Назад к списку Профессия и карьера

Виталий Зотов: «Дистрибуция печатной продукции: взгляд топ-менеджера»

Виталий Зотов имеет большой опыт руководства компаниями по дистрибуции печатной продукции. Получив высшее инженерное образование по специальности «Автоматизированные системы управления», переквалифицировался - стал директором московской службы распространения ИД «Деловой мир», работал заместителем председателя правления ИД «Вечерняя Москва», генеральным директором ООО «Центры оптовых продаж». В беседе с корреспондентом портала MediaJOBS.RU Виталий Зотов рассматривает некоторые аспекты распространения печатной продукции.

Насколько можно понять, специалистов по распространению, своего рода коммивояжеров, продающих печатные издания, не готовят в образовательных центрах. Но, может быть, вы назовете курсы, где учат менеджеров по дистрибуции прессы? И вообще, что представляет собой сегодня эта профессия? Каковы функции менеджеров, директоров в этой сфере?

В 90-х годах прошлого столетия  сегмент рынка периодической печатной продукции перестраивался и развивался по всем направлениям. Не исключением была и система дистрибуции прессы. В сфере розничной торговли прессой государственные киосковые сети трансформировались в коммерческие  предприятия, появились новые формы и виды дистрибуции прессы  – специализированные магазины прессы, супермаркеты, сети лотков, ручников. Дистрибуция прессы стала включать в себя новые виды подписки и адресного распространения. ВУЗы и образовательные центры не успевали реагировать на глобальные изменения на рынке печатных СМИ и специалистов по распространению прессы не готовили.

Учебные заведения предлагали программы по подготовке журналистов, редакторов, специалистов по  рекламе, PR и полиграфии.

Соответственно, топ-менеджмент издательских домов, выпускающих общественно-политические, либо  рекламно-информационные издания, самостоятельно выстраивал и выстраивает  систему дистрибуции, исходя из поставленных перед бизнесом  целей и задач. Обучение менеджеров происходит исключительно в практической  плоскости.

Правда, со временем, факультативные знания можно было получить на  многочисленных и регулярных семинарах, круглых столах, выставках и встречах,  организованных различными общественными объединениями медиасообщества.

На сегодня функции, выполняемые профессионалами в области дистрибуции, выделены в отдельный блок деятельности всех издательских домов, и их значение трудно переоценить. От эффективного продвижения, распространения и продаж печатной продукции зависит практически судьба любого издания и самого бизнеса. 

У вас два специальных высших образования ( МВА – программа «Евро-менеджмент» в  Высшей школе корпоративного  управления при АНХ Правительства РФ и курсы «Менеджмент в коммерческой деятельности» ММВШБ «Мирбис»)  в области экономики и менеджмента. Как вы полагаете, это действительно необходимо для того, чтобы сделать успешную карьеру в этом секторе бизнеса?

Успешной карьере в данном секторе бизнеса способствуют высокий общеобразовательный уровень, знание классических рыночных дисциплин,  рынка СМИ и издательского бизнеса. Важны также высокая работоспособность, коммуникабельность, аналитическое,  креативное мышление, структурный подход к решению задач. Ну и, конечно, любовь к выбранной профессии.

По вашему мнению, любой коммерсант может добиться успеха в сфере дистрибуции прессы? А может быть, нынче не обойтись без знания основ издательского бизнеса, рынка?

Если коммерсант обладает вышеперечисленными качествами, то скорее да.

Сколько менеджеров было у вас в подчинении в вашу бытность одним из руководителей фирмы «Логос»? Каковы, на ваш взгляд, наиболее характерные профессиональные ошибки менеджеров по дистрибуции? В каких случаях вы вынуждены были расставаться с сотрудниками?

В последнее время я работал в больших коллективах, где численность менеджеров достигала 100 человек. Хочется всегда рассказывать об успехах,  так как, являясь итогом определенной работы, они затмевают ошибки. В конечном счете, понятно, кто не ошибается.

Но, во избежание характерных ошибок, а это в основном это может быть связано с неэффективными решениями в области дистрибуции, хочется пожелать менеджерам по дистрибуции серьезно относиться к маркетинговым исследованиям, как платформе для выработки комплексной программы действий.

Отвечая на последний вопрос, хочу сказать, если и приходилось с кем-то  расставаться, то на позитивном фоне и по обоюдному согласию. Сегодня мы все остаемся друзьями и коллегами.  

Юрий Крохин, MediaJOBS.RU