Назад к списку Профессия и карьера

Света Ерохнович, CEO&Founder PR-агентства Rassvet.digital: «В России тысячи диджитал-агентств, а пиарщиков с глубоким знанием специфики рынка не больше 100. Мы помогаем решить эту кадровую проблему»

Света Ерохнович, CEO&Founder PR-агентства Rassvet.digital

 

Светлана Ерохнович с 2008 года работала в дизайн-студии Бюро Пирогова. В 2010-м участвовала в запуске онлайн-проекта — социальной сети для геймеров Gamer.ru, придумала и провела два конкурса красоты среди геймерш Miss Gamer. В 2012-м возглавила PR-направление в интерактивном агентстве AGIMA. В 2017 открыла собственное PR-агентство Rassvet.digital с уклоном в IT-рынок.

То, что диджитал — перспективное направление, вроде бы было ясно уже лет 10-15 назад. Почему среди PR-специалистов в этой сфере всё еще можно заметить дефицит? С чем он связан?

Дефицит кадров на рынке не просто можно заметить — он откровенно бросается в глаза. 

Система образования в России очень консервативна — на любое изменение в учебной программе могут уйти годы. Так и происходит на PR-факультетах — в вузах просто еще не успели внедрить соответствующие специализации. 

А те пиарщики, которые вырастают внутри самих диджитал-агентств и могли бы составить «кадровый резерв», быстро меняют рынок, достигнув потолка. Или им становится скучно, и они запускают свои стартапы. Агентствам ничего не остается, как снова выращивать кадры самостоятельно или хантить людей из смежных индустрий. 

Нас, диджитал-пиарщиков, настолько мало, что мы знаем друг друга практически поименно. У нас есть свой закрытый чат в Telegram, где мы решаем общие на весь рынок проблемы или просто флудим. В этом чате сейчас 59 человек. Только подумайте — 59 пиарщиков из разных городов России на весь рынок, где сейчас функционирует более 10 000 диджитал-студий и агентств.   

Ну и, как водится, девушек в пиаре намного больше. Когда я училась в университете, в моей группе был только один парень, в параллельной — еще двое. Выпускаясь из вуза, мало кто из девушек рассматривает диджитал-сферу — все потому, что еще силен стереотип о том, что женщинам не место в IT. На выходе получается дефицит в дефиците.

Но есть хоть какие-то позитивные сдвиги в этом направлении?

Это очень печально, но современное PR-образование все еще остается на уровне фразы «Интернет пришел в нашу жизнь» — об этом мне постоянно говорят стажеры. Поэтому студентам, которые смотрят в сторону диджитала, IT, креативного и рекламного рынков, нужно озадачиться своим будущим самостоятельно. 

Хотя позитивные тенденции, безусловно, есть. Например, курс Филиппа Гурова «Цифровые коммуникации» или Анны Логиновской «Мультимедийные технологии в коммуникациях» в МГУ; курс по современным инструментам продвижения, SMM и SMO в МИТРО от Лили Драмбян — всех этих экспертов я знаю лично и с уверенностью могу рекомендовать. 

Но все же это пока скорее исключения, нежели правило. Пока в диджитале пиарщику до всего нужно доходить самостоятельно.

Как вышло, что агентство Rassvet.digital, специализирующееся на PR-услугах, стало заниматься также рекрутингом PR-специалистов для своих клиентов? Вам не кажется, что в этом есть угроза для деятельности самого агентства?

Мы давно пришли к своей стратегии — тщательно выбирать клиентов, а затем долго и вдумчиво с ними работать. Сейчас мы растем вглубь, а не вширь, поэтому брать на обслуживание всех, кто стучится в двери агентства — это не про Rassvet.digital. 

Чтобы взять нового клиента, мы должны, во-первых, влюбиться в него и его бизнес, а во-вторых, увидеть, что компания действительно нуждается в услугах целого агентства. Часто это не так. И мы честно говорим об этом. 

Если мы понимаем, что у руководителя есть живой интерес к пиару, достаточно понимания, компетенций и рабочих идей, мы предлагаем бизнесу другой вариант — нанять штатного PR-менеджера, который просто будет доводить эти идеи до ума. Так мы избегаем заведомо неэффективной работы и оказываемся в ситуации win-win.  

Где вы берете этих пиарщиков, если на рынке дефицит?

Наше HR-направление — вклад в развитие рынка. Мы не просто ищем и передаем в команду клиента пиарщика — мы, по сути, сами готовим client ready специалиста.

Будущему диджитал-пиарщику мы объясним специфику рынка, вооружим необходимой базой контактов, познакомим с ключевыми людьми, подготовим к собеседованию и ответим на возникающие по ходу вопросы уже во время работы. 

Так мы помогаем нашему рынку расти — и уже видим плоды этой работы. СМИ первого эшелона стали обращать внимание на мобильных и веб-разработчиков, писать о них. Мы наконец-то стали представлять для медиа интерес, и в этом большая заслуга пиарщиков — в том числе тех, которых подготовили мы.

При этом мы не профессиональные рекрутеры, у нас нет разработанных тестовых методик. Но наша команда давно и эффективно занимается PR на IT-рынке, мы отлично знаем рынок изнутри, а рынок знает нас. И, по моему мнению, именно этот опыт имеет наибольшую ценность в процессе рекрутинга. 

У самих веб-студий, как правило, нет понимания, как и где искать сотрудников PR-направления и смежных областей (smm, копирайтер, креатор и др.). Как среди сотен резюме найти именно того самого, «вашего» человека, который отлично впишется в диджитал-среду? Мы знаем ответ на этот вопрос. И самое главное, подскажем, кто именно вам нужен.

Возможно в вашей конкретной ситуации вам нужен совсем не пиарщик, а бывший главред отраслевого СМИ или сильный аккаунт-менеджер с пониманием PR-механик. 

Мы пойдем от ваших задач. Если хотите, называйте это рекрутинг 2.0.

Что необходимо идеальному PR-менеджеру в диджитал — личностные качества, навыки и опыт работы, образование?

Диджитал растет семимильными шагами, и теперь хорошему PR-специалисту уже недостаточно быть коммуникабельным, обладать грамотным русским языком и иметь «презентабельный внешний вид». Сегодня от него уже попросят знание SMM-технологий и настроек таргетированной рекламы, владение основными системами мониторинга, навыки копирайтинга и видеомонтажа и, желательно, хороший английский язык. 

Запомните, если речь идет о небольшой IT-компании, здесь PR-специалист будет интернет-маркетологом, копирайтером, smm и event-менеджером, веб-аналитиком — ну и, собственно, пиарщиком. Маркетолог-пиарщик с функциями HR — распространенная должность для рынка веб-разработки с численностью штата до 15 человек.

Говоря про стажеров, главное ожидание, которое у нас есть от вузов — дайте нам грамотных и эрудированных молодых специалистов. Безупречный русский и английский, природная любознательность — этого достаточно для входа в профессию.  

Любое агентство всегда может взять джуниора, ориентируясь на эти советы, и обучить своей специфике. Но начинающих пиарщиков есть смысл нанимать «в довесок» к руководителю по PR — иначе вы опять столкнетесь с ситуацией, что пиарщик как бы есть, но как бы его и нет, потому что обучать его и заниматься им некому. Если на обучение нет времени или компетенций, мы готовы сделать это за вас — возьмем стажера «под крыло» и подтянем по нужным направлениям. На это, обычно, уходит от трех месяцев до полугода.

Где можно найти хорошего PR-менеджера для диджитал-рынка — на каких ресурсах, в каких смежных областях? И как его распознать, выделить среди общей массы соискателей?

На mediajobs.ru иногда встречаются специалисты, которых можно легко «заточить» под работу в диджитал. А для поиска совсем «зеленых» стажеров есть отличный ресурс — grintern.ru. 

Если не хотите брать джуниора и растить его, возьмите крутого специалиста из смежного рынка: например, онлайн СМИ, SaaS, интернет-стартапы или крупные ТВ-каналы и радиостанции. Отправьте его на курсы (кстати, сейчас открыт набор на PR-курсы от рейтингового агентства Тэглайн) или, как минимум, на пару-тройку отраслевых конференций. Если он не заскучает и не сбежит, а наоборот, загорится новым направлением — это ваш кандидат!

Поделитесь опытом: как ввести в специфику профессии человека, который обладает несколько другим опытом – например, пришел из СМИ или классического PR?

Перед тем как нанять PR-специалиста, нужно, во-первых, глубоко осознать острую необходимость в этом. Я знаю много компаний, которые существуют по 10 и более лет и никогда не занимались публичным пиаром — это, например, компании с очень узким фокусом, работающие на субподряде. Как правило, им хватает «сарафана». 

Во-вторых, нужно заранее подготовить PR-стратегию компании, как ее видите вы — и уже исходя из этого вы сможете сформировать функциональные обязанности нового сотрудника и его план работ на ближайший квартал. Только так, а не наоборот!

Важно ввести пиарщика в специфику работы в диджитале и представить рынку. Пример такой специфики — рейтинги Tagline, Ruward, Рейтинг Рунета. Для веб-студий и мобильных разработчиков попадание на хорошие позиции в этих чартах — гарантированные продажи и большой вклад в свой имидж. И даже для опытных пиарщиков из других отраслей становится открытием, что надо работать в том числе на места в рейтингах — надо разъяснить это новому сотруднику на берегу, чтобы потом не было взаимного разочарования.

Как определить эффективность PR-специалиста? Это ведь общая болевая точка PR — эффективность трудно измерить, напрямую на прибыль или продажи PR не влияет. Как же все-таки понять, что сотрудника наняли не зря?  

Если заниматься PR по-взрослому, эффективность вполне измерима. Не забывайте ставить в ваши статьи utm-метки, отслеживайте трафик с них. Если статья не предполагает ссылку, смотрите, на сколько в целом увеличилась посещаемость/количество обращений в эти дни. Заведите отдельную табличку, куда будете заносить все вышедшие публикации и количество просмотров, лайков, шеров, переходов с них. Используйте PR-активности (тексты и видео) для таргетированной рекламы, а там уже все совсем прозрачно. Создайте скрипты для менеджеров: они должны спрашивать, откуда клиент узнал о вас. Наша цель — ответ: «Как откуда? О вас же все знают!». Выработайте комфортное для компании количество PR-активностей в месяц: колонок, пресс-релизов, внешних и внутренних мероприятий — это и есть KPI для вашего PR-специалиста.

Чем отличаются процесс поиска и подбора, ключевые характеристики PR-менеджеров, которых вы ищете в свою команду и тех, кого предлагаете клиентам?

Абсолютно ничем не отличаются. Для клиента наша услуга — возможность сэкономить время, минимизировать риск промаха (мы даем «гарантийный период» — если сотрудник не проходит испытательный срок, мы подберем другого в рамках того же договора) и получить в штат специалиста, не только имеющего представление о рынке, но и готового сразу же погрузиться в процессы компании и начать приносить пользу уже с первой недели работы. 

Я настолько верю в свою идею «рекрутинга без рекрутинга», что готова заразить ей весь мир. Уж IT-рынок так точно — и первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Бонус — советы начинающим PR-специалистам от Светы Ерохнович:

1. Не ведись на желание быстрых денег — устроиться консультантом в Zara или официантом в «Шоколадницу» успеешь всегда. Наиболее верный путь: напроситься на стажировку в агентство, пускай сначала бесплатную. Совмещай с учебой, не спи ночами, страдай, но впитывай информацию и набивай руку «в бою». Есть немало примеров, когда к концу обучения у ребят уже отличный опыт за плечами, хорошая должность и зарплата на рынке.  

2. Будь готов в начале пути буквально жить на работе, и вот тебе лайфхак: попроси руководство посадить тебя в одном рабочем пространстве с разработчиками. Когда научишься понимать их юмор и даже сможешь обсудить в курилке, как обойти блокировки РКН, и чем крут новый ассистент Google Duplex — вот тогда у тебя есть шанс, что все получится.

3. Прокачивай в себе главный скилл — скорость, в самом полном смысле слова: скорость добычи информации, скорость преобразования ее в продукт, скорость работы с текстом и вообще скорость реакции. Еще мы ищем тех, кто мыслит out of the box. И достаточно зрело — никакой излишней рефлексии и соплей. Вот эти качества, пожалуй, и выделят в будущем хорошего пиарщика от посредственного.

Важно понимать, что в диджитале (в отличие от огромных корпораций, где совсем обратная ситуация) от задумки до реализации идеи может пройти несколько часов. Готов пожертвовать своим личным временем и быть в инфополе 24/7? Ты в деле. 


Евгения Майорова

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
от 120 000 до 150 000 руб.
Подробнее
07 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
08 октября