеха не только в работе, но и в жизни в целом.

Как вы понимаете понятие life-long learning, и почему это так необходимо?

Life-long learning — это, прежде всего, стиль жизни. Современный коммуникатор, да и в принципе любой профессионал, который хочет быть и оставаться востребованным и успешным, не может быть таковыми, если пять лет обучения в вузе стали крайней образовательной «станцией». Наша индустрия меняется каждые два года или даже чаще, и повышение квалификации — это острая необходимость, а не хобби. Многие специалисты это понимают и покидают компании, которые не дают им возможность расти.

Отличается ли ситуация на рынке труда креативных индустрий в России и в мире? Почему? 

Разница есть. На Западе коллеги уже давно пришли к тому, что обновлять базу знаний нужно постоянно. Более того, ведущие образовательные заведения в Европе много лет строят процесс обучения на синтезе теории и практики. Любое знание зарубежные студенты закрепляют опытным путем, иначе их профессиональный уровень не будет отвечать реальным потребностям индустрии, они не смогут претендовать на успех в профессии. Стратегия life-long learning на Западе широко распространена, мы только начинаем это признавать и принимать.

Россия невероятно богата на талантливых людей. Мы — авантюристы и не мыслим шаблонно. В этом с нами сложно соревноваться. Но отечественная индустрия коммуникаций в большинстве своем — это сфера «самоучек». Если структурировать весь существующий опыт, добавить к нему прогрессивную ресурсную базу с возможностью выполнять практические задачи в процессе обучения, молодое поколение в нашей стране будет на голову выше коллег за рубежом. С появлением школы MACS, я уверена, это лишь дело времени.

Как изменился за время вашей работы рынок коммуникаций? Какие проблемы и возможности есть в индустрии сейчас? И как он будет трансформироваться в дальнейшем? 

Если проводить параллель между развитием индустрии и периодами взросления человека, то, когда я начинала, индустрия была «подростком». Все довольно комфортно жили и развивались без единой «системы координат», аналитика была, но о ней мало кто говорил так серьезно. Специальные события давали большой простор для креатива и профессионального «маневра», поэтому за небольшой период времени этот рынок шагнул далеко вперед. Сегодня мы живем в цифровом мире, где есть искусственный интеллект, нейронные сети, интернет вещей, digital стал частью жизни, а роботизация вошла в нее с экранов кино. Мир очень изменился. Индустрия должна стать не только актуальной, но и максимально профессиональной. В ней больше нет места случайным людям.

Что будет? Технологии продолжат развиваться, роботы плотно войдут в обыденную жизнь, став заменой «ручному труду», а те, кто идет в ногу со временем, окажутся невостребованными — успешными станут те, кто идет на два шага вперед!

Специалисты-практики с постоянно обновляющимися знаниями, с искренним желанием профессионального роста возглавят индустрию, став коммуникаторами нового поколения. Они создадут индустрию нового формата: структурированную, эффективную, экспертную.

Как быть успешным продюсером? Какие личностные качества и компетенции нужно для этого развивать? 

Я думаю, что продюсер — это прежде всего стратег. Ты должен видеть на три шага вперед, просчитывая риски, точно знать все сильные и слабые стороны проекта, чтобы в итоге привести его к успеху. Напоминает игру в шахматы, только в случае проигрыша партия не начнется заново. Права на ошибку зачастую нет. Продюсирование — это искусство глобально нестандартно мыслить и брать на себя большую ответственность. По сравнению с другими видами деятельности в этой профессии крайне мало игроков, и, мне кажется, я догадываюсь почему.

По большому счету, секрет успеха прост: нестандартно мыслить, стратегически действовать и делать каждый шаг сразу на три клетки вперед.

Вы стали сооснователем и директором школы коммуникаций Moscow Advanced Communications School. Школа только открылась и выпускников у нее пока не было. Расскажите, как разрабатывалась учебная программа?

Да, мы стартап. Но очень важный, я бы даже сказала, жизненно необходимый. В этому году мы запускаем сразу 5 факультетов по самым востребованным и перспективным направлениям: «Репутационный менеджмент», «Digital коммуникации», «Цифровая трансформация», Employer Brand Development и Event Marketing. Уже после первой волны собеседований, 30% мест забронированы, что подтверждает нашу убежденность в востребованности Школы и специальностей, обучение которым мы открываем.

Школа базируется на многолетнем опыте, экспертизе и беспрекословном успехе Universal University (доме легендарной «Британки», самой успешной школы частного образования в России). Это первый университет креативной индустрии России с самой мощной ресурсной базой в нашей стране. Опираясь на экспертизу Университета и знание «болевых точек» индустрии, мы сформировали программу, которая сможет подготовить прогрессивных коммуникаторов в самом широком смысле этих слов.

В основе учебной программы 5 важнейших принципов:

1. Преподаватели-практики — ведущие эксперты, представители крупнейших компаний в нашей стране. Если человек не работает в индустрии, он не работает в MACS.

2. Погружение в индустрию с первого дня обучения: студенты MACS работают только с «живыми» кейсами и практикуются на реальных запросах клиентов. Для студентов это уникальная возможность найти новых партнеров и клиентов уже во время обучения.

3. Академическое качество образовательных программ. Это значит, что вместо длинного списка дисциплин студентов ждет система проектных модулей. Сначала практика, потом теория. Не иначе.

4. Международная экспертиза: ведущие эксперты Европы делятся опытом мировых агентств.

5. Диплом дополнительного профессионального образования — свидетельство компетентности специалиста и «путевка» в компанию мечты.

В России долгое время не было альтернативы стандартному высшему образованию, способной обеспечить студенту обучение в спектре 360 градусов. В этом смысле мы предлагаем уникальный продукт. Теперь есть MACS — как альтернатива и как принципиально новое решение на российском рынке дополнительного образования.

Кого вы видите в рядах учеников? Это будет обучение с нуля новой профессии или повышение квалификации?

У нас запущено 3 типа программ: годовые фундаментальные программы ДПО для молодых специалистов с минимальным опытом или вообще без опыта работы, интенсивные профессиональные программы повышения квалификации продолжительностью от 1 до 3 месяцев и краткосрочные интенсивы EXPRESS от 4 до 6 дней для супер прокачки определенного навыка или получения набора инструментов в одном сегменте.

Студент MACS — это прежде всего осознанный человек, с горящими глазами и желанием не останавливаться на достигнутом. Это не случайный человек в индустрии. Он амбициозный, любопытный, открытый знаниям профессионал, цель которого — стать востребованным и работать в международной компании в статусе топ-менеджера или успешно развивать собственный стартап. Эти люди не мыслят стереотипами, они смелые и хотят «играть по своим правилам».

Если резюмировать, то можете ли вы назвать основные слабые места нынешних специалистов, которые вы надеетесь укрепить за время обучения?

Молодым специалистам, работающим сегодня на рынке коммуникаций, не хватает практики и структуры. Они, может, и получили довольно большой опыт «в полях», но их знания во многом основаны на суждениях и предположениях, у них нет фундамента. В университетах нас не готовят к тому, что такое цифровая трансформация, digital продвижение и интегрированная кампания, никто ни слова не говорит про репутационный менеджмент. А это критично важные компетенции в современной бизнес-среде. Мы провели глобальное исследование и теперь точно знаем, какими навыками и компетенциями должен обладать специалист, чтобы работодатели, инвесторы и клиенты стояли за ним в очереди.

Как вы считаете, какими будут самые популярные специальности коммуникационной индустрии в ближайшие годы? 

Это не я считаю, это данные наших аналитиков. Глобально самые перспективные направления, в которых прогнозируется существенный рост и в объеме, и в значении для бизнеса — это Reputation Management, Employer Brand Development, Digital Marketing, Digital Transformartion, Event Marketing. Специалисты с такими уникальными компетенциями появятся уже через год, и это будут выпускники MACS, которые без сомнений перевернут «игру» и построят новую индустрию коммуникаций в стране.

Евгения Майорова

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Россия
по договоренности
Подробнее
5 часов назад
Подробнее
Москва
от 60 000 до 70 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Подробнее
Москва
от 90 000 до 110 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Посмотреть все вакансии