Назад к списку Профессия и карьера

Вилма Марцюлевичюте: «Телевидение – это бизнес, и не нужно изобретать велосипед»

Сегодня телеканал ДТВ – одна из самых быстрорастущих сетей в России. Его аудитория составляет свыше 60-ти млн. зрителей, а вещание ведется в более чем 400 российских городах. Это первый российский проект международного медиахолдинга Modern Times Group AB (MTG).На вопросы о том, как развивается медиабизнес в России, какую роль в этом играет менеджмент телеканала, как осуществляется подбор персонала компании и как формируются компетенции членов команды, порталу MediaJobs.ru отвечает генеральный директор телеканала ДТВ Вилма Марцюлевичюте.

Вилма, вы два года руководите каналом ДТВ, но о том, как вы стали топ-менеджером, известно мало. С чего начиналась ваша работа на телевидении и как строилась ваша карьера в телевизионном бизнесе? Из какой профессиональной среды вы пришли в электронные масс-медиа?

В свое время я работала в литовском представительстве общественной организации «Корпус Мира». Тогда в Литву приехала американка литовского происхождения, профессор антропологии. Целью её приезда была преподавательская деятельность. Узнав, что в Литве нет альтернативных СМИ, а есть только государственное ТВ, она решила создать независимый телеканал. Она набирала команду, среди претендентов оказалась и я. Поначалу нас было всего 8 человек, готовых к серьезной работе. Поэтому мне пришлось пройти все этапы создания телевизионного бизнеса. Так возник канал Tele-3 (позже он был переименован в TV3 - прим. ред.). Сейчас этот крупный канал – лидер литовского телевизионного рынка, лет 10 назад он вошел в сеть MTG, как и канал ДТВ. В Литве я участвовала в создании еще одного телеканала, развлекательного – «Танго-ТВ», а также радиостанции. Весь этот опыт мне пригодился в России.

Считаете ли вы, что карьера управленца в медиабизнесе типична, или у каждого топ-менеджера она уникальна? И почему вы решили приехать работать в Россию?

Конечно, у каждого управленца карьера складывается по-разному. В России, например, есть ярко выраженная тенденция: компетенции топ-менеджера и главного продюсера канала представляет один руководитель. Да и топ-менеджерами здесь становятся, в основном, люди творческие, те, кто занимается контентом. В Литве же среди управленцев медиабизнеса больше тех, кто либо в прошлом был связан с коммерцией, либо выпускники экономических вузов. Из 8-ми крупных литовских каналов один возглавляет бывший тележурналист, тремя каналами руководят бывшие коммерческие директора, а на четырех каналах топ-менеджмент представлен управленцами, имеющими экономическое образование. В России же иначе. Возможно, это связано с тем, что помимо бизнеса телевидение представляет собой очень сильную коммуникацию, и этот коммуникационный элемент ставится на первое место. Во всяком случае, российское телевидение не совсем, а точнее, не полностью играет по правилам бизнеса. Когда я решила приехать в Россию, мне казалось, что я смогу, с одной стороны, применить свой опыт, с другой – узнаю много нового, поскольку по сравнению с Литвой Россия огромная страна, и телевидение здесь очень развито.

Иначе говоря, управлять медиабизнесом может лишь тот, кто имеет диплом управленца компанией?

В Прибалтике и в Европе все строится на управленческой карьере. И медиабизнес рассматривается, как и любой другой бизнес. В России же эта закономерность не всегда присутствует…

Как же соотнести творческие процессы в компании с управленческими? Ведь интересный и оригинальный программный продукт – основа телевизионного бизнеса. Сможет ли топ-менеджер, даже отлично разбирающийся в управлении компанией, избрать верную стратегию в создании программной сетки канала, которая будет востребована аудиторией? От решений руководителя многое зависит…

Думаю, что необязательно быть творцом, чтобы понимать творческий процесс и принимать правильные решения. А управление компанией это и есть принятие решений. Скажем, у канала ДТВ – функция развлекательная. И у всех наших закупленных телепрограмм есть своя история. Если в пяти странах каждая из передач популярна, то, надо полагать, что и в шестой стране этот проект пройдет на «ура». Но у каждой страны есть свои национальные особенности, и мы постоянно проводим исследования аудитории, чтобы не полагаться на личные симпатии или антипатии по отношению к программному продукту. То есть решения принимаются с учетом множества факторов.

Можно ли сказать, что у российского телевизионного бизнеса есть кардинальные отличия от западной модели, или отличия присущи любой европейской стране в равной мере, и Россия не исключение?

В России медиабизнес начал развиваться лишь пятнадцать лет назад. И сегодняшнее российское телевидение отличается от европейского. Была взята американская модель и адаптирована к российским особенностям. Суть американской модели – мейнстрим, а цель – заработать деньги. Русские люди воспринимают телевидение скорее как средство коммуникации, а не как бизнес. В России, как и в Америке, местные станции объединяются в крупные сети, что не так характерно для Европы. И контент российских каналов очень сильно отличается от европейского. Кроме того, на российском телевидении слишком много сцен жестокости, насилия. Например, днем могут показывать боевики с большим количеством трупов, криминальные новости – и это считается нормальным. В Европе же жесткое законодательство. Там четко прописано, что и когда можно ставить в эфир.

Как канал выстраивает взаимоотношения с региональными вещателями? На всей сети транслируется одна и та же программная сетка?

Да, контент единый. Региональные вещатели не в силах обеспечить своим контентом больше 10% эфирного времени. Мы отводим своим региональным партнёрам ежедневные "окна" для местных новостей и собственных программ.

А как вы оцениваете профессиональный уровень российских менеджеров и специалистов? Какие категории профессий более всего отвечают современным критериям профессионализма ( продюсеры, кадровые директоры, технические специалисты или люди креативных профессий)? Каких знаний не хватает нашим профессионалам в сфере телевидения?

Общий уровень профессионализма на российском телевидении мне кажется очень высоким. Знания представителей творческих профессий и технических специалистов на самом высоком уровне. Это прекрасные профессионалы – от копирайтера до режиссера и оператора. Но сказывается недостаток квалифицированных управленцев. Специалисты, знающие как управлять, просто путешествуют с канала на канал. И никто не берет на себя смелость искать управленцев в регионах…

А вы, Вилма, пытались приглашать сотрудников из регионов?

Наш проект небольшой. Работает всего 70 человек. Кроме того, у меня не было такой задачи с самого начала. К моему приезду в Россию на канале уже сложилась команда, которую набирал мой коллега из группы MTG. А я не сторонница практики, когда в компанию приходит новый руководитель и полностью меняет прежнюю команду на ту, с которой уже сработался. Кстати, в России эта методика очень распространена. Я против такого подхода, ведь можно поменять лишь пару-тройку представителей высшего звена компании, и прежняя команда распадется, а персонал компании полностью изменится. К тому же, сотрудников для канала ДТВ мой предшественник подбирал по тем же принципам, которые исповедую и я. И команда на канале сложилась.

Как вывыстраиваете взаимоотношения со своими сотрудниками? По каким критериям определяете профессиональный уровень претендента на новую вакансию? Что вам больше импонирует в личностных характеристиках человека?

Команда - один из самых важных элементов нашей работы, если не самый главный. Я всегда лично присутствую при подборе сотрудников любого уровня. На мой взгляд, если человек чего-то не знает, его можно научить. Это первое и самое мое главное правило при подборе людей. Я руководствуюсь одним критерием: если у человека есть настрой, мы из него сделаем замечательного профессионала. К тому же все работники канала постоянно участвуют в семинарах, бывают на тренингах и конференциях, которые проводятся и в России, и за рубежом. Конечно, если программный директор не понимает, как выстраивать программную сетку в эфире, то вряд ли его личностные характеристики сработают. У персонала должен присутствовать ярко выраженный интерес к делу, стремление улучшить бизнес компании. Ценю, разумеется, и личные качества. Корпоративная культура и хорошая атмосфера в коллективе – важная вещь. Но я не сторонница консервативных методов в подходе к оценке личности. Ведь бизнес, как и жизнь, развивается очень динамично. Чтобы успеть, компания должна развиваться еще динамичнее. Любой ее сотрудник, тем более менеджер, должен быть в процессе постоянного поиска. Это один из моих главнейших принципов. Ведь то, что помогло вчера, не факт, что поможет сегодня. Процессы развиваются стремительно, и нужно идти в ногу со временем.

Как представлены компетенции персонала – в письменном или устном виде?

Конечно, в письменном. В договоре все прописать невозможно, а у каждого отдела, у каждого сотрудника есть свои обязанности, ответственность за процесс развития бизнеса. Поэтому все компетенции четко прописаны.

Собираетесь ли вы менять концепцию канала? Ведь сейчас под влиянием новых технологий появляются интересные ресурсы, в том числе и на телевизионном поле, которые оттягивают внимание зрителя от эфира.

Сегодня телеканал ДТВ предлагает своим зрителям детектив в самом широком смысле этого слова – это и классические детективные расследования, и поиск ответов на вопросы, волнующие человечество, и раскрытие тайн и загадок, и исследования в раздичных сферах.

Какой совет вы бы дали людям, мечтающим о карьере в медиабизнесе, собирающимся работать на телевидении? К чему они должны быть готовы, чтобы добиться профессионального признания, успеха?

Я считаю, что медиабизнес – такой же бизнес, как и любой другой. И строить его надо по бизнес-правилам, а не изобретать велосипед. Тогда все обязательно получится.

Над интервью работали: Светлана Уразова и Валерия Важнова