Назад к списку Профессия и карьера

Олеся Носова, заместитель главного редактора «Комсомольской правды»: «Если контент будут поставлять пользователи соцсетей, журналисты перепрофилируются в редакторов»

На форуме RIW-2016 нашлось место не только новым технологиям, но и тем, кто занимается контентом. В одном из залов собрались профессионалы, чтобы поговорить о судьбе региональных СМИ в эпоху цифровых технологий. Предлагаем выдержки из выступления Олеси Носовой — заместителя главного редактора «Комсомольской правды», шеф-редактора и издателя KP.RU.

Более 90 лет «Комсомольская правда» была газетой. В 1998 году она стала, в том числе, и сайтом, а в 2007 году — сетью региональных сайтов, объединенных единым дизайном и технологической платформой. Газета «Комсомольская правда», в свою очередь, имеет 4 издания — самую популярную в стране «ежедневку», «толстушку»-еженедельник, «КП-авиа» (дайджест лучших материалов, который распространяется по самолетам, залам ожидания аэропортов и т.д.), и «КП за рубежом» (тоже дайджест, который можно найти в 37 странах мира и странах СНГ). Есть очень интересный проект радио «Комсомольская правда» (федеральная сеть из 46 станций по всей России). А также — «Экспресс-газета» и «Телепрограмма». Все издания со своими успешно развивающимися сайтами.

Сайт «Комсомольской правды» — это уже зрелая платформа, примерно с пятьюдесятью региональными сайтами. То есть в 50 городах страны у нас есть редакции, которые работают в режиме 24/7. К чему это привело? Последние метрики  TNS  за сентябрь и октябрь показывают, что сайт KP.RU — номер один среди сайтов СМИ в России с более чем 25 млн уникальных пользователей в месяц. Хотя конкуренция в «большой тройке» (КП, РИА и РБК) всегда была высока.

Все наши платформы, включая газету, созданы по единому образцу: из Москвы транслируется федеральный контент, который на местах дополняется региональным. В «ежедневке» это деление 50 на 50, причем, обложка, как правило, региональная. На электронных платформах деление более гибкое.

Все это я вам рассказываю для того, чтобы объяснить нашу стратегию в социальных сетях. У нас огромное количество твиттеров, страниц в ФБ, ВК, ОК, которые также подчиняются общей логике. Разумеется, самые мощные и многочисленные группы — у федеральных аккаунтов. Но не менее важны региональные ленты с сугубо локальной информацией. Идеальна ситуация, когда читатель подписан на два аккаунта КП — общий KP.RU и городской. Так что мы вполне можем говорить о том, что у нас есть федеральная сеть в социальных сетях.

Поначалу к соцсетям мы относились как к обидчикам и соперникам, но потом приняли философское решение рассматривать их как продолжение нашего сайта. И с тех пор у нас все сложилось: уже который год мы имеем чуть ли не самые высокие цифры среди СМИ по переходам на сайт из соцсетей.

У нас нет SMM-отдела. Есть один человек, главная задача которого — отслеживать тренды. Условно говоря, он должен сказать: сейчас в Facebook на подъеме видео, давайте делать больше видео. Или: изменились алгоритмы во «ВКонтакте», обратите внимание. То есть он разрабатывает «коробочную» технологию, кейс, который мы распространяем везде.

Ко всем нашим региональным редакциям мы относимся как к удаленным федеральным сотрудникам. Они все получают федеральные задания. Если нужно написать заметку (и эта заметка не слишком специфичная, не требует особого погружения), мы зачастую обращаемся к регионам. Это очень удобно.

Мы проводим совместное обучение, у нас каждую неделю проходят вебинары, обязательные для всех региональных сотрудников — мы обучаем новым технологиям, разбираем кейсы. В этом году даже проводили ЕГЭ по оперативной работе.

И, конечно, у нас совместное планирование. Когда случается  какое-то событие, происшествие — местная редакция не остается одна. Над событием работает вся сеть «Комсомольской правды». Ребята, которые находятся в этом регионе, работают «в поле», а выставлять на сайт заметки, фоторепортажи и так далее могут все сотрудники — от Владивостока до Калининграда.

Мы действительно первая по-настоящему мультимедийная редакция. В нашей стране так уж точно. Мы избежали печального опыта, когда на все платформы набирались разные журналисты — газету делают одни, интернетом занимаются другие, радио — третьи. У нас про военные дела везде выступает полковник Баранец, про президента — самый популярный в твиттере политический журналист Дмитрий Смирнов, из горячих точек — Коц и Стешин, а про международные события рассказывает Дарья Асламова. Таким образом достигается необходимое качество и единообразие продукта, и читатель может потреблять контент КП на удобной ему платформе.

Если в мире что-нибудь происходит, то мы ставим задачу перед нашими журналистами — максимально все это транслировать в режиме реального времени. Прибыл на место события — проведи оттуда трансляцию Periscope, Facebook-live, дай картинку в любом случае.

Что касается мотивации сотрудников к работе с новыми форматами — тут все просто. У нас нет гонорара за газету. Вообще. То есть вся оплата идет через электронные СМИ, а величина гонорара устанавливается редактором.

Вот журналист поехал на мероприятие. Он выходит в эфир на радио. Он делает текст для сайта и газеты (зачастую с помощью стенбюро). Он ведет видеотрансляцию. И каждый шаг учитывается редактором при оплате. А наша задача — создать условия, чтобы корреспонденту было выгодно быть «молодцом».

Для нас сейчас практически нереальна ситуация, чтобы журналист приехал из командировки и не привез кучу видео — хотя бы в youtube-style. Такие случаи мы доводим до сведения главного редактора и разбираем, что помешало снять видео. Может, у человека плохой телефон? Тогда мы купим ему самый модный айфон, чехольчик и зарядку.

В итоге — наши журналисты очень неплохо зарабатывают. Даже доходы редакторов заметно скромнее, чем у наших звезд мультимедийной журналистики.

Сейчас, кстати, в редакции проходит бесплатное обязательное обучение фото- и видеосъемке. Скоро будет семинар и по мобильному кино. Все делается для того, чтобы наши журналисты были более приспособлены к текущей жизни.

Многие уже давно говорят о том, что в будущем существенно сократится количество профессиональных журналистов и редакций, контент будет приходить в СМИ от пользователей. Это будущее давно предрекают, но оно все никак не наступит. В жизни «Комсомольской правды» было много потрясений и пострашнее. Если вдруг окажется, что контент производят пользователи, а не журналисты — значит, мы будем с этим работать. Но редакторы все равно останутся. Журналисты перепрофилируются в редакторов и будут работать с непрофессиональным контентом.

Мария Кигель

 

Вакансии Пресса, Онлайн СМИ, Интернет, Мультимедиа

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
по договоренности
Подробнее
05 сентября
Подробнее
Москва
от 45 000 до 50 000 руб.
Подробнее
6 часов назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
16 часов назад
Подробнее
Московская область - Запад
от 32 000 до 37 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
Московская область - Запад
от 35 000 до 42 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
Москва
от 40 000 до 50 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
Москва
от 15 000 руб.
Подробнее
19 сентября
Посмотреть все вакансии