Назад к списку Профессия и карьера

Раиса Неяглова-Колосова: «Издательства сегодня: в условиях бурного развития отрасли»

На вопросы портала MediaJOBS отвечает Раиса Неяглова-Колосова - генеральный директор Издательского Дома «Эдипресс-Конлига», который специализируется на выпуске журналов, адресованным молодым женщинам, имеющим маленьких детей – «Мой ребенок», «Счастливые родители», «Самая», «Мама, это я» и др. Вице-президент Гильдии издателей печатной продукции. Лауреат национальной премии «Медиа-менеджер России-2006». Разговор с Раисой Неягловой-Колосовой посвящен проблемам кадров в издательском бизнесе.

Как вы можете оценить профессиональный ресурс в издательской отрасли сегодня? Достаточно ли в целом высок уровень профессионализма менеджеров и специалистов?

Считаю, что уровень специалистов в нашей отрасли достаточно средний. Этому можно дать много объяснений. Но главное, с моей точки зрения, - бурный рост отрасли в последние 15 лет. Ни система образования, ни сами издатели еще не успели существенно повысить профессионализм работников. Постоянно изменяющиеся требования к навыкам и умению приводят к тому, что люди не успевают сами «добежать» до нового стандарта качества работы, а система образования и повышения квалификации тоже не дает им такой возможности, так как сама сильно отстает от требований времени. Опытные и эффективные менеджеры у всех на виду, их можно по пальцам пересчитать. Многие из них постоянно обучаются за рубежом, ездят на стажировки и практические семинары в другие страны. -

Какие дефицитные зоны очевидны сегодня, или, иными словами, для каких функций сегодня особенно не хватает подготовленных кадров в издательском бизнесе?

Всех работников издательств можно разделить на редакционных и издательских (общеиздательских). На мой взгляд, наибольшие проблемы возникают на синтетических должностях, то есть в тех областях, где требуется знание всего издательского процесса в целом, а не только его отдельных частей. В разных издательствах такие должности называются по-разному. У нас, например, издательский директор, у других – просто издатель или редакционный директор. Таких специалистов не готовят нигде, их приходится растить самим. Как правило, хорошие издательские директора получаются из маркетологов, аналитиков, - в общем, из людей с аналитическим складом ума и способностями к системному мышлению. В части редакционных работников также есть множество весьма дефицитных и востребованных профессий. Все мы понимаем, как трудно совместить творчество (креатив) и конвейерную систему производства. Поэтому основная потребность возникает в высокоорганизованных дисциплинированных творцах: главных редакторах и арт-директорах. Впрочем, так же чрезвычайно трудно найти хороших дизайнеров или фоторедакторов.

Возможно, выход – в более тесном взаимодействии индустрии с образовательными учреждениями, которое может помочь выявить реальную потребность в количестве и качестве востребованных кадров. Возможно, издатели могут и сами создать общую систему повышения квалификации и переподготовки персонала, и это даст возможность сделать из среднего недоученного специалиста профессионала.

Особая тема – подготовка управленцев в медиа индустрии вообще и в издательском бизнесе в частности. Известно о ваших планах открытия программы МВА для подготовки менеджеров. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Когда и на какой базе будет открыта программа? Как формулируются основные задачи этой программы?

Как мне кажется, идея медиа-МВА нацелена именно на воспитание такой прослойки специалистов. Мы планируем разработать интегрированную в стандартный курс МВА программу специализации по медиа-менеджменту. Мы надеемся, что серьезные знания по менеджменту, маркетингу, управлению информационными потоками дают отличный стержень, на который можно нанизывать специальные профильные знания, связанные с медиа индустрией вообще и с издательским бизнесом в частности. Пример – крупные сырьевые, промышленные и банковские группы, купившие издательские структуры. Собственник в этих случаях ставит свой топ-менеджмент и, как показывает практика, новые профессиональные управленцы создают отличные и правильные управленческие «деревья». Проблема в том, что при этом начинаются сложности с продуктами, теряются квалифицированные творческие кадры, исчезают креативные подходы к продвижению и т.п. Просто для топ-менеджмента не всегда понятны четкие различия в управлении банком и управлении журналом. До определенного момента все не плохо, а потом начинается откат с завоеванных позиций на рынке. Есть базовые знания менеджмента – те, которые можно получить в МВА, а есть специфика отрасли, без знаний которой успех невозможен.