Назад к списку Профессия и карьера

Софья Швыркова, арт-директор ЮТВ: «Полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный»

Софья Швыркова, арт-директор ЮТВ: «Полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный»

 

Софья Швыркова окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова по специальности художник-график. Во время учебы стажировалась в рекламных агентствах, а также прошла обучение в университете Joong Bu (Южная Корея) на кафедре анимации, где открыла для себя мир моушн-дизайна. С 2008 по 2012 год работала бродкаст-дизайнером на ТНТ в команде Елены Шанович. С 2012 год работает арт-директором в холдинге ЮТВ.

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию и попали в ЮТВ?

Мне повезло: я всегда понимала, что хочу работать в сфере дизайна — нужно было определиться только с направлением. Я училась в Московском государственном университете печати по специальности художник-график, стажировалась в рекламных агентствах, а на последних курсах поехала учиться по программе обмена в Южную Корею в университет Joong Bu на кафедру анимации — и там открыла для себя мир моушн-дизайна. Мне нравилось работать и со статичной картинкой, но возможность оживить ее стала для меня настоящим откровением. Вернувшись в Россию, я продолжила развиваться как моушн-дизайнер. 

В 2008 году я пришла работать в команду Лены Шанович на ТНТ. Именно там я «созрела» как дизайнер и получила бесценный опыт и понимание, как должна строиться работа в хорошо отлаженной структуре. 

И с начала 2012 года я работаю в холдинге ЮТВ: я пришла, когда телеканала Ю еще не существовало, и приняла непосредственное участие в его запуске. Мы в короткий срок перестроили все рабочие процессы в отделе, набрали команду и создали брендинг и упаковку для нового телеканала.

Как строится работа внутри отдела дизайна?  

У нас небольшой, но функциональный коллектив из 13 человек: это два графических дизайнера, 9 бродкаст-дизайнеров, координатор и я. Внутри отдела нет жесткого разделения по группам: ротация разных задач между дизайнерами позволяет избежать ощущения рутины. По каждому из направлений, которые закрывает наш отдел, у нас есть ведущий дизайнер, который может в мое отсутствие контролировать выполнение проектов.

Арт-директор в рабочем процессе — это прежде всего буфер-переводчик между заказчиком и дизайнером. Нужно получить вводные и маркетинговую задачу, понять, как это соотносится с нашей стилистикой и с нашими возможностями, преобразовать это в конкретное предложение и уже тогда поставить задачу дизайнеру. Если проект большой и сроки позволяют, то мы встречаемся всем отделом, смотрим референсы и обсуждаем возможные пути реализации. 

Мы всегда стараемся найти яркое, небанальное решение, над которым нам самим будет интересно работать: но тут крайне важно соблюсти баланс и сделать это решение также на 100% понятным нашему зрителю. 

Я против «дизайна ради дизайна», особенно на телевидении: сделать просто красиво недостаточно. Дизайнеры часто увлекаются модным приемом или излишне сложным визуальным решением и на выходе получается красивая, но совершенно нечитаемая, непонятная и неблизкая зрителю картинка. Для того, чтобы избежать таких ошибок, нужно изучать свой продукт и свою аудиторию.

Последние несколько лет я сама принимаю активное участие в разработке стратегии канала: отсматриваю контент, выезжаю на фокус-группы, предлагаю идеи по позиционированию — и все это невероятно обогащает мою работу и расширяет мои возможности в качестве арт-директора. Уверена, что полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный. И дизайн не может существовать отдельно от всего остального. 

Из этих же соображений мы выполняем все задачи по дизайну только инхаус, своими силами — иногда привлекая сторонних специалистов на отдельные проекты. Ни одно агентство не знает нас, нашу специфику и нашу аудиторию так же хорошо, как мы сами. И эти нюансы невозможно уместить в брендбук — их нужно чувствовать на интуитивном уровне — чего мы, конечно, не можем требовать от стороннего подрядчика.

С какой периодичностью и с помощью каких инструментов измеряется результативность нового графического оформления канала? С учетом, что на Ю смена дизайна происходит достаточно часто — как вы понимаете, что работает, а что не очень?

Мы небольшой канал, и наша сила в мобильности — мы можем довольно быстро перестроиться и скорректировать направление работы при необходимости. У нас действительно богатая история переоформлений канала: в 2013 году мы меняли графику в связи с перепозиционированием, в 2015 — чтобы привлечь новую аудиторию согласно требованиям рекламного рынка, в 2017 — для изменения настроения от телеканала под обновленное программное предложение. Между этими радикальными переменами были еще и промежуточные обновления по нашему собственному желанию, чтобы постоянно поддерживать свежее ощущение от канала. В этом году мы снова провели ребрендинг: изначально планировали поменять только логотип, но за логотипом подтянулись и остальные изменения. 

В целом мы обычно не проводим каких-то специальных исследований результативности графики, кроме обсуждений ее на фокус-группах наряду с остальными вопросами. Мы ориентируемся прежде всего на маркетинговые задачи и на наши собственные внутренние ощущения, чтобы понять, когда наступает необходимость освежить дизайн. 

По вашему мнению, какое образование наиболее подходящее для дизайнера на ТВ?

Я убеждена, что для дизайнера важно иметь профильное образование — начиная с художественной школы. Когда человек с детства учится рисованию по классическим методикам, в подсознание закладываются очень важные вещи, которые затем работают на автомате всю жизнь и очень помогают в работе: это чувство цвета, композиции, глазомер и тд. 

Идеальный ТВ-дизайнер должен быть универсалом. Чаще всего требуется разработать графику, которая будет масштабироваться и адаптироваться сразу под все задачи: и для эфира, и для печати, и для веба — и это нужно сразу учитывать в работе. Поэтому в образовании важно соблюдать баланс: изучать одновременно и графические редакторы, и базовые вещи — например, основы типографики. 

Что самое трудное в работе дизайнера на ТВ и как это преодолеть? 

Для кого-то может быть сложным постоянно работать над одним продуктом, бесконечно улучшать его и не терять к этому интерес. Я считаю, что можно сделать для себя интересной любую задачу: в этом и заключается профессионализм. Это качество, которое нужно в себе воспитывать.

На телевидении редко удается с первого раза сдать проект без единой правки: обсуждения и комментарии — это нормальный рабочий процесс. Дизайнерам бывает трудно адекватно воспринимать критику и вносить изменения в свою работу. Тут важно выдохнуть и отложить бурную реакцию — обычно через пару минут гнев стихает и становится понятно, что комментарии уместны и конструктивны, а правки идут только на пользу проекту.

Кого вы бы точно не взяли в свою команду? 

Я внимательно подхожу к выбору дизайнеров в свою команду — стараюсь избегать людей с неуместными амбициями и завышенной самооценкой. В своей команде я не вижу также дизайнеров, которые не готовы время от времени работать с рутинными задачами. Я придерживаюсь мнения, что настоящий профессионал относится одинаково внимательно и серьезно и к маленьким, и к крупным проектам, и может выполнить любую задачу на высоком уровне вне зависимости от ее содержания.

На телевидении вряд ли сможет найти себя дизайнер, который работает только в собственном узком стиле, или тот, кто видит себя в первую очередь «свободным художником». На любом телеканале существуют более или менее жесткие стилистические рамки, в которых придется работать. И на телевидении важно умение создавать именно коммерческий, «продающий» дизайн. 

Есть ли какие-то общие тренды в дизайне, которых нужно придерживаться, или каждая команда должна исходить только из собственных бизнес-задач при создании новых концепций? 

На мой взгляд, если работа сделана качественно и отвечает поставленной задаче — этого более чем достаточно. В дизайне, как и в моде, есть актуальные тенденции — но не всем нужно быть модными. Важно говорить на одном визуальном языке со своей аудиторией, нравиться ей и быть ей понятной. И это не значит делать усредненный продукт — я верю в то, что можно искренне уважать свою аудиторию и создавать дизайн, который будет и доступным, и ярким и качественным — без компромиссов.

Какие источники для вдохновения и обучения вы могли бы порекомендовать современным дизайнерам (особенно на ТВ)?

Новые идеи для работы нужно уметь находить везде — и это, кстати, очень редкий и ценный навык, который нужно развивать в себе постоянно. 

Проще всего «вдохновиться» удачным приемом в ролике западной студии и заимствовать его для своего проекта. Гораздо сложнее и интереснее найти что-то из другой сферы жизни: в моде, природе, искусстве — и трансформировать это под свою задачу. Именно так и рождаются самые интересные решения.

Дизайнеру нужно постоянно быть «насмотренным» — изучать и открывать для себя новых художников, следить за тем, что делают ведущие мировые и российские студии, очень много смотреть и анализировать. Только так возможно расти профессионально и не быть вторичным.

И я очень рекомендую не ограничивать себя только просмотром ресурсов по дизайну. Новые идеи открываются в самых неожиданных местах.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
от 50 000 до 120 000 руб.
Подробнее
22 августа
Подробнее
по договоренности
Подробнее
15 августа
Подробнее
Санкт-Петербург
от 25 000 до 35 000 руб.
Подробнее
13 августа
Подробнее
от 10 000 до 25 000 руб.
Подробнее
13 августа
Подробнее
Орел и область
от 25 000 руб.
Подробнее
12 августа
Подробнее
Краснодар
по договоренности
Подробнее
12 августа
Посмотреть все вакансии