Назад к списку Профессия и карьера

Нина Зверева: «Где и как учат профессиям ТВ и кинопроизводства?»

На вопросы портала MediaJOBS отвечает Нина Зверева, руководитель телевизионного учебного центра «Практика» в Нижнем Новгороде и учебного центра кинокомпании «Амедиа» в Москве. Вела программы на Горьковском ТВ, готовила материалы для молодежной редакции Центрального телевидения (программа «Взгляд»), являлась собственным корреспондентом программы «Вести» Российского телевидения. Заведует кафедрой телевидения Нижегородского университета. Сегодня Нина Зверева делится опытом подготовки кадров для кино и телевидения.

Посетители портала MediaJOBS – как профессионалы, так и те, кто еще только хочет связать свою карьеру с медиа-индустирией. Какие профессии нынче являются наиболее востребованными или дефицитными в области кино- и телеиндустрии?

Ответы будут разными, потому что в кино гораздо сильнее дефицит кадров, чем на ТВ. Это связано с тем мощным рывком, который сейчас происходит. Судя по нашей компании, не хватает людей всех профессий – режиссеров, актеров, продюсеров, сценаристов. Пока мы не будем иметь, как в Америке, ситуацию, когда за каждым хорошим специалистом стоят и дышат в спину еще пять-шесть сильных – будут оставаться проблемы с кадрами, и как следствие этого, неоправданно расти гонорары и продолжаться политика переманивания лучших и даже средних. На телевидении сегодня, на мой взгляд, появился спрос прежде всего на медиа-аналитиков и хороших рекламистов, так как упор нынче делается на деньги, а не на качество продукта (я говорю о региональном телевидении).

Кто приходит в Ваш учебный центр овладевать профессиональными навыками, что это за люди? Какие требования Вы предъявляете к будущим специалистам?

Так как я руковожу двумя учебными центрами, то начну с АМЕДИА. Мы разработали собственную систему подготовки кадров, которая мне кажется очень эффективной. Система простая. Например, есть четкое понимание, что компании нужны хорошие телережиссеры. Мы имеем базу резерва практически по каждой специальности – этим занимается специальный отдел творческих кадров. Людям рассылаются тесты, по итогам выполнения тестов формируется группа студентов (15-20 человек), при этом никто не обращает внимания на пол, возраст, место проживания (не менее половины – иногородних).

Наш учебный центр – совместно с лучшими телережиссерами компании – разрабатывают учебный план семинара, где есть сочетание лекций, тренингов, просмотров и обсуждений реальных проектов и обязательно – собственная творческая работа в конце обучения. И все это – в течение 5 дней! Мы стараемся, чтобы каждая минута использовалась эффективно, и все задания подбираются исключительно под ту специальность, которая нужна. В результате в конце обучения мы имеем лист с оценками, проводим индивидуальное собеседование и часть людей сразу берем на работу, а остальных держим в качестве ближайшего резерва. Таким образом мы уже обучили сценаристов, осветителей, стейдж-менеджеров, ассистентов по актерам, и т.д.

Требование к специалисту простое – он должен как можно быстрее влиться в ту технологическую жесткую цепочку, которая отличает нашу компанию. Что касается учебного центра «Практика» в Нижнем Новгороде, то мы продолжаем специальные тренинги для репортеров, ведущих эфира, монтажеров, операторов, но в последнее время расширили количество тренингов и занимаемся продюсерами, рекламными менеджерами, редакторами, и т.д. Люди приезжают разные, меня огорчает достаточно низкий общий уровень культуры, плохое владение русским языком, но попадаются и настоящие таланты, ради которых хочется жить и учить! Я всегда стараюсь привить чувство любви к работе в команде и умение сомневаться во всем, при этом оставаясь уверенным в себе.

Как строится учебный процесс? Как он отличается от принятых в других вузах этого профиля?

У нас, как вы понимаете, совсем не вуз, а скорее тренинг-центр. Хотя последнее, что мы затеяли вместе с уважаемым ВГИКом, это уже очень серьезный проект - «Мастерская продюсера Акопова». Ребята, которых мы отбирали со всей страны, в течение трех месяцев учатся по вечерам каждый день, и учебный план у них обширный и серьезный, более 2500 часов, включая экономику, социологию, ораторское искусство, мастерство оператора и т.д. Главный предмет – мастерство продюсера, и читает его (совершенно блестяще!) президент компании АМЕДИА Александр Акопов. Учебу в таких центрах, как наш, отличает чрезвычайно серьезное отношение к учебному процессу как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. «Сачковать» у нас не имеет никакого смысла – одни хотят получить работу, а другие - хороших специалистов. Заинтересованы все!

Кто преподает в Вашем учебном центре? Каковы требования к преподавателям?

Попробую в ответе на этот вопрос объединить оба учебных центра, так как принцип подбора преподавателей один и тот же – сочетание настоящих практиков (которые умеют передавать свои знания!) с преподавателями общегуманитарных дисциплин. В «Практике» хороший психолог проводит занятия по умению работать в команде, а на АМЕДИА лучшие профессора ВГИКА читают лекции по истории мирового кино или истории русской литературы. Наши студенты должны понимать, что тот специалист, который владеет только набором профессиональных навыков без понимания общих процессов развития общества и культуры, сегодня на рынке проигрывает.

Насколько велики шансы Ваших выпускников найти работу по специальности?

Это вопрос не ко мне, так как наши учебные центры (и в АМЕДИА и в Нижнем) имеют дело, как правило, с теми, кто уже работает по специальности и проходит у нас переподготовку. Однако некоторые проекты Учебного центра АМЕДИА рассчитаны на людей, что называется, с улицы – и заранее никто никогда не сможет сказать, возьмут человека после учебы на работу или нет. В любом случае почти все зависит от самого человека, так как под хорошего специалиста легче найти место, чем наоборот – найти специалиста под вакансию.

Каково, на Ваш взгляд, положение с кадрами кино- и телеиндустрии в регионах?

Настоящего кино в регионах нет, за исключением Ханты-Мансийска, где работает отличный продюсер Олег Урушев, который построил павильон и собрал превосходную команду мастеров, в том числе вырастив кадры региональных телеоператоров и монтажеров. Но в основном на его киностудии работают те же москвичи: бюджет региона позволяет приглашать «звезд».

На региональном уровне пока еще существует документальное кино – в том виде, в котором мы представляли этот жанр лет пять-шесть назад, так как наши федеральные каналы приучили нас за последнее время под видом документального кино смотреть неведомо что. Лев Николаев назвал этот новый жанр «докудрама». Но это самое приятное из всех возможных определений огромного числа новых жизнеописаний Сталина, Пугачевой, Ксении Собчак и прочих. Среди настоящих мастеров документального кино в регионах можно назвать членов Академии ТЭФИ Владимира Герчикова и Алексея Погребного, но это старшее поколение, и мы, к великому сожалению, не видим молодых документалистов такого уровня на телекомпаниях России. Это естественно, так как нет заказа со стороны самой телекомпании и нет поддержки со стороны государства, поэтому самые способные ребята едут в Москву и устраиваются в различные студии-продакшн, чтобы делать кино на хорошем уровне. Что касается телевидения, то на уровне региональных телекомпаний можно заметить один и тот же процесс появления новых менеджеров, которые интересуются прежде всего коммерческой стороной дела и практически не занимаются ни обучением кадров, ни созданием нового яркого телепродукта.

Их стремление к экономической независимости можно только приветствовать, но результатом такой деятельности становится падение интереса зрителей городов и сел России к программам родного, местного ТВ и полная победа федерального телевидения, что вряд ли правильно, так как нужда в местной информации была, есть и будет. И преподносить ее можно скучно, а можно – талантливо. Но те, кто хочет и может работать талантливо, сейчас все чаще поглядывают в сторону Москвы и Питера, что меня огорчает. Но, видимо, сейчас такая полоса. Потом будет – обязательно! – другая, и провинция начнет с энтузиазмом искать и учить новые кадры.

Юрий Крохин, MediaJOBS