Назад к списку Профессия и карьера

Наталья Щербакова: «Не профессия, а мечта: целыми днями смотреть хорошие фильмы»

Сколько часов в день человек тратит на просмотр кинофильмов? Английская социологическая служба Populus по заказу газеты The Times провела исследования и установила: в среднем взрослый англичанин тратит 3.7 часа в неделю на кинопросмотр (что эквивалентно просмотру двух фильмов). Причем, 18% вообще не смотрят кино, 63% довольствуются полутора часами (т.е. одним фильмом в неделю). 5 –10 часов тратят 12% опрошенных, 10-20 часов - 4%, и, наконец, 3.7% можно назвать запойными киноманами – они проводят за просмотром более 20 часов в неделю (т.е. смотрят кино каждый день, и больше одного фильма). В России такие люди тоже есть. Причем проводят время у телеэкранов исключительно «по долгу службы». Руководитель службы кинопоказа телекомпании «Звезда» Наталья Щербакова рассказала порталу MediaJOBS.RU о своей работе.

Наталья Александровна, кинопоказ – одно из главных конкурентных преимуществ любого телеканала. Ведь значительная часть зрительской аудитории приходит на канал за хорошим фильмом. Этим и определяется особая роль специалистов службы кинопоказа в телекомпании. Расскажите, пожалуйста, о работе руководителя этой службы.

У меня профессия, о которой можно только мечтать: целыми днями смотрю художественные фильмы и сериалы. Причем в рабочее время – и абсолютно официально! Служба кинопоказа занимается формированием кинорепертуара на телеканале «Звезда». Мы работаем со многими ведущими киностудиями России и других стран. И я, и редакторы нашего отдела просматривают множество фильмов и сериалов, а потом мы сообща решаем, какие из них телекомпания будет закупать, а какие приобретать не стоит.

Что является основным критерием отбора фильмов для телеканала?

У каждого телевизионного канала есть свое направление, концепция, которой обязана следовать служба кинопоказа. Телеканал «Звезда» - это патриотический канал, следовательно, в эфире исключен негатив. Мы не показываем насилие, здесь отсутствует криминал, нет программ аморального характера. Основу кинопоказа составляют лучшие киноленты отечественного производства, фильмы наших ведущих киностудий: «Мосфильма», киностудии им. М. Горького, «Ленфильма». Предпочтение отдаем отечественному кино. В этом как раз и заключается преимущество канала «Звезда»: зритель знает – если он выберет эту кнопку, то сможет увидеть лучшие отечественные фильмы. У нас есть большой фонд военных кинолент, а для маленьких зрителей - детские фильмы и сказки.

Зарубежный кинематограф на телеканале тоже представлен, пусть в меньшей степени, чем отечественный, но это проверенные временем и полюбившиеся зрителю ленты. В основном, сериалы (например, «Комиссар Наварро», «Спрут» и другие). Есть и новинки: «Детектив Монк», «Братья Доннелли», «Служба расследований» и другие. Зритель очень любит военные драмы, детективные истории. Словом, мы показываем просто хорошее кино, которое будет интересно человеку любого возраста.

Вы сказали «зритель любит». Как Вы определяете интересы аудитории, чтобы решить, какой фильм будет ей интересен, а какой не соберет достаточного количества людей перед экраном?

Для этого существует специальная аналитическая служба, которая обрабатывает все данные о просмотре каждой из программ телеканала. У канала «Звезда» есть свой сайт, где любой зритель может написать свои пожелания, есть почта. В конце концов, можно по телефону позвонить и выразить свои предпочтения. И, кстати, звонят часто, особенно по поводу документальных фильмов. В этих картинах используется хроника и архивные кадры, и люди узнают своих родственников. А если зритель хочет увидеть любимый фильм или тот, который пока еще не видел, но много о нем наслышан, он отправляет на телеканал письмо или оставляет свое пожелание на сайте. Потом все заявки анализируются, суммируются «баллы», которые набрали фильмы-лидеры зрительских предпочтений, и, в зависимости от этого, аналитики составляют своеобразный рейтинг кинолент и сериалов. Мы же получаем эти цифры и формируем пакет кинопоказа.

При этом наверняка приходится повторно просматривать фильмы, которые Вы уже видели, и неоднократно. Не пробовали подсчитать, какой фильм в этой связи Вам пришлось просмотреть наибольшее число раз?

Такого не припомню, а вообще, действительно, большинство фильмов мне пришлось посмотреть много раз. Даже если какая-то конкретная кинолента тебе хорошо знакома, решая вопрос трансляции ее на канале, важно понять, не потеряла ли она актуальность сегодня. Как смотрится с позиций нашего времени? Сможет ли заинтересовать зрителя телеканала «Звезда»? В конце концов, если это совсем старый фильм, смотришь его на предмет дефектов пленки. Причем такой «рабочий» процесс просмотра отличается от «домашнего»: смотришь очень внимательно, по ходу делаешь записи. За один «сеанс» можно просмотреть один конкретный фильм несколько раз (это в основном относится к зарубежному кино – иногда приходится делать купюры, если картина по каким-то критериям не соответствует требованиям канала, о которых я говорила ранее).

Должность «руководитель службы кинопоказа» наложила какой-то отпечаток на Ваше восприятие кинофильмов в нерабочее время?

Для просмотра фильмов в личных целях времени и сил уже не остается. Поэтому, если все же выдается дома свободная минутка, предпочитаю те ленты, которые люблю, хорошо знаю и поэтому могу смотреть без ручки и блокнота. Словом, для себя – чтобы отдохнуть и получить удовольствие. Люблю картины Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова, Сергея Параджанова, Ларса фон Триера, Джузеппе Торнаторе. Какой-то один любимый фильм среди них выделить сложно. Могу сказать только, что мое желание заниматься кинематографом профессионально родилось в тот момент, когда я впервые увидела «Солярис» Андрея Тарковского. Он просто перевернул сознание. Не так давно американцы сняли римейк, но, несмотря на обилие спецэффектов и совсем другой бюджет, американский фильм во многом уступает «Солярису» Тарковского. Может быть, именно из-за спецэффектов. Ценность произведений Тарковского ведь не столько в картинке, сколько в умении задеть за живое, заставить думать.

Если руководитель службы кинопоказа просматривает фильмы, которые составят основу телевизионного пакета канала, то чем занимаются остальные сотрудники?

Кто-то отвечает за отечественные современные фильмы, кто-то - за зарубежное кино. Словом, у каждого редактора – свое конкретное направление. В службе кинопоказа работают как редакторы по игровому кино, так и специалисты по документалистике, есть менеджер по контрактной работе и координатор по работе с видеоматериалами. Руководитель курирует сразу все направления и организует работу команды.

Как Вы формировали эту команду? Что является обязательным критерием отбора сотрудников в службу кинопоказа?

Любовь к предмету. Это видно сразу, достаточно пару минут поговорить с человеком о кино. Он может разбираться в материале, даже не имея профильного образования, - есть такие, кто хорошо знает кинематограф, просто потому что с удовольствием и помногу смотрят фильмы. Однако почти все, кто работает в службе кинопоказа телекомпании «Звезда», закончили Всесоюзный Государственный институт кинематографии. Я и сама выпускница ВГИКа, специальность - киновед. Прежде, чем стать руководителем, работала редактором кинопоказа.

Благодаря каким личностным качествам редактор может превратиться в руководителя службы кинопоказа?

Очень важный аспект нашей работы – это умение абстрагироваться от своего личного «я». Я показываю фильмы не для себя, а для зрителя, и должна учитывать в первую очередь интересы аудитории, которая приходит на наш канал. Без четкого понимания этого работа не получится, даже, если вы очень хорошо знаете и любите кино.

Вообще умение ставить общественное превыше личного необходимо любому сотруднику, на любой позиции. Когда ты только приходишь из института, у тебя полно творческих планов и огромное желание их реализовать. Но телевидение диктует свои законы: лицензионные сроки, хронометраж, рейтинг. Поэтому, с одной стороны, здесь должен работать человек творческий, с другой стороны – он должен хорошо понимать и принимать существующие стандарты, то есть «творить в рамках».

Кадровый состав многих центральных телевизионных каналов в значительной степени состоит из специалистов, вышедших из региональных компаний. Каково отношение к региональному кадровому ресурсу у телеканала «Звезда»?

В региональных телекомпаниях практически нет кинопоказа, там, в основном, новости, телевизионные программы. Поэтому в свою службу я бы не стала брать специалиста с регионального телевидения. Повторюсь: человек, который хочет заниматься кинопоказом, должен хорошо знать кино, историю кинематографа, ведущие направления. А эти знания нельзя приобрести за 1-2 месяца (то есть тот период, который мы отводим на обучение нового специалиста тонкостям работы). Это нарабатывается годами.

То есть Вы хотите сказать, что ВГИК выпускает готовых специалистов для службы кинопоказа?

Я бы не назвала их «готовыми» - этих людей все равно приходится доучивать. Ведь ВГИК выпускает кинокритиков. Студенты там просто изучают историю кино, знакомятся с развитием кинематографа в разных странах. А вот как применить знания на практике – этому можно научиться только в процессе работы. Параллельно придется приобретать специфические навыки. Например, навык телевизионного программирования и перспективного планирования. К тому же сотруднику службы кинопоказа необходимо разбираться в вопросах авторского права. Нужно уметь грамотно и красиво составлять аннотации к фильмам. Я редко вижу хорошие профессиональные аннотации и в прессе, и в Интернете, и на DVD. В основном написание аннотаций сейчас сводится к краткому пересказу сюжета. Это неверно: аннотация должна заинтересовать зрителя, привлечь его внимание. А развитие сюжета зритель узнает, посмотрев фильм. Вообще первое и самое главное требование к сотруднику службы кинопоказа - ничего не брать за образец. Чтобы писать аннотации к фильмам, нужно иметь литературный дар и хорошо знать кино. А диплом ВГИКа – вовсе не обязательное условие для работы в службе кинопоказа. Пропуском сюда является и любой другой диплом, если в придачу к нему человек продемонстрирует любовь к кинематографу и желание донести эту любовь до зрителя. Конкретным же алгоритмам работы мы научим.

А вот чему обучить не сможем – иностранным языкам. Свободное владение хотя бы одним из них – обязательное условие для сотрудника службы кинопоказа: многие зарубежные фильмы приходится просматривать в оригинале, к тому же нам постоянно приходится участвовать в международных кинофестивалях.

На каких международных киноплощадках стоится Ваша работа?

Мы посещаем Московский Международный телемаркет, Каннский телерынок, World Content Market в Праге, Discop в Будапеште. Каждый кино- и телерынок по-своему уникален. Разные программы, специфическая аудитория (кинорежиссеры, продюсеры и т.д.). Именно здесь завязываются деловые отношения, приобретаются нужные связи и знакомства. Только на таких рынках и предоставляется уникальная возможность: а) получить сразу очень большой объем нужной информации по кино (например, о новинках, которые выходят в прокат); б) анализировать кинопоказ на других каналах; в) изучать зрительские пристрастия, общаясь с профессиональными аналитиками.

Каждый день на подобном форуме состоит из встреч и просмотра фильмов. Но, как правило, работа начинается задолго до самого рынка. Изучаются каталоги, назначаются встречи. Я давно убедилась: приезжать на кинорынок нужно уже подготовленным, в противном случае рискуешь потратить время впустую.

Что дает Вам эта работа - в моральном смысле и материальном? Как бы Вы оценили уровень зарплат специалистов в области кинопоказа?

К сожалению, зарплаты у редакторов кинопоказа на всех телеканалах невысокие. На телевидении больше ценятся другие специальности: режиссеры, продюсеры. Чтобы работать в кинопоказе, нужно быть очень увлеченным человеком – в этом случае деньги не играют особой роли при выборе рода занятий. Не хочу говорить за других, скажу за себя: кино - это моя жизнь, я люблю свою профессию и не хотела бы заниматься чем-то другим. Даже если бы вдруг представилась возможность начать все с нуля, я все равно бы выбрала кино. Снимала бы собственные фильмы.

 MediaJOBS