Назад к списку Профессия и карьера

Сергей Яковлев: «Для журналиста главное – неленивый ум»

Сергей Яковлев, главный редактор еженедельника «Деньги», входящего в издательский дом «Коммерсантъ», получил психолого-педагогическое образование. Ученую степень кандидата психологических наук - в Институте психологии Академии наук СССР в 1991 году. В начале 1997 года пришел работать в «Коммерсантъ». Сергей Яковлев отвечает на вопросы корреспондента портала MediaJOBS.RU.

Приход в такое популярное издание, как  «Коммерсантъ», знаменовал неожиданный поворот в вашей карьере?

На протяжении многих лет я занимался литературой, писал, что называется, в стол, для себя. Поэтому редактирование не стало для меня чем-то чуждым. Наоборот, это то, к чему лежала душа. Так в 97-м году я стал литературным редактором, то есть, просто переписчиком чужих текстов. Но я оказался в специализированном приложении к газете, которое называлось «Рейтинг» и занималось исключительно финансовыми вопросами. Так сложилось, что тексты именно этой направленности стали для меня чем-то привычным. Потом я занял должность редактора (опять же переписчика) в журнале «Деньги». Но там проработал совсем недолго. Через два месяца стал выпускающим редактором объединенной редакции «Коммерсанта». То есть  занимался  и ежедневной газетой, и еженедельниками «Власть» и «Деньги».

Тематика вам была близка или…

Близка, потому что до «Коммерсанта» я даже поработал финансовым директором в коммерческой компании.

Для журналиста, который приходит в такого рода издание, какие профессиональные и человеческие качества необходимы?  Наверное, должен быть  какой-то background…

Или просто жизненный опыт. Постепенно у тебя в портфеле собирается то или иное количество ситуаций – а они в массе своей типичные, знакомства, имена. То есть background образуется просто в процессе неленивой и осмысленной работы. И для журналиста, по моему, одно из главных качеств – неленивый ум. Он – в основе обучаемости, для которой нужны две составляющие: определенная величина IQ и эта самая неленивость. Ты можешь иметь IQ за 140, но при этом быть лежачим камнем. И тогда не важно, какие у тебя задатки были от рождения -  если ты их не реализовал, они не стали способностями, считай, ничего не было.

И, конечно, должен присутствовать некий перфекционизм. Иногда вроде бы все сделано, но ты понимаешь, что можно лучше: довести фразу, «дотянуть» заголовок, доточить вводку и так далее. Это, наверное, главное, потому что любой материал складывается из ряда мелких составляющих.

Вы – главный редактор, у которого есть заместители, ответственный секретарь, редакторы отделов. Эти люди должны разделять ответственность – отслеживать заголовки, подписи к снимкам, верстку полос и прочее. На них обязанности распространяются  в той же степени, что и на главного?

Конечно. А без человека, который пишет текст,  журналиста, редактору не с чем было бы работать. В идеале журналист еще и подписывает фотографию к заметке, и заголовок ставит. А дальше профильный редактор, литературный, выпускающий и главный меняют или не меняют эти слова, исходя из своих представлений о «прекрасном». Дальше – фотослужба, верстка, художники. Этапов много, и на каждом ловятся какие-то блохи, что-то улучшается.

Свою команду – ближайших сотрудников, единомышленников – вы набирали сами или пришли на уже готовую?

Пришел в готовый коллектив, но это было восемь лет назад. Понятно, что за эти годы сложился новый коллектив, уже подобранный мною, либо теми людьми, которых брал я.

Каковы были ваши критерии при подборе сотрудников?

Стартовые требования работодателя могут быть любыми, потому что это не более чем перечень благих пожеланий. Поэтому главный критерий приема или неприема на работу –  тексты, которые человек сдает. Других критериев для начала совместной работы у меня нет. А вот для ее продолжения, когда складывается представление о человеке, разным людям требуются разные наборы качеств – кому-то прощаешь то, за что другого увольняешь. Важен результирующий вектор помогающих и мешающих данной работе свойств личности.

Издание, которое вы возглавляете, специфично по тематике. Наверное, у вас есть и особые требования к соискателям?

В англоязычном мире есть разделение на journal и magazine. Так мы – magazine, не научное и не корпоративное издание. Сложную проблему почти всегда возможно изложить просто и внятно.

Таким образом, у вас в редакции может работать любой журналист, владеющий профессией?

У нас может работать любой человек.

Какие профессиональные знания нынче дефицитны в медиа-индустрии, будь то топ-менеджмент, финансовые или редакционные работники и т.д.?

Мне кажется, что годами востребованы носители одних и тех же черт. Научить разумного человека ориентироваться в теме можно всегда. Для этого не требуется специального образования. Но невозможно научить взрослого человека формально- логическому мышлению. Если он не может устанавливать причинно-следственные связи, он уже и не сможет. Нельзя научить взрослого человека «хорошему» алгоритму решения ситуаций морально-этического выбора.  Потому что он уже выбрал. Если автор, делая текст, преследует не только профессиональные цели,  из него не получится журналиста не ангажированного издания…

Вам, наверное, приходится конкурировать с другими изданиями. Кто ваши соперники?

Все, кто играет на одной «поляне» с нами. Здесь у нас не больше прав, чем у других изданий. Конкурируем со всеми еженедельниками, которые позиционированы как экономические –  «Компания», «Профиль»,  «Секрет фирмы», «Эксперт», Smart money.

И как вы оцениваете профессиональное мастерство журналистов этих изданий?

Высоко. Рынок существует уже много лет, большинство конкурентов давно на нем присутствует. У каждого отработаны  технологии, накоплен опыт, есть характерные приемы, фирменные фенечки. Да и журналисты и редакторы свободно кочуют из одного журнала в другой.  А они и являются носителями всего перечисленного.

Что бы вы посоветовали новичкам, молодым журналистам, которые мечтают о серьезной карьере в журналистике?

Существуют два пути: простой и сложный. Простой – это попасть в редакцию, где настолько отработаны правильные механизмы написания текстов, что просто находясь в ней и следуя редакционным критериям, предъявляемым к текстам, человек автоматически становится профессионалом.  Работая в такой редакции и представляя ее на тех или иных мероприятиях, отслеживая тот или иной рынок, ты быстро становишься известным и в бизнес-среде, и в своей корпоративной.  Сложный путь описывать не буду – те, кто его проходит,  в инструкциях и описаниях не нуждаются.

 

Юрий КРОХИН, MediaJOBS.RU