Назад к списку Профессия и карьера

Николай Кононов, главный редактор интернет-журнала «Секрет фирмы»: «Не мешайте людям самореализовываться»

Николай Кононов — главный редактор интернет-журнала о бизнесе «Секрет фирмы» в составе группы компаний Rambler&Co, автор двух книг. В 2002 году окончил кафедру литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ. Работал в газете «Известия», журнале «Эксперт», был обозревателем и редактором российского Forbes с 2005 по 2010 год, в 2011 году участвовал в запуске сайта Forbes.ru. В 2010-2011 годах был одним из старших редакторов Slon.ru. С 2012 по 2015 год возглавлял ежедневное интернет-издание для предпринимателей Hopes&Fears, после включения которого в структуру The Village стал редакционным директором Look At Media. Редакцию онлайн  журнала «Секрет фирмы» возглавляет с января 2015 года.

Николай, наш портал – о работе и карьере в медиа. Вы сделали впечатляющую карьеру на ключевых должностях в известных российских медиакомпаниях к 35 годам. Ваш конек – истории успеха, находки менеджмента и проблемы нового поколения предпринимателей. Об этом был Hopes&Fears, те же темы вы освещаете сейчас в обновленном интернет-издании «Секрет фирмы». Расскажите, как вы шли к этому.

Вы преувеличиваете насчёт впечатляющей карьеры. Я делал то, что считал нужным и интересным, вот и всё. Начинал в «Известиях» как корреспондент, которого посылают то туда, то сюда — на «социальные» темы. Лагеря беженцев в Ингушетии, выборы Кадырова-старшего в Чечне, очерки о людях, которые создавали какие-то интересные проекты, совершали странные и при этом важные поступки. Затем я стал спецкором в «Столичной вечерней газете», где было два выпуска — утренний и вечерний. Там я искал яркие истории и писал о них без особенной специализации. А потом транзитом через «Эксперт» в 2005 году я оказался в русском Forbes — и всё самое интересное произошло со мной там.

Что же случилось во время вашей работы в Forbes? Почему вы считаете именно это время особенным?  

Во-первых, прошёл всего год с убийства Пола Хлебникова, и инерция внутри редакции была сильна. Все строжайше проверяли информацию, досконально расследовали разные истории и горели тем, что делали лучший журнал о бизнесе в России. Там я ездил в командировки по стране и искал праведников, на которых село стоит — то есть предпринимателей, которые реально, а не в качестве пиар-активности, меняют среду. И всё, что происходит с этими отщепенцами, белыми воронами и конструктивными сумасшедшими, стало моей магистральной темой.

Расскажите немного о том, как вы развивали «свою» тему?

Я публиковался в The New York Times и Quartz, написал две книги. Одна — сборник рассказов «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля». Вторая — «Код Дурова», о создателе «ВКонтакте». В какой-то момент мне показались скучными все существующие издания о предпринимательстве и я решил сделать своё. Летом 2012 года я познакомился с Василием Эсмановым и Алексеем Амётовым из Look At Media, они как раз думали о сайте для нового поколения предпринимателей. Спустя два года наш Hopes&Fears объединили с The Village. Но команде сайта было не очень интересно работать внутри другого издания. Тогда нам предложили перезапустить в интернете бумажный «Секрет фирмы» — культовый журнал для русских бизнесменов. Мы согласились.

И у вас неплохо получилось! Как вы считаете, какого рода нишевые проекты имеют будущее на рынке российских интернет-СМИ? Могут ли сегодняшние молодые авторы и редакторы построить карьеру или медиабизнес, специализируясь на конкретной тематике?

Давайте сначала договоримся, что такое «будущее».  Коммерческий успех или аудиторный? Любой нишевой проект может собрать вокруг себя читателей, если рассказывает о чём-то действительно важном, интересующем значительное количество людей. Я считаю перспективными любые темы, к которым есть массовый интерес. Авторы и редакторы, безусловно, могут долго разрабатывать одну тему – писать об угле или банках. Но надо иметь в виду, что монотема может довольно быстро надоесть хуже горькой редьки, и тогда вам придётся приложить ужасно много усилий, чтобы выйти за её пределы.

Вы ведете личные мастер-классы, один из них под названием «Школа редакторов диджитал медиа» начнется 6 марта. Можете прямо сейчас дать совет на одну из тем вашего мастер-класса – как искать таланты и создавать звезд?

Ищите любопытных людей и давайте им задания, превышающие их представления о собственных возможностях. Не мешайте им самореализовываться. В свои команды я с успехом приглашал тех, кто был недооценён в других редакциях.

В последнее время создатели материалов онлайн-изданий становились все более универсальными, они не только писали на разные темы, но и часто подбирали иллюстрации, снимали видео, отвечали на сообщения читателей. Не думаете ли вы, что отсутствие некоторых узких специалистов в редакциях интернет-СМИ ведут к заметному снижению качества продукта? 

Думаю. Проблемы качества интернет-изданий можно решать, подбирая талантливых людей, у которых всё в порядке с мотивацией и с такой вещью как self-management.

В каких специалистах сегодня особенно нуждаются интернет-издания и нишевые СМИ? Назовите, на ваш взгляд, самые востребованные профессии, «дефицитные» квалификации.

Сммщик, который коммуницирует с читателем так, что эта коммуникация воспринимается как отдельная история, один из видов контента издания. Data editor, который обожает большие данные, анализирует их и приходит к нетривиальным умозаключениям. Спецкорреспондент, который смотрит на вещи под каким-то своим углом зрения, содержательным. И он умеет оригинально рассказывать истории.

Что вы сами смотрите и читаете сегодня, кроме «Секрета фирмы»? Какие СМИ признаете профессиональными?

Не смотрю и не слушаю ничего, кроме «Дождя», и то очень редко по ссылкам в соцсетях. Читаю свой фид в Facebook, который давно стал отдельным медиа, утренней газетой. Там чаще других появляются ссылки на Wired, FastCompany, New York Times, NewYorker, а из русскоязычных на Газета.Ru, «Ведомости», РБК.

 

Вакансии Пресса, Онлайн СМИ

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
18 часов назад
Подробнее
Москва
от 50 000 до 70 000 руб.
Подробнее
04 сентября
Подробнее
Москва
от 40 000 до 50 000 руб.
Подробнее
4 часа назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
4 часа назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
13 часов назад
Подробнее
по договоренности
Подробнее
19 сентября
Подробнее
Москва
от 15 000 руб.
Подробнее
19 сентября
Подробнее
Московская область - Север
по договоренности
Подробнее
18 сентября
Посмотреть все вакансии