Назад к списку Профессия и карьера

Олег Колесников: «Критерий качества работы технических служб в том, чтобы о нас как можно реже вспоминали»

НТВ-плюс - российская спутниковая телекомпания, вещающая на большей части России и на Украине. НТВ-плюс - это 123 телеканала: 9 новостных, 18 каналов кино, 14 спортивных, 17 познавательных, музыкальные, каналы для детей. Технический директор НТВ-плюс Олег Колесников ответил на вопросы портала MediaJOBS.RU о технических кадрах современного телевидения.

В компании работает более 1000 человек. Какую роль в работе такого гиганта играет качество технических специалистов?

Качество работы технических специалистов играет роль в любой компании, особенно в телевизионной. Достаточно тяжело увидеть результаты этой работы в самом эфире. Наше качество заключается в том, чтобы нас как можно реже было видно. С другой стороны, мы не только поддерживаем инфраструктуру, но и внедряем новые сервисы, и здесь, безусловно, яркие таланты технических специалистов могут проявиться, что они с успехом и делают.

Откуда технические специалисты приходят в компанию?

Было бы здорово, если бы был какой-нибудь профильный вуз, который готовил бы технических специалистов, мы бы с удовольствием ходили и оттуда их брали. К сожалению, пока такого нет. "Традиционные" телевизионщики, которые знакомы с производством телевизионного контента, как правило, учились либо на связистов, либо в достаточно специализированных институтах, типа Института телевидения и радио и т.д., где готовят людей, в основном, творческих.
Людей, которые занимаются процессом с точки зрения технологии подготовки, практически никогда и нигде не готовили. Поэтому мы набираем тех, кто имеет к этому склонности и хочет у нас работать. Берем, выращиваем до уровня специалистов. Более того, технологии настолько быстро и серьезно меняются - если раньше срок жизни технологии был 7-8 лет, то сейчас срок жизни внедренной ИТ-технологии снижается до 3-4, максимум - пяти лет. Поэтому цикл подготовки такого специалиста, начиная от приема его в какое-нибудь учебное заведение до окончания, может просто не успеть за той технологией, под которую мы ищем людей. Кроме того, также должны быть специалисты, которые должны (и умеют!) готовить специалистов.

А есть ли уже люди, которые готовы перейти на "тренерскую" работу?

Очень тяжело говорить о "тренерской" работе. Если мы говорим о технологии, то надо отметить, что сейчас, в современном телевидении очень много компьютерных ИТ-технологий, которые, как правило, были чуть в стороне от непосредственного телевизионного производства. С одной стороны, на рынке море людей, которые знают ИТ в той или иной степени, но, как показывает практика, когда берешь любого айтишника, пусть самого-самого, то человек "с улицы" не способен работать в структуре производства ТВ-программ. Потому что у них расставлены другие приоритеты и другие скорости реагирования.
У нас любой человек, который отвечает за эфир, он имеет единственную задачу - сделать все, чтобы этот эфир был, и если что-то пошло не так, надо зубами скрепить провода и сделать так, чтобы он пошел. А потом уже начинать разбираться, что не так, какая железка сломалась и т.д. Как правило, айтишники, которые приходят "с улицы", мыслят наоборот - они начинают погружаться в проблему, искать пути ее решения, забывая о том, что существует, не побоюсь этого слова, великая цель - выйти в эфир. Этого люди не понимают. Как показывает практика, большая часть времени уходит на объяснение ему важности задачи поддержания эфира, и уже в последствии требуются его знания как специалиста в той или иной области. Это связано с отличием мира ИТ от мира ТВ. Потому что ТВ существует здесь и сейчас - если телевидения нет, то это видно сразу всем. Если по ошибке отвалился Интернет, его можно наладить, а если в эфире 3 минуты или 30 секунд "черной дыры" - это видно всем, все знают, что произошел технический сбой. В этом разница приоритетов - в отношении к временным рамкам, в которых специалисты трудятся.

Из кого получается быстрее воспитать такого специалиста? Может быть, стоит брать молодых, которые еще нигде не работали?

Сейчас мы именно так и поступаем. У нас в последние годы был достаточно большой набор молодых ребят, практически с последних курсов института - в основном, это технари, гуманитариев у нас практически нет. Поскольку мы сейчас уделяем особое внимание ИТ, то это люди, закончившие те или иные вузы по специальности ИТ. За последние два года мы приняли в техническую дирекцию более 50 человек.
Для того, чтобы попасть в нашу компанию, от человека требуется хорошее базовое техническое образование и желание учится. Когда приходит молодой специалист, ему говорят - забудь, что тебе говорили в институте, теперь будешь учиться здесь, но, безусловно, без базовых знаний невозможно представить себе специалиста, который будет работать и отвечать за качество своего продукта. Если человек не знает азов, то это, рано или поздно, скажется на его работе, в том числе и на качестве сигнала.
Мы проводим стажировки для представителей более или менее творческих профессий - монтажеров, звукотехников, звукорежиссеров и т.д. Что касается технарей - если бы где-то существовал какой-нибудь учебный центр, я думаю, мы бы с удовольствием брали студентов на стажировки в наши ключевые подразделения, потому что все равно обучение происходит "из уст в уста". Как такового курса - как стать техническим специалистом телевидения - его нет.
Мы бы с удовольствием предоставляли бы свои возможности для стажировки молодых людей с тем, чтобы у них возникало сразу понимание, что такое телевидение, и чем оно отличается от любого другого производства. Это близко к какой-нибудь атомной электростанции, на которой, если ты не отреагировал в течение ближайшей пары секунд, все может выйти из-под контроля и закончится необратимыми последствиями. Здесь то же самое - если не держать в голове весь производственный процесс, то очень легко все привести просто к черному экрану.

В чем состоит работа технического директора компании-оператора спутникового ТВ?

Я начинал в компании НТВ, тогда еще и НТВ-плюс не было, и я начинал свою карьеру как монтажер, редактор компьютерной графики. Работая в НТВ и НТВ Плюс, я прошел если не все ступеньки, то многие, я имел возможность посмотреть на многие вещи с разных сторон. Фактически, я был по обе стороны "прилавка" - я был и техником с одной стороны, с другой - я работал в спортивной дирекции, и поэтому знал весь процесс, знал, как он делается.
Работа технического директора - это уже в меньшей степени работа руками, за исключением больших и важных задач, типа Олимпиады. Технический директор - организатор, чиновник от телевидения, который должен соответствующим образом организовать работу во вверенных ему подразделениях. Это одна вещь. Другая - это понимание всего процесса производства и вещания на абсолютно всех его (от стекла до стекла – от камеры до телевизора), постановка задачи на каждом этапе перед своими подчиненными и отслеживание процесса решения этой задачи, корректировка в ту или иную сторону. Можно сказать, что работа технического директора включает в се6я все - начиная от знания каких-то инженерных азов и заканчивая распределением графика отпусков и другими организационными работами.

Сколько сотрудников у Вас в подчинении? Как часто они меняют работу, и насколько сложно Вам найти на рынке специалистов, имеющих опыт, адекватный задачам компании?

В моем подчинении несколько служб и отделов, более 120 человек. У нас сейчас 9 спортивных каналов собственного производства, это очень большая служба. Есть служба формирования каналов - там сходятся все наши сигналы, стоит оборудование компрессии, идет формирование спутниковых сигналов и подъем их на спутник - это еще одна отдельная большая служба. Есть отделы монтажа, существует целый отдел серверных систем, который занимается непосредственно поддержанием и разработкой новых решений для безленточного процесса производства. Есть свое подразделение ИТ-службы, которое обслуживает отделы. Есть еще такой ударный костяк, неформально он называется "служба главных специалистов". Это люди, которые ведут те или иные направления, непосредственно ведут процесс внедрения новой техники, они являются, фактически, менеджерами данных направлений. Это мозги, это технари. Менеджеров как таковых практически нет.
В основном это люди технически-творческие, которые, с одной стороны, понимают задачу на уровне процесса, в с другой - понимают, как ее перевести в железо. Они являются моими правыми и левыми руками, и ногами, и всем остальным.
Текучесть кадров есть, но небольшая, люди работают подолгу. Я в компании больше 12 лет, с момента образования. И достаточная часть людей, с которыми мы начинали, до сих пор работает в компании. Люди становились старшими инженерами, начальниками служб, отделов, ведущими специалистами - у нас есть возможности для роста.

Были ли у Вас учителя в профессии, и кого сегодня Вы бы включили в группу "профессиональных авторитетов" в технической области современного телевидения?

Авторитеты в отрасли, безусловно, есть. Прежде всего - Константин Захарович Кочиашвили. Человек, который является, фактически, легендой советского и российского телевидения. Человек, который строил НТВ, НТВ-плюс. Я его сменил на посту технического директора компании. Я могу с гордостью назвать его своим учителем. У него я учился не техническим решениям, а неким менеджерским подходам. Несмотря на то, что я сменил его, он продолжает работать в нашей компании, у нас замечательные отношения, я с ним советуюсь, он возглавляет технический комитет НТВ Плюс, на котором мы обсуждаем технические решения, как внедряемые, так и перспективные. Хочу отметить, одно из самых сильных менеджерских качеств – он умеет выхватить самую суть проблемы и очень сильно помогает в работе.

Многие вчерашние студенты наверняка хотели бы повторить Вашу карьеру.
Расскажите, как она строилась? В чем секрет Вашего успеха?

Секрет успеха очень простой: а) мне нравится моя работа, б) может быть, мне повезло с компанией, в которой я работаю. Я знаю массу примеров, когда и работа нравится, и все хорошо, но работать не дают, потому что есть руководящие указания, которые могут идти вразрез со здравым смыслом. Мне повезло, потому что руководители, с которыми мне довелось работать, наделили меня достаточными кредитом доверия, и те технические решения, которые я принимаю, практически всегда находят у них поддержку. Кроме того, мне повезло с коллективом. Я в нем практически вырос. То, что я вышел из этого коллектива, мне помогло в дальнейшем в общении с ним. Я не был варягом, который пришел, порубил головы, поставил своих людей и сказал, что будет теперь так. Еще мне повезло достаточно сильно в том, что компания развивалась, и я развивался вместе с ней. Те задачи, которые мы решали десять лет назад, не имеют ничего общего с теми задачами, которые мы решаем сейчас. Фактически, я пошел со стартапа вперед. И компания себя чувствует неплохо.
Прежде всего, нужно болеть этой работой, найти себя, свое место в ней и всегда интересоваться новым, что появляется вокруг, ездить по выставкам - мне повезло, у меня была такая возможность, и все решения, которые я где-то видел, применяются здесь, у нас. Мы находимся на уровне самых передовых спутниковых компаний мира. Это фактически первое спутниковое телевидение, которое стало вещать на всю страну, и стало первым платным ТВ, которое прокладывало дорогу всем остальным. И в техническом смысле мы всегда шли впереди.

Какие принципиально новые знания и навыки потребует от технических специалистов развитие спутникового телевидения, IP-телевидения, гибридных средств распространения контента?

Я бы больше уделил внимание не эффектным вещам, которые видны на телевидении, на экране, а, безусловно, подготовке специалистов айтишных. Потому что с каждым днем телевидение все больше отказывается от традиционных принципов производства и становится телевидением "черных ящиков", как я его называю, когда что-то пробежало в черный ящик, который не имеет ничего, кроме кнопочки "вкл" на передней панели, из него что-то выбежало, а потом это появилось на спутнике. Традиционных средств контроля практически не осталось. Мы последний раз видим сигнал на входе, больше мы его не увидим до того момента, когда абонент не включит НТВ-плюс. Все остальное время сигнал присутствует в виде IP в сетях. Поэтому, безусловно, нужны хорошие системные специалисты, с опытом работы в системных ИТ-проектах.
Проектов и у нас сейчас очень много. Раньше все боролись за наличие аппаратных, за их количество, за возможность обслужить какое-то количество людей. А сейчас мы делим ресурсы нашей вычислительной сети, которая достаточно большая, и ресурсы серверов баз данных, серверов хранения, делим эти ресурсы исключительно виртуальные, никто не может взять их в руки и пощупать, как раньше кассеты. Все это происходит на уровне системного администрирования, и от традиционных телевизионных принципов, которые были пять лет назад, уже ничего не осталось. Сейчас нужны специалисты с достаточно широким кругозором, с желанием работать, со знанием ИТ, с умением работать в команде. Фактически можно сейчас выйти на улицу и найти там каждого второго или третьего, который скажет, что готов удовлетворить всем этим четыре пунктам. Но, как показывает практика, процент выхлопа 1 к 20: из 20 людей, которые, как им кажется, готовы собраться и прийти работать на телевидение, один допускается к работе. И отбор этих специалистов мы производим сами.
Обращений в кадровое агентство у нас нет - специализация настолько узкая, что такие обращения не дают нужного результата. Как правило, это люди, которые ищутся среди знакомых, на других каналах, выходят непосредственно на руководителей отделов служб.
С другой стороны, я всем своим начальникам подразделений говорю, что я на всех хочу посмотреть сам. И если видно, что у человека глаза горят - значит, он будет работать, и будет работать хорошо. Людей с потухшими глазами лучше на работу не брать, даже забесплатно. Телевидение - достаточно небольшой и узкий мир, и технических специалистов в нем еще меньше. Я считаю, что здесь должны работать люди, у которых горят глаза, которые хотят работать не потому, что здесь платят сумасшедшие деньги, совсем нет, а потому, что им нравится эта работа, и они хотят видеть результаты этой работы. У нас нет на каждом рабочем месте прибитой гвоздем инструкции, чтобы человек мог подойти и сказать - ага, я выполняю все 125 пунктов, значит, я тут работаю - никогда.
И никогда не будет. Поэтому практически невозможно работать с людьми, которые подходят к работе формально. За смену может быть десяток ситуаций, когда от человека требуется креативное мышление.

Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

"Через тернии - к звездам". Нет предела совершенству. Я считаю, что мне очень сильно повезло - я занимаюсь делом, которое мне нравится, и мне за это еще платят деньги. Это здорово. Здесь еще работы - непочатый край, потому что, при том, что компания была и остается лидером спутникового ТВ, безусловно, конкуренты наступают на пятки, и есть еще, к чему стремиться. Я общаюсь с такими же техническими директорами достаточно крупных компаний, таких, как ВВС, Sky, DirecTV, ARD и т.д., и вижу, к чему нам нужно стремиться, что можно сделать с точки зрения техники, какие новые сервисы можно еще внедрять. Работы на ближайшие лет десять хватит, а там видно будет. Дай бог, чтобы компания хорошо себя чувствовала, нуждалась в моих услугах, и я тоже постараюсь.

www.MediaJOBS.RU