Назад к списку Профессия и карьера

Рендер-артист

Кто такой рендер-артист? Что он умеет, сколько зарабатывает, чем вдохновляется и как им стать?

Рендеринг или визуализация — это финальный этап создания трехмерной графики. Компьютерная обработка изображения, в результате которой получается детализированная готовая картинка, — задача рендер-артиста или визуализатора. В чем заключаются обязанности такого специалиста?

  Петр Михейченков   Петр Михейченков, рендер-артист, анимационная студия «Паровоз».

«Если простыми словами, то это работа с физическими свойствами материалов (отражение, рассеивание и т.д.), постановка освещения, настройка непосредственно самого рендера, чтобы получить оптимальную картинку за оптимальное время».

  Ваграм Манукян   Ваграм Манукян, супервайзер отдела визуализации, Open Alliance Media.

«Работа рендер-артиста включает в себя как художественные, так и технические аспекты. 

В анимации художественная часть — это общая красота картинки, которая складывается из постановки света и композиции, по инструкциям арт-директора проекта. Как это делается? Рендер-артист берет анимационную сцену, где персонажи и окружение уже готовы к постановке освещения, и начинает устанавливать свет. Важно понимать, что неправильное местоположение даже одного из источников света может привести к серьезным дефектам фильма. В отличие от кино, где задача рендер-артиста состоит в том, чтобы повторить или воссоздать условия съемки отснятого кадра, в анимации нужно учитывать много параметров: траекторию движения персонажей (чтобы свет не «поехал» при перемещении героя в кадре), физические свойства объектов — материалы и их параметры. Например, отражения воды, ее прозрачность и многое другое. 

Кроме того, визуализатор должен учитывать не только световой, но и теневой рисунок: сильный контраст между светом и тенью в дневном свете и отсутствие резких теней при пасмурном освещении, рассеянный свет при отсутствии прямого освещения и так далее.

Техническая часть — это все настройки самого рендера. Визуализатор анализирует финальный результат и задает параметры и настройки рендера индивидуально для каждой сцены так, чтобы изображение получилось качественным, а просчет не длился слишком долго».

  Андрей Сергеев   Андрей Сергеев, render supervisor, Bazelevs.

«Конечная задача рендер-артиста — выдать набор кадров для отдела постобработки (компоуза). Рендер-артист — это финальный рубеж трехмерной графики. Дальше начинается работа как в кино, снятом на камеру. 
Получив задачу на рендер, специалист, в первую очередь, проверяет, все ли работает правильно в сцене, нет ли проблем с анимацией, собирает в один файл все финальные материалы от разных отделов (кэши, VFX, финальные ассеты вместо прокси и т.п.). Убедившись, что все работает как надо — настраивает сцену по эскизам художника (колорскриптам). На этом этапе ставится свет, проверяются материалы (текстуры и шейдера), и если что-то не так, вносятся правки». 

 

Навыки и качества профессионального рендер-артиста

 

Работа визуализатора одновременно творческая и техническая. И если к первому аспекту этой специальности сложно предъявить осязаемые требования, то наличие второго позволяет составить вполне четкий набор характеристик профессионального рендер-артиста.

Андрей Сергеев: «В моем понимании, профессионал — это тот, кто имеет большой опыт в своей области деятельности. А значит — может найти быстрое решение внезапно возникающих проблем. В качестве основных навыков профессионального рендер-артиста я бы выделил следующие:

1. Художественный вкус. Человек, который работает с цветом и светом, должен иметь или профессиональное художественное образование, или опыт работы с подобными областями деятельности. Живопись или фотография, например. Зная, как ведет себя свет в реальной жизни, человек интереснее и качественнее сделает картинку и в кадре.

2. Внимательность. Поскольку рендер — процесс долгий и ресурсоемкий, переделки и правки крайне нежелательны. Поэтому нужно не только уметь предугадать и проверить результаты своей работы, но и отследить основные проблемы, которые могли возникнуть на предыдущих этапах производства.

3. Знание софта. Специалист всегда знает, что и какими инструментами можно реализовать. Как минимум, двумя способами». 

Петр Михейченков: «Сама специализация находится на стыке между художественными и техническими аспектами. Например, работая с освещением, мы используем его как элемент художественной выразительности, но в то же время необходимо понимание физики явления, то есть того, как свет ведет себя при прохождении через те или иные материалы. Так что нужно быть и художником, и технарем одновременно».

Ваграм Манукян: «Профессиональный рендер-артист имеет глубокое понимание света и цвета, художественные навыки, вкус. Не менее важно знание технических настроек и разработки инструментов, которые не только упрощают, но и ускоряют работу. В отличие от рядового специалиста, который представляет конечный результат только после получения от арт-директора инструкции по освещению, профессионал легко справится со сложными анимационными сценами, потому что представляет финальный результат еще в начале работы». 

 

Программы для работы:

 

Autodesk 3DS Max

Autodesk Maya

Autodesk 3DS Max

Houdini

Blender

blender

Zbrush

Photoshop

Katana

 
katana  

 


Рендереры:

Mental Ray

V-Ray

RenderMan

Arnold

renderman

Corona

MaxwellRender

corona

KeyShot

 

 

 

Андрей Сергеев: «Основные программы рендер-артиста — это пакет трехмерной графики, в которой собирается сцена, и рендерер, которым эта сцена будет считаться. Рендереры делятся на две большие категории — production и real-time. Первые в большинстве используются в производстве фильмов и мультфильмов, каждый кадр считается от нескольких минут до нескольких часов. Вторые дают менее точную в физическом плане картинку, но практически сразу. Между собой многие рендереры схожи, и научившись работать в одном из них, обычно достаточно просто перейти в другой при необходимости».

 

Где учиться?
 

В России:

RealTime School   

   Scream School

CGTarian

 


За рубежом:

Daveschool

Gnomon

Pluralsight

CGMA

cgma

fxphd

MaxwellRender

fxphd

 

  Максим Коннов   Максим Коннов, технический директор, анимационная студия «Паровоз».

«Учиться можно где угодно. Начинать, а иногда и укреплять свой навык можно с помощью видеоуроков, которых в интернете полно как платных, так и бесплатных, а также на форумах и сайтах производителей софта, где есть множество подсказок для задач любого уровня сложности».

Ваграм Манукян: «В первую очередь, ознакомьтесь со всеми этапами создания компьютерной графики. Если вы решили остановиться на визуализации — уделяйте время художественному образованию, физике объектов и математике, читайте литературу о свете и цвете, параллельно изучая 3D».

 

Начало карьеры

 

Андрей Сергеев: «Вариантов начала карьеры несколько. Самый удобный, конечно, по знакомству. Но не у всех есть такие возможности и связи, поэтому я бы выделил два варианта начала карьеры:

1. Устроиться куда-то в хорошую студию джуниором. Из плюсов — всегда есть знающие люди, которые помогут по любому вопросу, есть перспективы роста, участие в серьезном проекте. Из минусов — много работы и мало денег. 

2. Сделать самостоятельно небольшое, но качественное портфолио и устроиться в какую-нибудь небольшую фирму. Типа дизайн-студии. Из плюсов — более-менее нормальная зарплата, неплохое развитие знаний и навыков на собственном опыте, перспектива собрать хорошее портфолио и устроиться в более интересное место. Из минусов — немаленькие шансы нарваться на недобросовестного работодателя». 

Петр Михейченков: «Начать стоит с наработки портфолио. В идеале нужно собрать шоурил — короткую минутную нарезку своих лучших работ. Просмотрев ее, потенциальный работодатель сразу может оценить уровень исполнителя».

 

Что читать?
 

Журналы:

Render magazine

Magic CG

CG Magazine

3D Artist

render magazine

magic cg

3d artist

3D World

Animation magazine



Книги:

Сергей Цыпцын «Понимая MAYA»

Jeremy Birn «Digital lighting and rendering»

Light for Visual Artists: Understanding & Using Light in Art & Design

How to Render

Color and Light: A Guide for the Realist Painter

Lighting for Animation: The Art of Visual Storytelling

color and right

 

Андрей Сергеев: «Как и любому специалисту, рендер-артисту полезно читать профильную литературу. Думаю, можно выделить несколько направлений:

  • Общие журналы по компьютерной графике. Очень полезно видеть примеры качественных работ, читать опыт других людей. Это мотивирует. 
  • Хелпы и туторы по софту, который используется в работе. 
  • Книги по близким отраслям. Освещение в кино, предметная фотосъемка, лепка формы светом в масляной живописи и т.д. и т.п».
     

Источники вдохновения:

www.fxphd.com

www.cgmeetup.net

www.fxguide.com

www.artofvfx.com

www.cgchannel.com

www.render.ru

www.awn.com

art-talk.ru

awn

www.cgsociety.org

www.deviantart.com

devaiart

www.artstation.com

pinterest.com

artstation

 

Ваграм Манукян: «В живописи я ищу вдохновение в работах испанского художника реалиста — Fernando Saenz Pedrosa. А в жизни — в преодолении сложностей, когда нахожу решение задачи, с которой столкнулся в первый раз». 

Андрей Сергеев: «Источников вдохновения можно найти множество и совершенно в различных местах. Я лично люблю фотографию. Смотрю на работы других мастеров и фотографирую сам». 

Максим Коннов: «Вдохновение должно подсказывать решение — вряд ли вы поймете, как ведет себя шерсть новорожденного кролика на битвах грузовиков-монстров... Но в целом — нужно просто смотреть на то, что нравится, ведь если рендер-артист это то занятие, которое вас увлекает, то смежные с ним произведения или события тоже будут вдохновлять! Это может быть фильм о трансформерах, нашпигованный спецэффектами, это может быть красивый 2D мультик с замечательным дизайном персонажей и прекрасной композицией кадра, это могут быть фотографии или реально наблюдаемые явления природы — что угодно».

 

Профильныe мероприятия


Андрей Сергеев: «Одно из крупнейших мероприятий по компьютерной графике — это CG Event. На него можно ходить, если хочется пообщаться с коллегами по профессии, услышать какие-то истории и личный опыт от людей из других студий, узнать последние новости, может быть даже найти вакансии. Также можно ходить по открытым урокам в разных студиях и школах (типа Scream School), иногда там читают лекции очень сильные специалисты, можно узнать много нового и полезного. Еще из источников вдохновения я бы назвал выставки современного искусства. Конечно, не каждая, но разного рода мультимедийные иногда очень впечатляют!» 

 

Зарплата


Согласно вакансиям, опубликованным в открытых источниках, в Москве оклад рендер-артиста с опытом работы от двух лет в среднем составляет от 60—70 тысяч рублей. Средняя зарплата супервайзера визуализации — около 200 тысяч рублей. 

Андрей Сергеев: «В зависимости от стажа и места работы, оклад лайтинг-артиста в среднем варьируется от 40 до 80 тысяч рублей. Это расценки по Москве, конечно. Я в свое время стартовал с 30 000 в маленьких дизайн-студиях. При хорошем раскладе и продвижении по карьерной лестнице можно добраться и до 150 000». 

Ваграм Манукян: «За рубежом в среднем платят от 45 до 100 тысяч долларов в год. В СНГ — меньше. Конечно, все зависит от профессионализма специалиста. Знание цифрового композитинга и языков программирования, сказывается на размере заработной платы».

 

Супервайзер визуализации

 


Поднимаясь по карьерной лестнице, рендер-артист может стать руководителем своего отдела — супервайзером визуализации. Что это за позиция? Какими качествам нужно обладать и чем именно придется заниматься на этом этапе?

Андрей Сергеев: «Каждый рендер-артист видит мир по-своему, у него собственный подход к работе и инструментарий. Но на производстве это не всегда идет на пользу, если нужно объединить в одном проекте несколько специалистов. Для таких целей и существует супервайзер визуализации. Главная его задача — наладить производство так, чтобы все смогли работать более-менее одинаково и успевать в сроки. Для этого он должен уметь не только делать все то, что делает обычный рендер-артист, но и оптимизировать рабочий процесс различными способами, брать на себя ответственность в критических ситуациях, отслеживать состояние дел, следить за сроками и решать проблемы, возникающие внутри отдела». 

Максим Коннов: «Желательно, чтобы рендер-артист, конечно же, был многосторонне развитой личностью, ведь знания о реальном мире помогают лучше анализировать мир виртуальный: видеть нестыковки, различия, понимать причины ненатуральности увиденного, понимать, что зритель воспримет за чистую монету, а что нет. И очень важно, чтобы рендер-артист имел представление о деятельности тех людей, с которыми ему придется взаимодействовать в коллективе, ведь от этого зависит результат и качество продукта, скорость его производства и успех. Поэтому нужно знать немного о композе, немного о 2D-арте, немного об анимации и так далее. Если человек знает обо всем этом много, этот человек уже претендует на супервайзера».

Ваграм Манукян: «Прежде всего, супервайзера отличает ответственность за результат в части визуализации. Супервайзер распределяет работы между сотрудниками, следит за качеством картинки фильма, чтобы не было таких дефектов, как разница материалов и освещения на одном и том же объекте, шумов. Для обеспечения качества и эффективности рендера — следит за временем просчета кадра, разрабатывает необходимые проекту новые инструменты и подходы». 

 

Евгения Майорова

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Республика Татарстан
от 50 000 руб.
Подробнее
14 часов назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
10 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
25 сентября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
10 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
28 сентября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
19 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
11 октября
Посмотреть все вакансии