Назад к списку Профессия и карьера

Софья Швыркова, арт-директор ЮТВ: «Полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный»

Софья Швыркова, арт-директор ЮТВ: «Полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный»

 

Софья Швыркова окончила Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова по специальности художник-график. Во время учебы стажировалась в рекламных агентствах, а также прошла обучение в университете Joong Bu (Южная Корея) на кафедре анимации, где открыла для себя мир моушн-дизайна. С 2008 по 2012 год работала бродкаст-дизайнером на ТНТ в команде Елены Шанович. С 2012 год работает арт-директором в холдинге ЮТВ.

Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в профессию и попали в ЮТВ?

Мне повезло: я всегда понимала, что хочу работать в сфере дизайна — нужно было определиться только с направлением. Я училась в Московском государственном университете печати по специальности художник-график, стажировалась в рекламных агентствах, а на последних курсах поехала учиться по программе обмена в Южную Корею в университет Joong Bu на кафедру анимации — и там открыла для себя мир моушн-дизайна. Мне нравилось работать и со статичной картинкой, но возможность оживить ее стала для меня настоящим откровением. Вернувшись в Россию, я продолжила развиваться как моушн-дизайнер. 

В 2008 году я пришла работать в команду Лены Шанович на ТНТ. Именно там я «созрела» как дизайнер и получила бесценный опыт и понимание, как должна строиться работа в хорошо отлаженной структуре. 

И с начала 2012 года я работаю в холдинге ЮТВ: я пришла, когда телеканала Ю еще не существовало, и приняла непосредственное участие в его запуске. Мы в короткий срок перестроили все рабочие процессы в отделе, набрали команду и создали брендинг и упаковку для нового телеканала.

Как строится работа внутри отдела дизайна?  

У нас небольшой, но функциональный коллектив из 13 человек: это два графических дизайнера, 9 бродкаст-дизайнеров, координатор и я. Внутри отдела нет жесткого разделения по группам: ротация разных задач между дизайнерами позволяет избежать ощущения рутины. По каждому из направлений, которые закрывает наш отдел, у нас есть ведущий дизайнер, который может в мое отсутствие контролировать выполнение проектов.

Арт-директор в рабочем процессе — это прежде всего буфер-переводчик между заказчиком и дизайнером. Нужно получить вводные и маркетинговую задачу, понять, как это соотносится с нашей стилистикой и с нашими возможностями, преобразовать это в конкретное предложение и уже тогда поставить задачу дизайнеру. Если проект большой и сроки позволяют, то мы встречаемся всем отделом, смотрим референсы и обсуждаем возможные пути реализации. 

Мы всегда стараемся найти яркое, небанальное решение, над которым нам самим будет интересно работать: но тут крайне важно соблюсти баланс и сделать это решение также на 100% понятным нашему зрителю. 

Я против «дизайна ради дизайна», особенно на телевидении: сделать просто красиво недостаточно. Дизайнеры часто увлекаются модным приемом или излишне сложным визуальным решением и на выходе получается красивая, но совершенно нечитаемая, непонятная и неблизкая зрителю картинка. Для того, чтобы избежать таких ошибок, нужно изучать свой продукт и свою аудиторию.

Последние несколько лет я сама принимаю активное участие в разработке стратегии канала: отсматриваю контент, выезжаю на фокус-группы, предлагаю идеи по позиционированию — и все это невероятно обогащает мою работу и расширяет мои возможности в качестве арт-директора. Уверена, что полноценно упаковать можно только тот продукт, который ты знаешь как свой собственный. И дизайн не может существовать отдельно от всего остального. 

Из этих же соображений мы выполняем все задачи по дизайну только инхаус, своими силами — иногда привлекая сторонних специалистов на отдельные проекты. Ни одно агентство не знает нас, нашу специфику и нашу аудиторию так же хорошо, как мы сами. И эти нюансы невозможно уместить в брендбук — их нужно чувствовать на интуитивном уровне — чего мы, конечно, не можем требовать от стороннего подрядчика.

С какой периодичностью и с помощью каких инструментов измеряется результативность нового графического оформления канала? С учетом, что на Ю смена дизайна происходит достаточно часто — как вы понимаете, что работает, а что не очень?

Мы небольшой канал, и наша сила в мобильности — мы можем довольно быстро перестроиться и скорректировать направление работы при необходимости. У нас действительно богатая история переоформлений канала: в 2013 году мы меняли графику в связи с перепозиционированием, в 2015 — чтобы привлечь новую аудиторию согласно требованиям рекламного рынка, в 2017 — для изменения настроения от телеканала под обновленное программное предложение. Между этими радикальными переменами были еще и промежуточные обновления по нашему собственному желанию, чтобы постоянно поддерживать свежее ощущение от канала. В этом году мы снова провели ребрендинг: изначально планировали поменять только логотип, но за логотипом подтянулись и остальные изменения. 

В целом мы обычно не проводим каких-то специальных исследований результативности графики, кроме обсуждений ее на фокус-группах наряду с остальными вопросами. Мы ориентируемся прежде всего на маркетинговые задачи и на наши собственные внутренние ощущения, чтобы понять, когда наступает необходимость освежить дизайн. 

По вашему мнению, какое образование наиболее подходящее для дизайнера на ТВ?

Я убеждена, что для дизайнера важно иметь профильное образование — начиная с художественной школы. Когда человек с детства учится рисованию по классическим методикам, в подсознание закладываются очень важные вещи, которые затем работают на автомате всю жизнь и очень помогают в работе: это чувство цвета, композиции, глазомер и тд. 

Идеальный ТВ-дизайнер должен быть универсалом. Чаще всего требуется разработать графику, которая будет масштабироваться и адаптироваться сразу под все задачи: и для эфира, и для печати, и для веба — и это нужно сразу учитывать в работе. Поэтому в образовании важно соблюдать баланс: изучать одновременно и графические редакторы, и базовые вещи — например, основы типографики. 

Что самое трудное в работе дизайнера на ТВ и как это преодолеть? 

Для кого-то может быть сложным постоянно работать над одним продуктом, бесконечно улучшать его и не терять к этому интерес. Я считаю, что можно сделать для себя интересной любую задачу: в этом и заключается профессионализм. Это качество, которое нужно в себе воспитывать.

На телевидении редко удается с первого раза сдать проект без единой правки: обсуждения и комментарии — это нормальный рабочий процесс. Дизайнерам бывает трудно адекватно воспринимать критику и вносить изменения в свою работу. Тут важно выдохнуть и отложить бурную реакцию — обычно через пару минут гнев стихает и становится понятно, что комментарии уместны и конструктивны, а правки идут только на пользу проекту.

Кого вы бы точно не взяли в свою команду? 

Я внимательно подхожу к выбору дизайнеров в свою команду — стараюсь избегать людей с неуместными амбициями и завышенной самооценкой. В своей команде я не вижу также дизайнеров, которые не готовы время от времени работать с рутинными задачами. Я придерживаюсь мнения, что настоящий профессионал относится одинаково внимательно и серьезно и к маленьким, и к крупным проектам, и может выполнить любую задачу на высоком уровне вне зависимости от ее содержания.

На телевидении вряд ли сможет найти себя дизайнер, который работает только в собственном узком стиле, или тот, кто видит себя в первую очередь «свободным художником». На любом телеканале существуют более или менее жесткие стилистические рамки, в которых придется работать. И на телевидении важно умение создавать именно коммерческий, «продающий» дизайн. 

Есть ли какие-то общие тренды в дизайне, которых нужно придерживаться, или каждая команда должна исходить только из собственных бизнес-задач при создании новых концепций? 

На мой взгляд, если работа сделана качественно и отвечает поставленной задаче — этого более чем достаточно. В дизайне, как и в моде, есть актуальные тенденции — но не всем нужно быть модными. Важно говорить на одном визуальном языке со своей аудиторией, нравиться ей и быть ей понятной. И это не значит делать усредненный продукт — я верю в то, что можно искренне уважать свою аудиторию и создавать дизайн, который будет и доступным, и ярким и качественным — без компромиссов.

Какие источники для вдохновения и обучения вы могли бы порекомендовать современным дизайнерам (особенно на ТВ)?

Новые идеи для работы нужно уметь находить везде — и это, кстати, очень редкий и ценный навык, который нужно развивать в себе постоянно. 

Проще всего «вдохновиться» удачным приемом в ролике западной студии и заимствовать его для своего проекта. Гораздо сложнее и интереснее найти что-то из другой сферы жизни: в моде, природе, искусстве — и трансформировать это под свою задачу. Именно так и рождаются самые интересные решения.

Дизайнеру нужно постоянно быть «насмотренным» — изучать и открывать для себя новых художников, следить за тем, что делают ведущие мировые и российские студии, очень много смотреть и анализировать. Только так возможно расти профессионально и не быть вторичным.

И я очень рекомендую не ограничивать себя только просмотром ресурсов по дизайну. Новые идеи открываются в самых неожиданных местах.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Санкт-Петербург
от 70 000 до 120 000 руб.
Подробнее
03 декабря
Подробнее
по договоренности
Подробнее
час назад
Подробнее
до 90 000 руб.
Подробнее
04 декабря
Подробнее
Орел и область
от 25 000 руб.
Подробнее
03 декабря
Подробнее
от 60 000 до 80 000 руб.
Подробнее
01 декабря
Подробнее
Москва
от 50 000 до 100 000 руб.
Подробнее
30 ноября
Подробнее
Москва
от 50 000 до 70 000 руб.
Подробнее
30 ноября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
29 ноября
Посмотреть все вакансии