Назад к списку Профессия и карьера

Николай Кононов, «Секрет фирмы»: «Не мешайте людям самореализовываться»

Николай Кононов — главный редактор интернет-журнала о бизнесе «Секрет фирмы» в составе группы компаний Rambler&Co, автор двух книг. В 2002 году окончил кафедру литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ. Работал в газете «Известия», журнале «Эксперт», был обозревателем и редактором российского Forbes с 2005 по 2010 год, в 2011 году участвовал в запуске сайта Forbes.ru. В 2010-2011 годах был одним из старших редакторов Slon.ru. С 2012 по 2015 год возглавлял ежедневное интернет-издание для предпринимателей Hopes&Fears, после включения которого в структуру The Village стал редакционным директором Look At Media. Редакцию онлайн  журнала «Секрет фирмы» возглавляет с января 2015 года.

Николай, наш портал – о работе и карьере в медиа. Вы сделали впечатляющую карьеру на ключевых должностях в известных российских медиакомпаниях к 35 годам. Ваш конек – истории успеха, находки менеджмента и проблемы нового поколения предпринимателей. Об этом был Hopes&Fears, те же темы вы освещаете сейчас в обновленном интернет-издании «Секрет фирмы». Расскажите, как вы шли к этому.

Вы преувеличиваете насчёт впечатляющей карьеры. Я делал то, что считал нужным и интересным, вот и всё. Начинал в «Известиях» как корреспондент, которого посылают то туда, то сюда — на «социальные» темы. Лагеря беженцев в Ингушетии, выборы Кадырова-старшего в Чечне, очерки о людях, которые создавали какие-то интересные проекты, совершали странные и при этом важные поступки. Затем я стал спецкором в «Столичной вечерней газете», где было два выпуска — утренний и вечерний. Там я искал яркие истории и писал о них без особенной специализации. А потом транзитом через «Эксперт» в 2005 году я оказался в русском Forbes — и всё самое интересное произошло со мной там.

Что же случилось во время вашей работы в Forbes? Почему вы считаете именно это время особенным?  

Во-первых, прошёл всего год с убийства Пола Хлебникова, и инерция внутри редакции была сильна. Все строжайше проверяли информацию, досконально расследовали разные истории и горели тем, что делали лучший журнал о бизнесе в России. Там я ездил в командировки по стране и искал праведников, на которых село стоит — то есть предпринимателей, которые реально, а не в качестве пиар-активности, меняют среду. И всё, что происходит с этими отщепенцами, белыми воронами и конструктивными сумасшедшими, стало моей магистральной темой.

Расскажите немного о том, как вы развивали «свою» тему?

Я публиковался в The New York Times и Quartz, написал две книги. Одна — сборник рассказов «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля». Вторая — «Код Дурова», о создателе «ВКонтакте». В какой-то момент мне показались скучными все существующие издания о предпринимательстве и я решил сделать своё. Летом 2012 года я познакомился с Василием Эсмановым и Алексеем Амётовым из Look At Media, они как раз думали о сайте для нового поколения предпринимателей. Спустя два года наш Hopes&Fears объединили с The Village. Но команде сайта было не очень интересно работать внутри другого издания. Тогда нам предложили перезапустить в интернете бумажный «Секрет фирмы» — культовый журнал для русских бизнесменов. Мы согласились.

И у вас неплохо получилось! Как вы считаете, какого рода нишевые проекты имеют будущее на рынке российских интернет-СМИ? Могут ли сегодняшние молодые авторы и редакторы построить карьеру или медиабизнес, специализируясь на конкретной тематике?

Давайте сначала договоримся, что такое «будущее».  Коммерческий успех или аудиторный? Любой нишевой проект может собрать вокруг себя читателей, если рассказывает о чём-то действительно важном, интересующем значительное количество людей. Я считаю перспективными любые темы, к которым есть массовый интерес. Авторы и редакторы, безусловно, могут долго разрабатывать одну тему – писать об угле или банках. Но надо иметь в виду, что монотема может довольно быстро надоесть хуже горькой редьки, и тогда вам придётся приложить ужасно много усилий, чтобы выйти за её пределы.

Вы ведете личные мастер-классы, один из них под названием «Школа редакторов диджитал медиа» начнется 6 марта. Можете прямо сейчас дать совет на одну из тем вашего мастер-класса – как искать таланты и создавать звезд?

Ищите любопытных людей и давайте им задания, превышающие их представления о собственных возможностях. Не мешайте им самореализовываться. В свои команды я с успехом приглашал тех, кто был недооценён в других редакциях.

В последнее время создатели материалов онлайн-изданий становились все более универсальными, они не только писали на разные темы, но и часто подбирали иллюстрации, снимали видео, отвечали на сообщения читателей. Не думаете ли вы, что отсутствие некоторых узких специалистов в редакциях интернет-СМИ ведут к заметному снижению качества продукта? 

Думаю. Проблемы качества интернет-изданий можно решать, подбирая талантливых людей, у которых всё в порядке с мотивацией и с такой вещью как self-management.

В каких специалистах сегодня особенно нуждаются интернет-издания и нишевые СМИ? Назовите, на ваш взгляд, самые востребованные профессии, «дефицитные» квалификации.

Сммщик, который коммуницирует с читателем так, что эта коммуникация воспринимается как отдельная история, один из видов контента издания. Data editor, который обожает большие данные, анализирует их и приходит к нетривиальным умозаключениям. Спецкорреспондент, который смотрит на вещи под каким-то своим углом зрения, содержательным. И он умеет оригинально рассказывать истории.

Что вы сами смотрите и читаете сегодня, кроме «Секрета фирмы»? Какие СМИ признаете профессиональными?

Не смотрю и не слушаю ничего, кроме «Дождя», и то очень редко по ссылкам в соцсетях. Читаю свой фид в Facebook, который давно стал отдельным медиа, утренней газетой. Там чаще других появляются ссылки на Wired, FastCompany, New York Times, NewYorker, а из русскоязычных на Газета.Ru, «Ведомости», РБК.

 

Вакансии Пресса, Онлайн СМИ