Назад к списку Профессия и карьера

Виктор Мережко: «Профессиональный ресурс ТВ: взгляд драматурга и сценариста»

Виктор Мережко не нуждается в представлении. В его «послужном списке» – сценарии кинофильмов, снискавших зрительское признание, пьесы, с успехом идущие во многих театрах страны. Телезрители помнят Мережко-ведущего телепрограмм «Кинопанорама» и «Мое кино». Сегодня Виктор Иванович делится с корреспондентом портала MediaJOBS.RU своими наблюдениями о телевизионных профессиях.

Вы – известный российский драматург, сценарист, режиссер и актер – много работали в кино. Но и телевидение знаете не понаслышке. Что вы скажете о тех, кто сегодня создает, как теперь принято говорить, контент, имея  в виду уровень мастерства?

Уровень, наверняка, вырос; если сравнить программы десятилетней давности с нынешними, то разрыв очевиден. Единственное, что огорчает, - по-прежнему никто не знает телевизионных режиссеров, не только широкая публика, но и профессионалы. Так же как и операторов. На ТВ есть классные режиссеры и операторы, но кто они? Это какая-то братская могила. Человек вся жизнь проработал на какой-то программе, а никому неизвестно, кто он таков. Лидируют ведущие, редакторы, потом – продюсеры. А где режиссеры, операторы, звукорежиссеры – не знаю…

Какие профессии на телевидении сегодня особенно востребованы, а каких, может быть, избыток?

Избыток случайных ведущих. Появляются однодневки, мальчики, девочки, которые потом куда-то исчезают. Есть традиции хорошего телевидения, в частности, американского. Там, если человек работает, то и работает 50 лет, нет такой быстрой и бездарной ротации, как у нас на всех каналах. Второе, безусловно, продюсеры. С моей точки зрения, они должны максимально уходить от тенденции изготовления калек с зарубежных программ, переноса их на русскую почву. Есть свои очень хорошие авторы, режиссеры, мы можем придумывать свои программы не хуже. И третье, все-таки режиссеры. Как бы там ни было, ведущего тоже должен делать режиссер. Ведущий не должен диктовать, как ему сидеть, как говорить и что делать в кадре.

Вы упомянули такую профессию как продюсер. В чем ее специфика, есть ли у нас талантливые продюсеры?

Безусловно. Считаю, что на двух каналах – Первом и «России» - есть мощные продюсерские компании. Они конкурируют, но выстраивают свою «линейку». И часто пересекаясь в проектах, тем не менее не теряют свою «мускулистость». ТВ  как мартеновская печь – все сгорит. Делается много расхлябанной продукции на потребу дня. Все контролировать главному продюсеру канала нереально и невозможно. Отсюда – урон репутации канала, ущерб качеству контента. Скажем так: продюсер – тот человек, который должен найти классную затею, найти деньги и предложить хозяину канала, убедить его в правильности ставки. А потом добиться от режиссера, от ведущего, от операторов – снять историю, которая будет держать зрителя у экрана. Очень трудная задача.

В творческие профессии ТВ рекрутируются в основном выпускники факультетов журналистики и театральных вузов. Считаете ли вы этот путь плодотворным? Где и как лучше готовить кадры ТВ?

Не считаю. Для этого есть институт кинематографии. Когда-то мы издевались: мастер телевизионных искусств. Иронизировали так лет 30-40 назад. Сейчас телевидение стало искусством, и никуда мы от этого не денемся. Поэтому нельзя брать мальчиков-журналистов, настрелявшихся, а потом быстро-быстро научившихся монтировать и говорить что-то в кадре. В телеведущие нередко подаются бездарные актеры. В итоге – ужас. Хорошим актером мог бы быть Иван Ургант. Но он посвятил себя телевидению и стал одним из самых ярких ведущих! Но подавляющее большинство выпускников театральных вузов, которые приходят на ТВ, люди неталантливые. Надо во ВГИКе создать факультет телевидения, где будут готовить и ведущих, и режиссеров, и операторов. Рано или поздно, к этому, безусловно, придут.

Сегодня на всех телеканалах велик удельный вес рекламы. Она может раздражать, но без рекламы ТВ не обойтись. Насколько профессионально снимаются рекламные ролики? Чего не хватает их авторам?

Понимания, что в каждом ролике должен быть сюжет, причем мгновенный, - вот в чем талант людей, берущихся делать рекламу. Даже 15-секундный сюжет должен быть новеллистическим и ударным. У нас этого нет. Или вижу: берут зарубежную рекламу, озвучивают, кладут сверху  русский текст. И получается реклама без учета ментальности нашего зрителя, реклама раздражающая.

Из сетки вещания ведущих телеканалов практически исчезли детские передачи. Давно не стало такого жанра, как телевизионный театр. В чем дело? Может, не хватает сценаристов, режиссеров? Или дело во вкусах топ-менеджеров ТВ?

Дело в том, что не могут найти форму. Телевизионный театр – это другой монтажный ритм, другие ракурсы, другой нерв, другая энергетика. Все другое! За дело должны взяться мастера режиссуры, авторы и продюсеры – придумать форму.

Телеканал «Россия» демонстрирует ваш сериал «Сонька Золотая Ручка». В этой связи хотелось бы спросить: в чем отличие телевизионного кино от обычного «полного метра»?

Задача телевизионного кино – делать каждую серию так плотно, чтобы зритель не выключал телевизор. В большом кино я могу при помощи ошеломляющих звуковых эффектов, невероятного монтажа, наконец, поп-корна заворожить зал. Люди пришли развлечься, заплатили свои 500 рублей, сюжет им интересен, но действие там обставлено еще уймой эффектов, включая кока-колу. А телевизионное кино – только мощно закрученный сюжет, только энергетика, идущая с экрана, да игра актеров.

Какие качества необходимы тем, кто берется снимать телевизионное кино, то есть сериалы?

Накачанные мышцы – духовные и физические. Качества бойца и спортсмена. И настроение: каждый день приходить на съемочную площадку с абсолютным пониманием, что ты, человек неравнодушный, страстный, способен «завести» съемочную группу. В каждой сцене свою заинтересованность в зрителе «вкачивать» в тех, с кем работаешь. Очень трудная, но в высшей степени интересная задача.

 

Юрий Крохин, MediaJOBS.RU