Назад к списку Профессия и карьера

Сергей Спиридонов: «Генеральный продюсер телекомпании – это дирижер, который управляет оркестром»

Сергей Михайлович Спиридонов - генеральный продюсер ТВ3. Родился 15 ноября 1953 г. в Петрозаводске (Карелия). Окончил Карельский Педагогический Университет и Петрозаводский Государственный Университет. Работу на телевидении начинал с позиции младшего редактора Карельской ГТРК. 1994 – 1996 – программный директор Независимой Вещательной Системы (НВС) – телевизионной сети, созданной несколькими частными региональными компаниями России. После объединения НВС с RenTV стал программным директором компании RenTV- НВС (1996 – 1998). С 1998 по 2000 гг. – продюсер по сериалам и анимации телекомпании RenTV. С 2000-2005 г.г. – программный директор телесети RenTV, С 2005 по 2007 - первый заместитель генерального директора телекомпании RenTV. Порталу «MediaJOBS.RU» Сергей Спиридонов, имеющий 30-летний стаж работы на телевидении, рассказал о том, чем работа генерального продюсера телевизионного канала отличается от работы программного директора.

Сергей Михайлович, какова главная задача генерального продюсера телеканала?

Следить за тем, чтобы вещательная сетка канала соответствовала его позиционированию на рынке. Это в равной степени относится как к содержанию, так и к направленности программ на определенную аудиторию. И все остальные задачи вытекают из этой. На практике это значит, что генпродюсер должен координировать лицензирование (закупку прав) и процесс производства собственных оригинальных программ, равно, как и расстановку их в эфире. В моем представлении генеральный продюсер – это дирижер, который управляет оркестром, каковым, в данном случае, является телевизионный канал. Ну, а если с самого начала:  продюсер, наравне с другими руководителями, отвечает за то, какую дорогу изберет канал, как будет позиционироваться. В теории все просто: вы должны сделать аудитории внятное и уникальное программное предложение (естественно, на базе анализа рынка и текущих тенденций, проработки того, какие «ниши» заняты, какие – свободны, анализа того, насколько последние могут быть востребованы аудиторией, и какой именно ее частью), а потом – сделанному предложению соответствовать. Ведь телевизионный канал – это тот же магазин. Если вы приняли решение написать на его вывеске «Гастроном», а покупаетель (зритель), зайдя туда, обнаружит там, скажем, мебель, - он ведь может обидеться, развернуться и уйти. Если мы в прошлом году, после достаточно продолжительной и кропотливой работы, приняли решение позиционировать ТВ3 как «настоящий мистический», то это значит, что программное наполнение канала должно соответствовать обещанию. Мы совершенно осознанно решили оперировать тремя базовыми жанрами: фантастика, мистика, приключения. То есть ТВ3 – это телевидение о загадочном, неисследованном, еще не познанноном. А форматы могут быть разными – и кино, и сериалы, и познавательная документалистика.

Каковы, на Ваш взгляд, обязательные этапы карьеры генерального продюсера телеканала? В каком качестве стоит начать работу на телевидении, и какой опыт обязательно получить, чтобы впоследствии стать генеральным продюсером?

Про этапы  вообще не знаю - у всех, наверное, по-разному складывается. Могу сказать о себе. Двенадцать лет проработал в Гостелерадио Карелии в  Петрозаводске. Начал в 1978 году младшим редактором в молодежной редакции, потом стал старшим редактором. То есть первые годы была чисто журналистская работа, безумно увлекательная и интересная.  В 1991 году была создана телекомпания «Ника», которую мы основали в Петрозаводске вместе с коллегами, - там я сменил специализацию:  4 года проработал программным директором. А в 1994 году возникла сеть независимых негосударственных станций НВС (Независимая Вещательная Система), объединившая негосударственные компании многих городов России, - и туда меня пригласили тоже программным директором. В 96-м произошло слияние с REN-TV, и уже в этой компании я занял должность продюсера по сериалам и анимации, а впоследствии совмещал эту работу с работой программного директора сети REN-TV. В 2005 году стал первым заместителем директора телекомпании, а в 2007-м перебрался на реформируемый тогда (после того, как он стал частью холдинга «Проф Медия») канал ТВ3. Просто мистически все срослось: когда я решил уходить, буквально день в день, мы встретились с моим коллегой и старым товарищем – Александром Карповым (создателем одной из самых интересных регинальных станций «Афонтово» в Красноярске; он был первым генеральным директором  RenTV-НВС, где мы работали вместе в 90-е, а потом много лет руководил международным отделом «Видео Интэрнешнл»). Как раз в то время ему сделали предложение возглавить новый ТВ3, а он позвал меня.

Поскольку Вы довольно долго работали в качестве программного директора, можете рассказать читателям портала MediaJOBS.RU, каково различие основных функций программного директора и генерального продюсера телевизионного канала?

Формально задача программного директора – сформулировать правильный заказ для продюсерских служб на производство или закупку тех или иных программ, а затем грамотно эти программы расставить по сетке. Но это именно формально. Как показывает практика, на различных каналах это происходит по-разному. Очень часто функции пересекаются. К примеру, насколько я знаю, на большинстве каналов все основные программные решения принимают руководители – генеральные директора. Или, например, у нас на ТВ3 нет позиции программного директора. Это, конечно же, не значит, что работа, за которую отвечает программный директор, не ведется. Просто его функции поделены между исполнительным продюсером, отвечающим за производство, руководителями отделов лицензирования, планирования эфира и мной.

И тут я бы хотел сделать одну очень важную, как мне представляется, оговорку. Подобное «дробление» возможно и, самое главное, эффективно только в том случае, когда на канале работает команда единомышленников, людей, одинаково воспринимающих поставленные задачи. И я считаю, что у нас сформировалась именно такая команда. В моих глазах особенная ее ценность в том, что у большинства из нас есть опыт совместной работы, пусть это было и на другом канале, в другое время. Поэтому мы часто без слов понимаем друг друга. Это не исключает, разумеется, споров и дебатов, порой очень даже жарких. В подобных ситуациях окончательное и единственное правильное решение принимает руководитель - генеральный директор, или же ваш покорный слуга. И после принятия такого решения оно становится законом, обязательным для исполнения всеми. Ценность Команды в том и заключается, что можно быть уверенным в синхронности движений всех, в одинаковой нацеленности всех на конечный результат.

Как стать генеральным продюсером? Какое образование и какие личностные качества для этого необходимы?

Чтобы просто «стать», кем угодно, простите за банальность, нужно любить свое дело и не бояться работы.  Раз любишь – начинаешь изучать. Раз изучаешь – начинаешь разбираться. А начинаешь разбираться – чаще начинает получаться то, что задумал.

Наличие специального телевизионного образования здесь, на мой взгляд, не играет особой роли. Можно получить профильное образование только потому, что в определенный момент это было модно, престижно, а потом просто отбывать номер, и тогда сами понимаете, каков будет итог. А можно не иметь такого образования, но постигать все в процесе работы. Если не ошибаюсь, Роман Петренко, генеральный директор ТНТ, в свое время закончил мореходку, потом занимался маркетингом, что ничуть не помешало ему состояться на телевидении.

У нас, на ТВ3, тоже (по базовому образованию) кого только нет. Но на всех ведущих позициях заняты люди с многолетним опытом работы на телевидении, и все они стопроцентные профи. Я сам по диплому филолог, в свое время всерьез начинал заниматься скандинавистикой, шведской литературой, даже начал учить этот язык… Но сложилось по-другому: однажды на дискотеку, где я подрабатывал для души ди-джеем, официально работая переводчиком в институте языка, литературы и истории, приехали телевизионщики. Сняли небольшой сюжет. А потом пригласили попробовать сделать то же самое в студии, в кадре. И пошло-поехало… Поэтому не так важно, какой диплом ты получил, - все равно учиться профессии, которую выбрал, придется всю жизнь.

Из чего складывается рабочий день генерального продюсера?

Начинается в десять часов утра, иногда раньше. И заканчивается, как правило, в десять, только уже вечера, или позже. Иногда в рабочие дни превращаются выходные. Это что касается регламента. А по содержанию среднестатистический рабочий день выглядит примерно одинаково: каждое утро начинается с таблиц рейтингов за минувший день, потом - «разборы полетов», далее – встречи, переговоры, обсуждения, просмотры, изучения заявок, чтение сценариев и снова обсуждения, встречи и переговоры. Телевидение - вещь специфическая: как правило, то, что зритель видит на экране сегодня, замышлялось и запускалось в производство много месяцев назад. Сегодня же, в июле 2008 года, обсуждается то, как и чем канал будет жить  весной, или даже осенью следующего, 2009 года. Производство – процесс небыстрый. От замысла до его реализации, если проект достаточно серьезный, может пройти и год, и полтора. Вообще, специфика деятельности любого продюсера – это всегда работа на перспективу, с параллельным отслеживанием результатов уже сделанного, анализом получившегося и постоянными попытками предвидеть изменения, которые могут возникнуть на рынке.

Какие сотрудники входят в продюсерский департамент телеканала? Каковы их задачи?

Наша оргструктура очень проста и, думаю, во многом схожа с подобными структурами на других каналах. Если говорить о «собственно продюсерах», то таковых немного: это исполнительный продюсер канала Юлия Винокурова, подразделение которой отвечает за все собственное производство. У нее в подчинении есть несколько линейных продюсеров, отвечающих за конкретные проекты. Все остальные – это просто руководители отделов: лицензирования (Юлия Мирная), планирования эфира (Марина Цветкова), выпуска (Татьяна Юдова), маркетинга (Светлана Добровольская), эфирного промо (Алена Шебарова), исследования аудитории (Дмитрий Юркин). Вместе с людьми, которые работают под их началом: менеджерами, редакторами, дизайнерами, - они обеспечивают содержательную составляющую картинки канала.

Как распространяется влияние генерального продюсера сетевого телеканала на программную деятельность региональных компаний-партнеров?

Никак не распространяется. У ТВ3  достаточно много собственных станций, владельцем которых является «Проф Медиа». Эти станции работают в режиме прямой ретрансляции. Что касается станций-партнеров, то координация их работы возложена на отдел сетевого развития  – подразделение сервисной компании, которая занимается продвижением в регионы всех каналов холдинга. Помимо ТВ3, это 2х2, MTV и VH 1. Моя функция в этом случае – лишь поддерживать контакты с этим подразделением. И, разумеется, обеспечивать его всей необходимой информацией для успешной «экспансии». Хотя самыми весомыми аргументами в пользу избранного позиционирования тех или иных программных решений для партнеров, уже состоявшихся или перспективных, всегда были, есть и будут показатели канала: его видимый рост, а значит, востребованность аудиторией.

Кто из коллег по цеху – телевизионных продюсеров – является для Вас профессиональным авторитетом?

Упомянутый выше Роман Петренко, гендиректор ТНТ. Уважаю людей, которые понимают: а) что они делают, б) зачем они это делают, в) почему они это делают именно так. Это всегда видно со стороны – когда человек работает над достижением какой-то конкретной цели и при этом отлично владеет необходимым инструментарием. И в силу этого обстоятельства может позволить себе принимать нестандартные решения. Кстати, когда Петренко перешел с СТС на ТНТ, совокупная доля зрительской аудитории последнего была, если можно так выразиться, «на уровне статистической погрешности». Сейчас ТНТ – шестой канал на российском телевизионном рынке. И, пожалуй, это единственный канал, который смог сформировать действительно лояльную зрительскую аудиторию, то есть ту, которая приходит на канал не случайно, а целенаправленно выбирает нужную кнопку.

Вячеслав Муругов, исполнительный продюсер СТС. Нужно быть очень творческим человеком и при этом хорошо знать законы рынка, чтобы сделать такие успешные сериалы, как «Солдаты», «Кадетство», «Папины дочки». Вот это сочетание особого чутья, характерного, скорее, для бизнесмена, и креативного начала, которое отличает настоящего «телевизионщика», мне в нем особенно импонирует.

Игорь Прокопенко и Оксана Барковская – главные документалисты на REN-TV, люди, фактически «с нуля» выстроившие производство профильного документального кино на канале. Люблю и уважаю за фанатичную преданность своей работе, за постоянный огонь в глазах, за бесконечную жажду делать дело.

Мне вообще нравятся люди с горящими глазами, для которых телевидение - это не только работа, но и то, что англичане называют  «fun».

В чем основные сложности ежедневной работы генерального продюсера? Если бы Вы не были генеральным продюсером, то какая другая работа доставила бы Вам максимальное удовольствие – на телевидении и вне его?

Наверное, как и в любой другой работе, сложнее всего добиваться необходимого результата. Мы значительно «подросли» в плане рейтингов. Если сравнивать с прошлым годом, который ТВ3 закончил со средней долей 2,9, на текущий момент она у нас равняется 3,6. Была поставлена бизнес-задача значительно увеличить объем целевой для нашего канала аудитории в сегменте 18-54, и пока (стучу по дереву: что вы хотите от человека, работающего на «настоящем мистическом»?) все у нас развивается по плану. Хотя прекрасно понимаем, что мы находимся еще в самом начале пути. Тем интереснее будет двигаться дальше.

Что касается второй части вопроса, то я не могу представить себя в другой отрасли. Все-таки столько лет отдано телевидению. И я очень люблю свою работу.