Назад к списку Профессия и карьера

Света Ерохнович, CEO&Founder PR-агентства Rassvet.digital: «В России тысячи диджитал-агентств, а пиарщиков с глубоким знанием специфики рынка не больше 100. Мы помогаем решить эту кадровую проблему»

Света Ерохнович, CEO&Founder PR-агентства Rassvet.digital

 

Светлана Ерохнович с 2008 года работала в дизайн-студии Бюро Пирогова. В 2010-м участвовала в запуске онлайн-проекта — социальной сети для геймеров Gamer.ru, придумала и провела два конкурса красоты среди геймерш Miss Gamer. В 2012-м возглавила PR-направление в интерактивном агентстве AGIMA. В 2017 открыла собственное PR-агентство Rassvet.digital с уклоном в IT-рынок.

То, что диджитал — перспективное направление, вроде бы было ясно уже лет 10-15 назад. Почему среди PR-специалистов в этой сфере всё еще можно заметить дефицит? С чем он связан?

Дефицит кадров на рынке не просто можно заметить — он откровенно бросается в глаза. 

Система образования в России очень консервативна — на любое изменение в учебной программе могут уйти годы. Так и происходит на PR-факультетах — в вузах просто еще не успели внедрить соответствующие специализации. 

А те пиарщики, которые вырастают внутри самих диджитал-агентств и могли бы составить «кадровый резерв», быстро меняют рынок, достигнув потолка. Или им становится скучно, и они запускают свои стартапы. Агентствам ничего не остается, как снова выращивать кадры самостоятельно или хантить людей из смежных индустрий. 

Нас, диджитал-пиарщиков, настолько мало, что мы знаем друг друга практически поименно. У нас есть свой закрытый чат в Telegram, где мы решаем общие на весь рынок проблемы или просто флудим. В этом чате сейчас 59 человек. Только подумайте — 59 пиарщиков из разных городов России на весь рынок, где сейчас функционирует более 10 000 диджитал-студий и агентств.   

Ну и, как водится, девушек в пиаре намного больше. Когда я училась в университете, в моей группе был только один парень, в параллельной — еще двое. Выпускаясь из вуза, мало кто из девушек рассматривает диджитал-сферу — все потому, что еще силен стереотип о том, что женщинам не место в IT. На выходе получается дефицит в дефиците.

Но есть хоть какие-то позитивные сдвиги в этом направлении?

Это очень печально, но современное PR-образование все еще остается на уровне фразы «Интернет пришел в нашу жизнь» — об этом мне постоянно говорят стажеры. Поэтому студентам, которые смотрят в сторону диджитала, IT, креативного и рекламного рынков, нужно озадачиться своим будущим самостоятельно. 

Хотя позитивные тенденции, безусловно, есть. Например, курс Филиппа Гурова «Цифровые коммуникации» или Анны Логиновской «Мультимедийные технологии в коммуникациях» в МГУ; курс по современным инструментам продвижения, SMM и SMO в МИТРО от Лили Драмбян — всех этих экспертов я знаю лично и с уверенностью могу рекомендовать. 

Но все же это пока скорее исключения, нежели правило. Пока в диджитале пиарщику до всего нужно доходить самостоятельно.

Как вышло, что агентство Rassvet.digital, специализирующееся на PR-услугах, стало заниматься также рекрутингом PR-специалистов для своих клиентов? Вам не кажется, что в этом есть угроза для деятельности самого агентства?

Мы давно пришли к своей стратегии — тщательно выбирать клиентов, а затем долго и вдумчиво с ними работать. Сейчас мы растем вглубь, а не вширь, поэтому брать на обслуживание всех, кто стучится в двери агентства — это не про Rassvet.digital. 

Чтобы взять нового клиента, мы должны, во-первых, влюбиться в него и его бизнес, а во-вторых, увидеть, что компания действительно нуждается в услугах целого агентства. Часто это не так. И мы честно говорим об этом. 

Если мы понимаем, что у руководителя есть живой интерес к пиару, достаточно понимания, компетенций и рабочих идей, мы предлагаем бизнесу другой вариант — нанять штатного PR-менеджера, который просто будет доводить эти идеи до ума. Так мы избегаем заведомо неэффективной работы и оказываемся в ситуации win-win.  

Где вы берете этих пиарщиков, если на рынке дефицит?

Наше HR-направление — вклад в развитие рынка. Мы не просто ищем и передаем в команду клиента пиарщика — мы, по сути, сами готовим client ready специалиста.

Будущему диджитал-пиарщику мы объясним специфику рынка, вооружим необходимой базой контактов, познакомим с ключевыми людьми, подготовим к собеседованию и ответим на возникающие по ходу вопросы уже во время работы. 

Так мы помогаем нашему рынку расти — и уже видим плоды этой работы. СМИ первого эшелона стали обращать внимание на мобильных и веб-разработчиков, писать о них. Мы наконец-то стали представлять для медиа интерес, и в этом большая заслуга пиарщиков — в том числе тех, которых подготовили мы.

При этом мы не профессиональные рекрутеры, у нас нет разработанных тестовых методик. Но наша команда давно и эффективно занимается PR на IT-рынке, мы отлично знаем рынок изнутри, а рынок знает нас. И, по моему мнению, именно этот опыт имеет наибольшую ценность в процессе рекрутинга. 

У самих веб-студий, как правило, нет понимания, как и где искать сотрудников PR-направления и смежных областей (smm, копирайтер, креатор и др.). Как среди сотен резюме найти именно того самого, «вашего» человека, который отлично впишется в диджитал-среду? Мы знаем ответ на этот вопрос. И самое главное, подскажем, кто именно вам нужен.

Возможно в вашей конкретной ситуации вам нужен совсем не пиарщик, а бывший главред отраслевого СМИ или сильный аккаунт-менеджер с пониманием PR-механик. 

Мы пойдем от ваших задач. Если хотите, называйте это рекрутинг 2.0.

Что необходимо идеальному PR-менеджеру в диджитал — личностные качества, навыки и опыт работы, образование?

Диджитал растет семимильными шагами, и теперь хорошему PR-специалисту уже недостаточно быть коммуникабельным, обладать грамотным русским языком и иметь «презентабельный внешний вид». Сегодня от него уже попросят знание SMM-технологий и настроек таргетированной рекламы, владение основными системами мониторинга, навыки копирайтинга и видеомонтажа и, желательно, хороший английский язык. 

Запомните, если речь идет о небольшой IT-компании, здесь PR-специалист будет интернет-маркетологом, копирайтером, smm и event-менеджером, веб-аналитиком — ну и, собственно, пиарщиком. Маркетолог-пиарщик с функциями HR — распространенная должность для рынка веб-разработки с численностью штата до 15 человек.

Говоря про стажеров, главное ожидание, которое у нас есть от вузов — дайте нам грамотных и эрудированных молодых специалистов. Безупречный русский и английский, природная любознательность — этого достаточно для входа в профессию.  

Любое агентство всегда может взять джуниора, ориентируясь на эти советы, и обучить своей специфике. Но начинающих пиарщиков есть смысл нанимать «в довесок» к руководителю по PR — иначе вы опять столкнетесь с ситуацией, что пиарщик как бы есть, но как бы его и нет, потому что обучать его и заниматься им некому. Если на обучение нет времени или компетенций, мы готовы сделать это за вас — возьмем стажера «под крыло» и подтянем по нужным направлениям. На это, обычно, уходит от трех месяцев до полугода.

Где можно найти хорошего PR-менеджера для диджитал-рынка — на каких ресурсах, в каких смежных областях? И как его распознать, выделить среди общей массы соискателей?

На mediajobs.ru иногда встречаются специалисты, которых можно легко «заточить» под работу в диджитал. А для поиска совсем «зеленых» стажеров есть отличный ресурс — grintern.ru. 

Если не хотите брать джуниора и растить его, возьмите крутого специалиста из смежного рынка: например, онлайн СМИ, SaaS, интернет-стартапы или крупные ТВ-каналы и радиостанции. Отправьте его на курсы (кстати, сейчас открыт набор на PR-курсы от рейтингового агентства Тэглайн) или, как минимум, на пару-тройку отраслевых конференций. Если он не заскучает и не сбежит, а наоборот, загорится новым направлением — это ваш кандидат!

Поделитесь опытом: как ввести в специфику профессии человека, который обладает несколько другим опытом – например, пришел из СМИ или классического PR?

Перед тем как нанять PR-специалиста, нужно, во-первых, глубоко осознать острую необходимость в этом. Я знаю много компаний, которые существуют по 10 и более лет и никогда не занимались публичным пиаром — это, например, компании с очень узким фокусом, работающие на субподряде. Как правило, им хватает «сарафана». 

Во-вторых, нужно заранее подготовить PR-стратегию компании, как ее видите вы — и уже исходя из этого вы сможете сформировать функциональные обязанности нового сотрудника и его план работ на ближайший квартал. Только так, а не наоборот!

Важно ввести пиарщика в специфику работы в диджитале и представить рынку. Пример такой специфики — рейтинги Tagline, Ruward, Рейтинг Рунета. Для веб-студий и мобильных разработчиков попадание на хорошие позиции в этих чартах — гарантированные продажи и большой вклад в свой имидж. И даже для опытных пиарщиков из других отраслей становится открытием, что надо работать в том числе на места в рейтингах — надо разъяснить это новому сотруднику на берегу, чтобы потом не было взаимного разочарования.

Как определить эффективность PR-специалиста? Это ведь общая болевая точка PR — эффективность трудно измерить, напрямую на прибыль или продажи PR не влияет. Как же все-таки понять, что сотрудника наняли не зря?  

Если заниматься PR по-взрослому, эффективность вполне измерима. Не забывайте ставить в ваши статьи utm-метки, отслеживайте трафик с них. Если статья не предполагает ссылку, смотрите, на сколько в целом увеличилась посещаемость/количество обращений в эти дни. Заведите отдельную табличку, куда будете заносить все вышедшие публикации и количество просмотров, лайков, шеров, переходов с них. Используйте PR-активности (тексты и видео) для таргетированной рекламы, а там уже все совсем прозрачно. Создайте скрипты для менеджеров: они должны спрашивать, откуда клиент узнал о вас. Наша цель — ответ: «Как откуда? О вас же все знают!». Выработайте комфортное для компании количество PR-активностей в месяц: колонок, пресс-релизов, внешних и внутренних мероприятий — это и есть KPI для вашего PR-специалиста.

Чем отличаются процесс поиска и подбора, ключевые характеристики PR-менеджеров, которых вы ищете в свою команду и тех, кого предлагаете клиентам?

Абсолютно ничем не отличаются. Для клиента наша услуга — возможность сэкономить время, минимизировать риск промаха (мы даем «гарантийный период» — если сотрудник не проходит испытательный срок, мы подберем другого в рамках того же договора) и получить в штат специалиста, не только имеющего представление о рынке, но и готового сразу же погрузиться в процессы компании и начать приносить пользу уже с первой недели работы. 

Я настолько верю в свою идею «рекрутинга без рекрутинга», что готова заразить ей весь мир. Уж IT-рынок так точно — и первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Бонус — советы начинающим PR-специалистам от Светы Ерохнович:

1. Не ведись на желание быстрых денег — устроиться консультантом в Zara или официантом в «Шоколадницу» успеешь всегда. Наиболее верный путь: напроситься на стажировку в агентство, пускай сначала бесплатную. Совмещай с учебой, не спи ночами, страдай, но впитывай информацию и набивай руку «в бою». Есть немало примеров, когда к концу обучения у ребят уже отличный опыт за плечами, хорошая должность и зарплата на рынке.  

2. Будь готов в начале пути буквально жить на работе, и вот тебе лайфхак: попроси руководство посадить тебя в одном рабочем пространстве с разработчиками. Когда научишься понимать их юмор и даже сможешь обсудить в курилке, как обойти блокировки РКН, и чем крут новый ассистент Google Duplex — вот тогда у тебя есть шанс, что все получится.

3. Прокачивай в себе главный скилл — скорость, в самом полном смысле слова: скорость добычи информации, скорость преобразования ее в продукт, скорость работы с текстом и вообще скорость реакции. Еще мы ищем тех, кто мыслит out of the box. И достаточно зрело — никакой излишней рефлексии и соплей. Вот эти качества, пожалуй, и выделят в будущем хорошего пиарщика от посредственного.

Важно понимать, что в диджитале (в отличие от огромных корпораций, где совсем обратная ситуация) от задумки до реализации идеи может пройти несколько часов. Готов пожертвовать своим личным временем и быть в инфополе 24/7? Ты в деле. 


Евгения Майорова

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
от 50 000 до 60 000 руб.
Подробнее
13 августа
Подробнее
от 35 000 до 40 000 руб.
Подробнее
07 августа
Подробнее
Москва
от 40 000 руб.
Подробнее
31 июля
Подробнее
от 13 000 до 42 998 руб.
Подробнее
7 часов назад
Подробнее
от 13 000 до 42 998 руб.
Подробнее
7 часов назад
Подробнее
Краснодарский край
от 13 000 до 43 000 руб.
Подробнее
7 часов назад
Подробнее
от 13 000 до 43 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Подробнее
Воронеж и область
от 13 000 до 43 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Подробнее
от 13 000 до 43 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Посмотреть все вакансии