Назад к списку Профессия и карьера

Сергей Тузов: «Генеральный продюсер - человек, знающий к чему стремится и в конечном итоге придет телеканал»

Gameland – крупнейшая в Восточной Европе компания в сегменте special interest media и входит в пятерку крупнейших российских издателей журналов. Gameland создает медиа для энтузиастов спорта, кино, бизнеса, игр, компьютерных технологий, автомобилей. Медиакомпания Gameland основана в 1992 году. Акционерами компании являются основатель и СЕО компании Дмитрий Агарунов, скандинавский фонд прямых инвестиций Mint Capital, Фонд Russia New Growth Fund под управлением Troika Capital Partners и топ-менеджмент компании. В 2008 году медиакомпания Gameland приобрела ИД Mediasign. Компания широко представлена на медийном рынке и запускает проекты практически во всех сегментах рынка - печатных СМИ, Интернете, телевидении. В портфеле Gameland 23 журнала, телеканал Gameland TV и он-лайн телевидение ICQ TV, 11 крупных web-проектов, live - мероприятия. Совокупная аудитория Gameland составляет более 10 млн. человек. На вопросы портала MediaJOBS.RU отвечает генеральный продюсер телеканала «Gameland TV» Сергей Тузов.

Сергей Тузов

Расскажите о работе генерального продюсера нишевого спутникового канала. В чем задачи и ежедневная работа?

В двух словах это не расскажешь, а то, что расскажешь, звучит скучно. Это - планы развития, бюджеты, планы производства. Контроль их исполнения.

Утверждение всех видов телевизионной продукции: оформления канала, программ, анонсов, интеграций и др.  Подписание договоров,  контроль закупок, контроль развития сети.  Оптимизация производства, эффективное использование материальных и финансовых ресурсов.  Управление взаимодействием с подразделениями холдинга, смежными службами, контрагентами и другими организациями. Управленческая отчетность.

Можно говорить еще много всякого разного. Но все это общие слова.Важно другое, продюсер канала это менеджер, но менеджер из среды. Т.е. специалист, знающий все нюансы телевизионного производства.

Знающий и понимающий потребности аудитории, к чему она стремится, что ее интересует, как результат: знающий к чему стремится он сам, и в его лице, и под его руководством, к чему стремится, и в конечном итоге придет телеканал. И сейчас так везде. В любом направлении жизнедеятельности человека.      

Как Вы чувствуете себя в кризис?

Если говорить о телеканале, как наш бизнес чувствует себя в кризисное время – могу сказать, что кризис на нас в плохом смысле ни как  не повлиял. Даже, наоборот,  подстегнул, заставил оптимизироваться, собраться, если хотите. С  точки зрения прибыли, мы сейчас чувствуем себя очень неплохо, несмотря на то, что работаем по рекламной модели, в чем близки к эфирным каналам.
Самый трудный период был в октябре 2008-го года, когда акционеры сказали, что инвестирование сокращается, и бюджеты будут урезаться.  

Но к тому моменту все основные шаги по запуску телеканала уже были сделаны: уже было все понятно с концепцией, программированием, зарегистрировано СМИ, уже был закуплен зарубежный контент, налажена производственная база, организована доставка сигнала, получены лицензии, телеканал вошел в состав Базового расширенного пакета  НТВ-Плюс, мы уже начали работать с регионами.

И в тот период мы уже в большей степени занимались контентом, потому, что было понятно - информационная составляющая для нашего канала наиболее важна.

Расширяя территорию вещания, мы очень быстро столкнулись с проблемой выхода за территорию РФ. Пришлось отказаться от зарубежного контента и мы встали перед проблемой: делать самим или закупать на стороне? Понятно было, что закупать проще, но закупной контент не всегда актуален, делать самим – сложнее, но дешевле. А тут еще и кризис.

В конечном итоге отказались от закупок почти совсем и начали делать.

Сегодня мы производим 95% контента сами, это конечно в основном программы по игровой тематике, но есть и развлекательные программы, программы связанные с индустрией. И, несмотря на кризис, мы продолжаем наращивать наш эфир - расширяем тематики, увеличиваем количество программ.

Как сказался кризис на кадровом составе телеканала?

Всего в компании работает около 50 человек, в штате - 23. В кризис мы не уволили ни одного человека. Мы серьезно используем систему «фриланса», например, наши редакторы новостей живут на Украине. На выпуске, вообще, нет ни одного человека. Я сам вышел из эфирного телевидения и очень серьезно отношусь к тому, что мы показываем. У нас очень серьезная редакция, есть самоцензура, есть очень серьезное ОТК, где мы «прогоняем» весь материал. При работе в цифре есть большие плюсы, потому что игры живут в той же цифровой среде, так что в видео проблем нет. С кадровой точки зрения мы имеем скорее проблемы редакционные.

Если говорить подробнее о кадрах, то можно сказать, что телевизионных людей мы нашли достаточно быстро – и на «программинг», и технарей, и режиссеров, и операторов. Проблема была с «экспертами» из игровой среды. На момент запуска телеканала, в компании было два журнала по игровой тематике, то есть журналисты по этой теме были. Но на стыке профессий, именно телевизионные авторы, редакторы, корреспонденты – т.е. «нишевые» специалисты, вот они оказались в дефиците.

Мы - уникальная компания, находимся в уникальной среде. И мы ощущаем на себе проблемы с подготовкой специалистов, понимаем, что не хватает системной подготовки. По мере возможности стараемся этот вопрос решать и сами. Так, при холдинге, мы создали Школу мультимедийной журналистики. Где обучаем и готовим молодежь,  «затачиваем» будущих специалистов, так сказать, под наши задачи. Принимаем на работу ребят из игровой среды.

О подготовке специалистов. Какие специалисты для Вас как генерального продюсера – наибольший дефицит? Какие дипломы Вы уважаете больше остальных? 

Если раньше институты готовили специалистов очень общего профиля, у которых знаний хватало надолго, то сейчас время изменилось. Специалисты нужны, по крайней мере, нам, узкопрофильные. Может быть, в институтах студентам стоит давать наряду с общими знаниями информацию и понимание  того, что сейчас требуются узкие специалисты. То есть, если вы работаете по военной тематике, стоит готовиться к тому, что всю жизнь вы будете работать именно по ней. Перейти потом, скажем, в игровую индустрию почти невозможно или понадобится довольно продолжительное время, чтобы разобраться в специфике. Это надо понимать на входе.

Конечно, нельзя сказать, что образовательная работа сейчас в стране не ведется. Специалисты, закончившие профильные вузы - это «золотой фонд», и их научить работать на телевидении так, как нам нужно, гораздо легче.

Теперь о стажировке. Приходя стажироваться на канал, не стоит питать иллюзий, что за две недели Вы получите все знания. Реальные знания приходят с годами. А телеканалы занимаются другим видом деятельности, создавать школы и курсы – это не их задача. Многие каналы принимают на практику людей. Но, по моему мнению, должна быть государственная программа подготовки кадров – это первое, и повышения квалификации – второе.

Ваши советы тем, кто хочет сделать профессиональную карьеру в производстве программ на телеканалах? С чего начинать и чего избегать?

Стремиться к цели, не бояться ни чего, двигаться, делать!

Хотите снимать, берите камеру - снимайте, хотите делать программы – делайте. Пишите статьи, сценарии, заметки. Критикуйте, ругайте, хвалите, придумывайте, высказывайте ваше мнение, это ваше право и эта возможность у вас теперь есть.  Размещайте в интернете.

Сейчас все изменилось, все стало проще. Есть немало примеров, когда талантливые любители становились известными,  а впоследствии профессионалами.

Мы пригласили нескольких ребят на канал, оценив их потенциал по размещенным в интернете материалам.

На телевидении есть немало профессий, не требующих специальных знаний или специального образования.  Ассистенты, администраторы, всевозможные помощники -  начинать надо с них.

Большинство известных ныне телевизионных деятелей начинали именно с этих профессий, работали инженерами, осветителями, ассистентами, архивариусами, курьерами.

Во многих вузах есть факультеты, готовящие специалистов для телевидения, как на гуманитарные, так и на технические специальности.

Ищите работающих на телевидении, раньше по «знакомству» устраивались очень часто, это было нормально, кадровых агентств не было. Сейчас многие компании готовы принять на работу нового сотрудника, но не готовы обратиться в кадровое агентство, а вакансии есть.

Ищите вакансии в интернете, на сайтах телеканалов, кадровых агентств, частных компаний. Обратитесь в специализированные кадровые агентства. Там вам помогут правильно составить резюме, включат в базы соискателей, предложат открытые вакансии. На все случаи рецептов нет. Но, тот, кто стремится - добьется.

Кризис – время спада в кино- и телепроизводстве. Советовали бы Вы сейчас ориентироваться на этот бизнес?

Спад - это временно. Советую как раз во время спада заниматься организацией этого бизнеса. Если получится, вами будет создана устойчивая, высокорентабельная структура. Но для этого должны быть идеи – как самих художественных продуктов, так и по организации процесса.

Какие вузы и курсы для профессиональных сценаристов и продюсеров Вы включили бы в первую «пятерку»?

«Пятерки» не наберу. А так – конечно, это ВГИК, Высшие режиссерские и сценарные курсы и, наверное, сильные журналистские факультеты (для сценаристов).

MediaJOBS.RU