Назад к списку Профессия и карьера

Сергей Шанович: «Телевизионный дизайн: на стыке разных профессий»

Имя Сергея Шановича широко известно в сфере телевизионного дизайна не только в России. Он самый титулованный российский теледизайнер на Promax&BDA INTERNATIONAL. В России его работы неоднократно получали премии ТЭФИ, Облик и ADCR.

Уже несколько лет Сергей Шанович - председатель правления Евразийской Гильдии теледизайнеров и промоутеров. Это профессиональное объединение призвано координировать творческие и технические ресурсы, систематизировать и распространять профессиональные знания.

Девять лет он возглавлял компанию «НТВ-дизайн». За это время НТВ стал одним из ведущих федеральных телеканалов - ярким, узнаваемым и профессиональным. Дизайн соответствовал его сути. Дизайн ее создавал.

Сегодня вы заняты собственными проектами в студии ШАН-дизайн, которые выходят за рамки телевизионного дизайна. Но все-таки что это за профессия, теледизайнер?

Теледизайн – род деятельности, который еще формируется на нашем рынке, а на международном – существует уже десятилетия. Фестивали в этой области проводятся на Западе более 50 лет. Там очень внимательно относятся к этой профессии, а у нас зачастую не понимают ее сути. Что такое теледизайн? Все тот же дизайн. Но в движении. Во времени и пространстве. Если графический дизайн – плоская картинка, то теледизайн, прежде всего, анимация. Телевизионный дизайнер всегда стоит на ТВ особняком. Он находится между производителем контента и его потребителем. Именно он делает восприятие этого контента более легким, запоминающимся или иным – в зависимости от задач. К сожалению, у нас пока этому нигде не учат. Весь опыт – результат практики. Мы создали Гильдию телевизионных дизайнеров и промоутеров именно для того, чтобы делиться профессиональными знаниями и создавать «ноосферу» профессии. Чтобы заказчики и исполнители разговаривали на одном профессиональном языке. Что касается ориентиров и приоритетов в профессии, они становятся очевидны на профильных конкурсах и фестивалях.

Телевизионный дизайнер, с одной стороны, помогает зрителю лучше «усваивать» продукт, с другой, - он сам создает контент. К чему ведет эта двойственность?

Все зависит от жанра. Дизайнер находится на стыке разных профессий. Он и режиссер, и копирайтер, и художник спецэффектов, и оператор, и собственно дизайнер. Это профессии из теле- и киноиндустрии. Дизайнер работает с микроформами. Вся «межпрограммка» - это отдельные ролики, которые снимаются по тем же законам, что и большое кино, с использованием тех же технологий. Есть только одно маленькое «но» - все они очень короткие. Но если сравнивать статую Давида и японское нэцке – нетрудно заметить, что и то, и другое – произведения искусства, отличающиеся только размерами. Все принципы цвета, формы и композиции применимы и к тому, и к другому. Это я и имел в виду, говоря, что дизайнер создает контент на телевидении. Еще более значима на ТВ профессия промоутера. Взять, скажем, какую-то программу. Вы видите ее один раз в день или раз в неделю. Проморолик к этой программе - если она стоит в прайм-тайм - вы видите гораздо чаще. Более того, свое мнение о программе вы сложите из контекста проморолика, который наблюдаете на экране. А там собраны самые эффектные моменты программы - они складываются в новую форму, составляющую костяк вашего восприятия программы. Дальше начинается полоса зыбкого восприятия, когда уже непонятно, смотрели вы эту программу или нет. Кто делает этот ролик? Явно не производитель программы. Здесь ответственность ложится на тех, кто создает проморолик. Если в 26-минутной программе были, допустим, сцены насилия, которые проскакивают в ней за секунды, оправданные и понятные, то внутри ролика, где все очень динамично «нарезано», это всегда удар по нервам. Тут мы балансируем на грани того, что можно, допустимо, а что – нет.

Возвращаясь к первому вопросу, хотел бы поинтересоваться, что за люди работают в вашем бюро? Они имеют специальное образование – художественное, инженерное и т.д.?

Безусловно. Если это дизайнеры, то у них высшее художественное образование. Если режиссеры или продюсеры, то образование либо режиссерское, киноведческое либо журналистское. Как правило, я делаю ставку на людей, получивших классическое высшее образование, которые потом профилируются уже в процессе работы на ТВ.

Известно, что прежде телевизионные дизайнеры работали на очень дорогостоящем оборудовании. Да и сама подготовка профессионалов занимала длительное время. Продукция их стоила сотни тысяч долларов. Теперь ситуация иная. Практически то же самое можно делать на обычном домашнем компьютере с помощью программ Photoshop, Autocad и др. И справиться с задачей вполне может человек без высшего образования, зарабатывая при этом сотни долларов. Что это – девальвация профессии или просто ее новое качество? 

Верно. Это иной этап. Если взглянуть на историю материальной культуры, то такие переломные моменты бывали часто. Когда возникло книгопечатание (Гуттенберг в Европе, Иван Федоров в России), какое-то время первопечатники пытались повторять образцы рукописных книг – инкунабул. Позднее они почувствовали пластику материала, технологию и стали использовать те шрифты, которыми мы пользуемся до сих пор. Я начинал свою профессиональную деятельность как художник книги. Работа состояла в основном из ручного труда. Надо было рисовать вручную шрифты, иллюстрации, делать макет, клеить бумагу на резиновый клей, вырезать маникюрными ножницами, подчищать скальпелем, красить, ретушировать, переснимать, опять вырезать – и так бесконечно. Как любое рукотворное дело, оно было очень долгим и кропотливым. Компьютер сразу лишил нас всего этого. Можно было взять наборный шрифт, распечатать на принтере – получалось все то же самое. Стали цениться люди, которые все это делают быстро. А быстро работать могли тогда только те, кто имел отношение к компьютерам – инженеры, техники, программисты. Тогда-то и произошел чудовищный провал в культуре восприятия графического дизайна! Художники еще не научились работать на компьютере, а те, кто умел, художниками не были. В ход пошли всего две гарнитуры – Arial и Times New Roman, которыми набирали все подряд. В конце 80-х появились настольные типографии, персональные компьютеры. С помощью принтера стало возможно печатать если не книги, то какие-то простенькие издания. Но вопрос теперь стоит по-другому: лучше справится с задачей тот, у кого серьезнее образование, кто лучше чувствует форму, цвет, композицию, кто глубже знаком с историей искусства, материальной культурой. Все становится на свои места. Инструмент как инструмент перестал довлеть над нами, он снова лишь продолжение руки. То же самое происходило на ТВ. Еще во время Олимпиады-80 в телецентре установили немецкие машины. Потом появились просто сказочные – BASF, которые запускали трехмерный логотип. Зрелище нереальной по тем временам красоты: что-то переливающееся плавно летело через экран. Это казалось верхом совершенства. Затем появилось оборудование британской фирмы Quantel, которое стоило миллионы фунтов. С его помощью можно было делать все то, что делают сейчас: отдельная линейка позволяла накладывать слои и звук, другая выполняла функции программы Photoshop. На компьютерах, каждый из которых занимал целую комнату, работали операторы. В принципе, ничего страшного в этом не было. Операторы, не имевшие художественного образования, через какое-то время (при наличии природной одаренности) чего-то добивались, кто больше, кто меньше. Сначала художник что-то придумывал, рисовал, потом начинал творить совместно с операторами. Цепочка чуть длиннее, но уже функционально технологичная. Сегодня - это маленькая железка под столом, которую сам можешь разобрать и собрать, на нем стандартная программа. И, на первый взгляд, все зависит от того, насколько ты владеешь этой техникой. Но все становится на свои места. Медийный рынок и в частности ТВ развиваются и, думаю, мы с вами будем свидетелями грандиозных перемен в ближайшие несколько лет.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет избрать стезю дизайнера, состояться в этой профессии?

Заниматься спортом! Потому что без крепкой нервной системы, хорошего дыхания, устойчивости к стрессам и завидного здоровья делать тут нечего. Это тяжелый эмоциональный труд. А чтобы отдавать, необходимо что-то иметь внутри, а после - восстанавливаться. А как восстанавливаться хотя бы без общефизической подготовки?..

Существуют ли какие-то тренинги для телевизионных дизайнеров? -

Да, Гильдия теледизайнеров и промоутеров проводит семинары, а с осени этого года я буду читать курс в Британской школе дизайна. Пока никаких курсов больше нет. Здесь действует метод примитивного знания: смотри и делай как я. Сегодня с помощью Интернета можно познакомиться со всем, что делается в мире.

Насколько сегодня рынок телевизионных дизайнеров насыщен профессионалами?

Процента на три. К сожалению, уровень визуальной культуры у нас очень низкий. И разрыв между газетным, журнальным и телевизионным дизайнами очень велик.

Какой из телевизионных каналов, на ваш взгляд, выделяется своим дизайном?

Первый, «Россия», СТС, ТНТ. Это самые яркие представители своих жанров. НТВ пока не с кем сравнивать. Для федеральных каналов и Первый, и «Россия» оформлены очень достойно. Там команды работают давно, и у них было время, чтобы отточить мастерство.