Назад к списку
Профессия и карьера

Василий Береза, основатель «Пайк Медиа Лаб»: «Новый медиа мир — это союз креативщиков и айтишников»

Василий Береза, основатель «Пайк Медиа Лаб»: «Новый медиа мир — это союз креативщиков и айтишников» Василий Береза более 20 лет работает на телевидении. Начинал инженером отдела видеозаписи телепрограмм в ТТЦ «Останкино» в 1998-2000 гг. В 2000 – 2002 гг. работал ассистентом режиссера на НТВ, затем до 2005 года был продюсером и режиссером на «Эхо ТВ» (RTVi). С 2004 по 2010 гг. работал на телеканале «Россия» — прошел путь от режиссера отдела дневного эфира до главного режиссера, режиссера-постановщика и заместителя главного продюсера телеканала «Вести» (Россия 24). В 2010 – 2014 гг. — генеральный продюсер компании «Видеотехнологии», с 2010 по 2013 также исполнительный продюсер ТПО «Россия 2». С 2014 по 2018 в качестве креативного, а затем генерального продюсера участвовал в создании проектов в «СмартПикчерз» и «Монолит продакшн». В 2015 – 2019 гг. — заместитель генерального директора по развитию телевизионных технологий «Цифрового телевидения». С 2018 года — один из основателей и генеральный продюсер «Пайк Медиа Лаб».

Василий, расскажите, как вы впервые попали на телевидение?

Это был 1995 год, сестра моего одноклассника работала в «Останкино», и нам достались пригласительные билеты на какое-то ток-шоу для канала ТВ-6. Это сейчас уже зрители в зале почти всегда актеры массовых сцен, а тогда были такие настоящие пригласительные билеты. 

Точно помню, что после того первого посещения телецентра мне сразу захотелось, там работать. Больше всего меня тогда поразил голос, сверху произносящий: «Внимание, мотор! Запись пошла». Пока шла запись, и после нее я смотрел на то, как работают операторы, осветители, администраторы — появилось жгучее желание стать хотя бы маленьким винтиком в этой большой и сложной машине.  

Мечта начала сбываться в апреле 1998 года, когда мой преподаватель из Университета предоставил мне возможность поработать в ТТЦ «Останкино», в структуре, занятой производством новостей на телеканале «НТВ»

Где вы учились?

В 1995 году я еще несколько раз попадал на съемки различных телепрограмм в «Останкино». Был я тогда уже в десятом классе, и пора было выбирать вуз и готовиться к поступлению. В ежегодном справочнике «Куда пойти учиться?» я нашел факультет радиовещания и телевидения, конкурс туда был небольшой, экзамены мне показались не очень сложными. В 1996 году я уже стал студентом этого факультета Московского технического университета связи и информатики. 

Нужно ли профильное образование таким специалистам, как продюсер и режиссер?

Я считаю, что профильное образование никогда не может быть лишним. При равных условиях человек с профильным образованием всегда будет в выигрышном положении. Но все-таки базовой вещью будет опыт работы в области. Мне повезло — я встретил людей, которые мне помогли освоить основы монтажа, режиссуры, даже элементы редактирования и продюсирования. Уже на четвертом курсе меня пригласили на работу ассистентом режиссера в информационную службу НТВ. Справедливости ради могу сказать, что после прихода на НТВ к учебе в университете я сильно охладел. Все мое дальнейшее обучение было в рабочем процессе. Наверное, в любой профессии важно учиться постоянно, если хочешь развития своей карьеры. Я заметил, что профессиональные и успешные люди почти всегда готовы делиться своими знаниями.

В вашем послужном списке продюсирование и режиссура прямых эфиров и трансляций, новостей, документальных фильмов и развлекательных шоу. Что для вас стало самым интересным опытом, а что далось сложнее всего?

Всегда, когда оглядываюсь назад, мне кажется, что все было сделать достаточно легко. 

Режиссером новостей я стал, когда главный редактор «Эхо-ТВ» (RTVi) искал сотрудников в малоизвестную на тот момент телекомпанию. И я думаю, мне предложили эту должность от безвыходности (смеется).

На «Вести» (телеканал «Россия») меня заставила прийти нужда, в то время цены на аренду квартир в Москве росли по 15-20 процентов в год. Через полгода работы на новом телеканале меня вызвали главный редактор Дмитрий Медников и главный продюсер Игорь Шестаков и предложили попробовать себя в роли главного режиссера телеканала.

Именно когда в моей работе появилось много административных функций, я перешел больше от режиссуры к продюсированию. 

В 2010 году на спортивном канале «Россия 2» мне поручили разработать концепцию утреннего вещания. Возможно, это и был один из самых сложных проектов, тогда мне прямо в процессе приходилось изучать, как работать с аудиторией, что такое перетекание аудитории, как аудитория сегментируется. Могу сказать, что первые два года, когда я отвечал полностью за весь конечный продукт, и были самыми сложными. Возможно, это было моим настоящим университетом по профессии продюсера.

То, что происходило в 2013 году можно назвать моей «дипломной работой» (смеется). Каким-то невероятным образом мне удалось убедить ребят из КВН — Дмитрия Шпенькова, Санганжи Тарбаева и Евгения Донских создать битву юмористов разных жанров на телеканале Россия. А телеканал поддержал эту идею. В сезоне 14/15 годов мы получили очень позитивные отклики о проекте «Это смешно», на протяжении десяти недель проект занимал первое место по рейтингу в своем таймслоте.

Расскажите о компании «Пайк Медиа Лаб». 

Идея создания сервисной компании для нишевых телеканалов ВГТРК также появилась в 2013 году. Возникла необходимость выпуска десяти каналов ВГТРК.

Для реализации проекта я пригласил нынешнего технического директора «Пайк Медиа Лаб» Дмитрия Овчинникова. Уже в 2014 году телеканалов стало более двадцати, и нам пришлось построить инфраструктуру для полного цикла производства телеканалов, включая и элементы производства контента

Сколько человек с вами работает, кто эти люди? Как распределены обязанности сотрудников?

Сейчас в компании работает уже более 100 человек, и так или иначе в разной степени производства находится более 40 телеканалов. Костяк команды сегодня — это часть людей, пришедших с проекта «Это смешно»: генеральный директор Елена Филатова, заместитель генерального директора Андрей Коваленко, Максим Жуйков, отвечающий за креативное направление.

Каких сотрудников не хватает вашей команде? 

Новым направлением для нашей компании сейчас является создание медиаплатформы для онлайн-трансляций, сейчас у компании есть потребность в разработчиках, менеджере продукта, digital маркетологе.

Есть ли место в команде для новичков? Стажировки или определенные позиции?

Я сам много раз проходил различные стажировки и считаю это одним из лучших способов поиска себя в профессии. Наша компания всегда открыта для новичков, для людей, которые, возможно, еще не обладают достаточным опытом, но хотят пробовать и искать себя. Сегодня стажировки у нас открыты фактически для любой профессии, которая есть на ТВ. 

Как вы считаете, какие тренды медиарынка будут влиять на контент и его дистрибуцию в ближайшем будущем?

Сложный вопрос. Сейчас, наверное, под ударом находится линейное вещание, уже сейчас можно видеть, как большая часть аудитории переходит на потребление контента on demand. С другой стороны, я не думаю, что линейное вещание — это вымирающий динозавр, зачастую зритель ждет подобранного для него контента и не готов проводить время в поиске нового и интересного. Зрителю нужен главный редактор, который подбирает для него контент.

Я думаю, что можно провести аналогию с ресторанами и службой доставки.  Сейчас тебе могут доставить еду из любого ресторана на дом. Но при этом мне кажется, что сами рестораны не исчезнут, люди приходят туда за атмосферой, которую невозможно повторить дома. Давайте посмотрим, как сегментировался рынок общепита — есть рестораны для свиданий, есть для детских праздников, а есть рестораны быстрого питания.

С телевизионным контентом происходят схожие процессы, появляется большое количество нишевых каналов — детские, о животных, путешествиях, рыбалке и так далее. Думаю, нас ждет дальнейшая сегментация, и развитие сервисов on demand, которые с линейным просмотром будут дополнять друг друга.

Какие телевизионные профессии в ближайшие 10 лет могут исчезнуть в связи с развитием интернета и трансформацией телевидения, а какие будут особенно востребованы, и какие могут появиться новые?

Первой моей работой на ТВ было ставить видеокассеты с сюжетами новостей и запускать их в эфир по команде режиссера, затем кассету надо было отмотать на начало. Эта профессия сегодня уже исчезла, или, я бы сказал, переродилась.

Я думаю, сейчас у нас есть два тренда: первый — автоматизация процессов (перематывать кассеты уже не надо), и второй — доступность медиапроизводства фактически любому обладателю смартфона.

Новый медиа мир — это союз креативщиков и айтишников.

Посоветуйте, что читать и смотреть тем, кто хочет построить успешную карьеру на ТВ.

В этом смысле, я считаю, что количество всегда переходит в качество.

Для успешной карьеры в медиа забываем аббревиатуру ТВ – нужно много читать, много смотреть, и чем больше, тем лучше.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
по договоренности
Подробнее
41 минуту назад
Подробнее
от 100 000 до 200 000 руб.
Подробнее
20 часов назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
03 июля
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
03 июля
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
02 июля
Подробнее
Астрахань и область
от 30 000 до 35 000 руб.
Подробнее
02 июля
Посмотреть все вакансии