Назад к списку Профессия и карьера

Наталья Дмитриева, Gazprom-Media Digital: «Традиционным СМИ теперь тоже нужны технические специалисты, которые разрабатывают, строят и поддерживают платформы для вещания в интернете»

Наталья Дмитриева. Закончила Московский авиационно-технологический институт (МАТИ – РГТУ), факультет информационных систем. Опыт работы: 1999-2004 гг. - рекламное агентство полного цикла Clarus Team TA Russia, рекламные и маркетинговые услуги. С 2004 по 2010 год работала в холдинге DirectGroup директором по маркетингу и продажам компании «Миланор», владеющей рядом информационно-развлекательных порталов, в том числе WomanJournal.ru, ООО «Ярмарка.ру», а также управляющей сайтом Passion.ru и еще 20 интернет-проектами. В 2011 году – директор по маркетингу RuTube. С октября 2011 - генеральный директор Gazprom-MediaDigital. Интервью с Н. Дмитриевой MediaJOBS.RU продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».

Наталья, по-Вашему, в каких сегментах электронных СМИ цифровые технологии максимально потребовали новых профессиональных квалификаций сотрудников?

Новые профессиональные навыки потребовались в большей степени сотрудникам теле- и радиокомпаний, которые начали заниматься дистрибуцией контента и его продвижением – маркетинговым и технологическим. За последние годы практически все крупнейшие медиахолдинги обзавелись интернет-ресурсами, с помощью которых они продвигают свой контент в сети. И этими ресурсами нужно заниматься точно так же, как и основным носителем, – обновлять, обеспечивать бесперебойную работу, промоутировать, предлагать рекламодателям, наконец.

Какие из традиционных профессий в телевидении и радио очевидно изменились в связи с цифровыми технологиями: а) по функционалу, б) по квалификационным требованиям?

Не стала бы говорить о том, что традиционные профессии серьезно изменились. Рост проникновения интернета, по-моему, не должен повлиять на каждодневную работу, например, специалистов программных дирекций, занимающихся сеткой вещания каналов. Их функционал и квалификационные требования вряд ли изменились. Разве что при донесении информации о сетке вещания до массовой аудитории фокус сместился с печатной прессы и телегидов на интернет-площадки. Скорее, можно говорить о появлении новых направлений, связанных с созданием платформ для вещания в интернете.

Появились ли совершенно новые профессии? 

Совершенно новых не появилось, скорее, новых для традиционных СМИ. Им теперь тоже нужны технические специалисты, которые разрабатывают, строят и поддерживают платформы для вещания в интернете, специалисты по продажам, которые умеют реализовывать рекламу на таких платформах, и специалисты, которые способны привести и удержать аудиторию. Для создания и поддержки вещательных интернет-платформ нужны не только техники, но также идеологи и архитекторы. Дистрибуция контента в сети – тоже немаленькое направление, здесь нужны не только те, кто умеет бесплатно раздать ваш контент, чтобы привлечь пользователей на сайт, но и те, кто сможет продать популярный контент. В маркетинговом блоке теперь почти постоянно открыта вакансия специалиста по продвижению в социальных сетях. Появление и популяризация соцсетей создали устойчивый спрос на так называемых «эсэмэмщиков» – специалистов по Social Media Marketing (SMM), которые умеют строить сообщества в интернет-среде и взаимодействовать с ними.

Назовите  5 профессий  наиболее востребованных и перспективных для цифровых электронных СМИ в ближайшие пять лет.

Технические специалисты, умеющие работать с высоконагруженными сетями, веб-аналитики, менеджеры проектов, отвечающие за стратегию, интернет-маркетологи и специалисты по работе с социальными сетями.

Какие процессы они будут обслуживать и какие задачи решать?

Работать с CDN – ContentDeliveryNetwork, особой сетевой инфраструктурой, которая оптимизирует доставку контента конечному пользователю. При использовании CDN данные копируются на серверах, расположенных в непосредственной близости от компьютеров пользователей. Таким образом, информация передаётся по кратчайшему сетевому маршруту, что особенно важно для «тяжелого» контента, каким является видео. Специалисты по CDN будут нужны любому СМИ, так как видеоматериалы на своих сайтах теперь размещают не только телевизионные, но и радиокомпании, а представленные в сети газеты и журналы все чаще стараются дополнять текстовые сюжеты видеокадрами. Между тем, это очень «тяжелый» контент, и его важно правильно доставить по адресам, которые все чаще находятся за пределами Москвы и Петербурга – основной прирост в последние годы обеспечивают регионы.

Веб-аналитики должны уметь обработать и осмыслить весь массив данных, касающихся работы сайта и его аудитории. Без этого качественное управление проектом невозможно. Управленцы должны быть в состоянии обеспечить профессиональное руководство проектом – как идеологическое, так и операционное. Интернет-маркетологи и эксперты по соцсетям будут в цене с учетом того, что предложение контента и сайтов в сети неограниченно, здесь крайне важно уметь коммуницировать со своей аудиторией и долго удерживать ее.

Какие вузы уже готовят или планируют подготовку таких специалистов?

Сейчас по интернет-специальностям в вузах можно, скорее, получить базовое образование. Интернет еще настолько молод, что преподавательский состав, который способен научить сетевым профессиям, растет вместе с ним. По моим наблюдениям, многие крупные вузы стараются привлекать настоящих профессионалов в интернете в качестве приходящих лекторов. Более глубокие знания в этой области доступны тем, кто работает в интернет-компаниях, выделяющих ресурсы на воспитание кадров. У интернет-гигантов, например, таких, какYandex и Mail.ru, а также у крупных интернет-агентств есть свои обучающие центры.

Какие  еще изменения на рынке труда электронных СМИ в связи с повсеместным внедрением цифровых технологий Вы можете прогнозировать?

Специализация будет углубляться, а профиль специалистов - сужаться, что должно привести к повышению общего профессионального уровня. В ближайшие годы будет активно развиваться мультиэкранное потребление контента. Заканчиваются времена, когда доступ к информации ограничивался одним лишь сайтом, на который пользователь заходил со своего компьютера. Аудитория начинает активно пользоваться мобильными устройствами –телефонами и планшетными компьютерами, устанавливая на них различные приложения, телевизионными приставками и телевизорами с доступом в интернет. В результате именно сейчас формируется целое новое направление: нужны специалисты по представлению одного и того же контента на различных платформах. Довольно скоро для медиакомпаний станет важно не только быть представленными в интернете с помощью сайта или портала, но уметь быстро и качественно раздавать свой контент в различные цифровые среды.