Назад к списку Профессия и карьера

Сергей Михайлов, ТАСС: «Главное – профессионализм и ответственность»

Сергей Михайлов – генеральный директор ТАСС. Окончил факультет международной журналистики МГИМО. В 1990 году стал одним из основателей Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), в 1992 году – партнером рекламного агентства «Корпорация "Я"». В 1993 году создал и возглавил PR-агентство «Михайлов и партнеры». С 2004 по сентябрь 2012 года работал в ОАО «РЖД» советником президента – членом правления акционерного общества, возглавлял Департамент корпоративных коммуникаций компании. С 2012 года – генеральный директор ИТАР-ТАСС. Является членом IPRA, PRSA, РАСО, АКОС, Союза журналистов РФ.

Сергей Владимирович, Ваш профессиональный путь - настоящее учебное пособие по успешной карьере! Расскажите, как ученик средней школы из Архангельска стал студентом престижного факультета международной журналистики МГИМО, а потом и создателем одного из лучших  PR-агентств в России «Михайлов и партнеры».

Очень благодарен родителям, они всегда поддерживали меня, давали возможность заниматься тем, что нравилось. А я с детства мечтал стать журналистом. Лучше ─ военным. Рано начал писать в газеты, съездил на  юнкоровскую смену в «Артек», ходил в городской клуб «Гайдаровец»...

Правда, от поступления во Львовское высшее военно-политическое училище меня отговорил старший друг, который там учился. И я решил идти в МГИМО. Один, без блата! Если объективно, шансы равнялись нулю. Но мне нравится решать трудные задачи, с легкими пусть другие справляются. Помогли и обстоятельства: в 9-м классе нам разрешили специализироваться по нужным предметам, и я целенаправленно готовил те, по которым предстояло сдавать вступительные экзамены. Параллельно «пахал» с репетиторами. Школу окончил с серебряной медалью. На экзаменах в МГИМО английский и историю сдал на «отлично». Этого оказалось достаточно для поступления. А конкурс был ─ 20 человек на место...

Я никогда не рассчитывал ни на чью протекцию, старался добиться всего собственным трудом.

Постепенно в Москве появились друзья, часть которых со временем превратилась в партнеров в бизнесе. В основе любого дела лежит доверие людей, нужно доказать им, что ты человек ответственный, можешь грамотно и эффективно решать поставленные задачи. И не важно, каким коллективом управляешь: в десять человек или в несколько тысяч... И, конечно же, необходимо любить дело, которым занимаешься, отдавать ему максимум возможного. И даже больше.

Вы пришли в ТАСС три года назад. Какие задачи ставили перед собой?

Нужно понимать, что ТАСС – уникальная организация, крупнейшее новостное агентство России, имеющее корпункты и представительства практически во всех регионах нашей страны и более чем в 60 государствах мира. К тому же это и одно из старейших информагентств планеты, 1 сентября 2015 года ему исполнилось 111 лет. ТАСС был свидетелем крупнейших политических и экономических событий ХХ века, и за все эти годы агентство никогда не прекращало работы.

Но из-за хронического недофинансирования и связанных с этим внутренних проблем три года назад ИТАР-ТАСС представлял собой весьма пассивную и рыхлую структуру. Регламенты работы журналистов, технология выпуска информации и система управления не соответствовали современным требованиям, зарплаты были ниже рыночных, возраст многих сотрудников превышал 70 лет... Честно сказать, картина была безрадостная, охарактеризовал бы ее как состояние «глубокого сна». Летаргического. ИТАР-ТАСС не входил даже в тройку лидеров новостного рынка. 

Руководство страны поставило задачу превратить агентство в современный новостной ресурс, ведущего игрока на информационном поле. Я должен был определить причины отставания и разработать механизмы, чтобы наверстать упущенное.

Что удалось изменить в ТАСС? Ваши личные профессиональные обретения?

Работа в ТАСС для меня – прежде всего, огромная ответственность, ибо неточность информации может иметь серьезные последствия в масштабах не только страны, но и мира. Профессионализма и ответственного отношения к работе я требую и от каждого сотрудника ТАСС. Чтобы вернуть агентству утраченные позиции, постоянно приходится работать на опережение – анализировать тот продукт, который уже есть на рынке, предвидеть тенденции и внедрять у себя самое перспективное. Конечно, это тяжело, но мы стараемся.

Не нужно бояться и стесняться учиться. В первый год работы в ТАСС я очень много ездил: смотрел, как выглядит агентство за границей, изучал наших конкурентов. Побывал практически во всех крупнейших мировых информагентствах – Reuters, Bloomberg, Синьхуа... Присматривался, что и как они делают.

Ведь если ты стоишь на месте, фактически ты заметно отстаешь от других. Недостаточно даже идти, надо быстро бежать, чтобы успеть в ногу со временем. А ТАСС, как я уже сказал, лет двадцать жил в законсервированном состоянии.

За прошедшие три года мы фактически «перезапустили» агентство, провели ребрендинг в буквальном и переносном смысле, вернув ему известное, узнаваемое во всем мире имя – ТАСС.

Модернизация затронула все без исключения направления деятельности и, если так можно выразиться, «системы жизнеобеспечения» агентства: от столовой и туалетов до технической и технологической базы. Провели реформу редакционной структуры, сделали новый сайт ТАСС. Существенно омолодили штат сотрудников. Конечно, процесс этот был весьма болезненным…

Горжусь, что удалось воссоздать региональную корсеть, которая теперь практически полностью покрывает территорию страны. Сделали три лучших на сегодня региональных мультимедийных информационных центра в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

Запускаем новые нишевые информационные продукты. Недавно  открыли мультимедийный портал «Это Кавказ», который рассказывает об истории, культуре и сегодняшнем дне республик Северного Кавказа. Этот ресурс похож на качественный иллюстрированный журнал с хорошо проработанными текстами. В нем нет политики, он по-настоящему интересен.

Совместно с министерством образования РФ сделан мультимедийный научно-популярный портал «Чердак», посвященный передовым научным исследованиям и перспективным технологическим разработкам.

Успешно стартовал «ТАСС-Аудио» – первый и пока единственный в стране сервис по предоставлению звуковых элементов для радиостанций. Его подписчиками уже стали свыше 50 редакций, вещающих более чем в сотне городов России с общей аудиторией свыше 30 миллионов человек.

Впервые за многие годы мы начали серьезную работу по оцифровке и профессиональной каталогизации уникальных фотоархивов ТАСС, насчитывающих около 850 тысяч единиц хранения в слайдах и негативах. Они имеют огромную историческую ценность не только для нашего агентства. Это достояние всей страны, которое мы обязаны сберечь.

Мы начали активно участвовать в общественной жизни страны. При информподдержке ТАСС сегодня проходят крупнейшие российские и международные форумы, выставки, театральные премьеры... Лишь в этом году, когда отмечалось 70-летие Победы, ТАСС подготовил 52 фотовыставки, которые были показаны не только в Москве и регионах, но и за рубежом. Их аудитория составила более 8 миллионов человек.

Может, кому-то мои слова покажутся нескромными, но авторитет агентства, причем не только внутри страны, заметно возрос. Сотрудничать с нами сегодня считают важным государственные учреждения, крупные международные и общественные организации, а также российские и зарубежные СМИ.

А в чем, на ваш взгляд,  изменился профессиональный мир «связей с общественностью» за последние четверть века?

За это время и сама жизнь кардинально изменилась. Вспомните, 25 лет назад не было мобильных телефонов, а компьютеры считались почти роскошью... Когда мы с друзьями создавали в 1992 году «Корпорацию "Я"» и в 93-м «Михайлов и партнеры», о профессии «пресс-секретарь» и о PR-технологиях в нашей стране мало кто знал...

Сейчас же это огромный конкурентный рынок с практически безграничными возможностями за счет появления интернета, соцсетей и мультимедийных технологий.

Какие проблемы в журналистике и PR  считаете сегодня самыми «драматичными»?

На мой взгляд, это огромная самоуверенность и амбиции при весьма невысоком уровне профессиональных знаний. К счастью, нам не приходится с этим часто сталкиваться, поскольку в ТАСС жесткий отбор кадров. Возможно, «болезни молодости» проходят, если рядом есть опытный наставник.

Еще одна проблема – низкий уровень владения родным языком. Что попишешь, если люди не умеют точно передать суть произошедшего события, оформив мысли по-русски грамотно стилистически, орфографически и пунктуационно?

Связываете ли вы надежды с новым поколением журналистов, продюсеров контента, PR-специалистов?

На мой взгляд, ту молодежь, которая готова посвятить себя журналистике или пиару, отличает целеустремленность, креативный подход к любой задаче и наличие дополнительных компетенций, например, знание иностранных языков или компьютерных программ.

Какие книги и фильмы Вы советовали бы прочесть и посмотреть, чтобы понять суть современной журналистики и медиабизнеса в целом?

На ум приходят замечательные российские комедии «День выборов» и «День радио». Из американских фильмов «Фрост против Никсона», «Хвост виляет собакой», «Профессия репортер».

Кстати, год назад мы организовали в ТАСС просмотры сериала «Служба новостей», на которые приглашали известных журналистов и телеведущих, а потом обсуждали различные ситуации, с которыми приходится сталкиваться новостной службе в ходе работы.

Прочесть посоветовал бы книги «Вся президентская рать» Роберта Уоррена и «А что это я здесь делаю? Путь журналиста» Ларри Кинга.

 Каков, по-вашему, обязательный набор качеств для профессионалов в журналистике и медиабизнесе в ближайшие 5–10 лет?

Профи будут цениться всегда. Думаю, как и прежде, будут востребованы честность и ответственность, умение точно и грамотно излагать факты, знание нескольких иностранных языков, умение слушать и слышать собеседника, быть креативным и современным и, конечно же, любовь к своей профессии. Очень рад, что меня и в жизни, и в ТАСС окружают именно такие люди.