Назад к списку Профессия и карьера

Владимир Федорин: «Я скептически отношусь к представлению о том, что главный редактор – это профессия»

Владимир Федорин, главный редактор Forbes Украина, рассказал порталу MediaJOBS.RU о том, на какие форматы следует ориентироваться и как добиться успеха молодым журналистам. В журналистике Владимир почти 15 лет. Был репортером и редактором в газете Ведомости, участвовал в запуске еженедельника SmartMoney – несмотря на то, что проект в 2009 году закрылся, гордится тем, что был одним из его «отцов-основателей». С 2008 по 2010 годы - первый заместитель главного редактора Forbes Россия. Победитель Всероссийского конкурса «Русский язык в электронных СМИ» в номинации «Слово обозревателя» - за цикл колонок в журнале Руський Newsweek. «Журналист года» по версии Российского союза промышленников и предпринимателей - за цикл интервью с участниками событий 1991 года.

Владимир, первый вопрос как главному редактору: от каких профессионалов в первую очередь зависит успех журнала сегодня?

В любом издании есть две главные функции – издательская и редакционная. Прежде всего профессионалом должен быть издатель. Без реалистичного бизнес-плана, правильного распределения ролей между коммерческой частью и редакцией, готовности и способности издателя выдерживать давление извне на успех рассчитывать трудно.
Каким образом будет сконструирована сильная редакция – с главным редактором-харизматиком или с командой единомышленников, в которой лидерская функция распределена более равномерно,–это уже второй вопрос. Важно, чтобы в редакции было ясное понимание, что и ради кого она делает. Редактор, репортер, дизайнер должны «знать свой маневр», работая на общую цель – делать лучшее издание в своей нише или на своем рынке.

Как строилась команда в Forbes Украина - Вы ведь начинали журнал с нуля?

К моему удивлению собрать сильную команду в Киеве было проще, чем в Москве. Я вышел на работу 1 декабря прошлого года, а к концу декабря штат был на три четверти сформирован. Для сравнения: когда в 2005 году я формировал свой отдел в журнале SmartMoney, наем шести репортеров занял около трех месяцев.
У меня есть несколько объяснений этому.
Во-первых, в Украине утвердилась свобода слова как институт: изданий много, не все успешны, но журналистских кадров достаточно. Что-то украинские репортеры, наверное, делают не так ловко, как россияне, но по части мотивированности и нацеленности на результат от них можно ждать большего, чем от московских коллег.
Во-вторых, магия бренда. До недавнего времени на украинском рынке печатной прессы просто не было таких сильных имен, как Forbes. Это существенно упрощало отбор: при том, что мы не готовы были платить большие премии к рынку, профессионалы понимали, что работать в издании с таким брендом уже премия.
В-третьих, еще в процессе переговоров с издателем я активно наводил справки о потенциальных кандидатах, поэтому к моменту выхода на работу уже имел некий лонг-лист.
Год спустя могу оценить результаты найма как достаточно неплохие: команда работала в очень трудозатратном режиме стартапа, при этом текучка кадров - меньше 20%. Такой показатель характерен для устоявшихся изданий.

Расскажите, пожалуйста, о профессии главного редактора и основных обязанностях главного редактора такого журнала как Forbes?

Я скептически отношусь к представлению о том, что главный редактор – это профессия. Фигура профессионального главного редактора, периодически пересаживающегося из одного издания в другое, не внушает мне доверия.
В моем понимании главный редактор должен хорошо справляться с тремя функциями. Он отвечает за то, чтобы издание было востребованным, то есть интересным, за то, чтобы сотрудники старались работать как можно лучше, и за контроль над издержками.

В первую очередь он должен хорошо справляться с редакторской функцией: чувствовать тексты, задавать правильные вопросы, формировать повестку дня. Как и любой редактор, главред должен быть надежной крышей для издания и для сотрудников: разделять с ними ответственность за ошибки, вдохновлять на подвиги, особенно если это сопряжено с риском кому-то не понравиться, кого-то задеть, защищать от необоснованных нападок и претензий. Что касается костов, то они должны быть разумно достаточными: самые яркие материалы на моей памяти делались за счет серого вещества, а не каких-то дополнительных денег.
Примерно такими принципами я и руководствуюсь в Forbes Украина.

Как бы Вы определили разницу в требованиях к журналистам, корреспондентам,  редакторам, арт-директорам и фотографам в сегментах деловой, новостной и глянцевой журналистики?

Если мы говорим о качественных изданиях, то разница только в предмете и методе изображения. Неважно о чем речь – глянец это, новости или деловой журнал – каждому сотруднику нужно стремиться к тому, чтобы быть на своей поляне как максимум номером один, как минимум входить в первую тройку. Не врать, стараться находить эксклюзивные истории, подробности, ракурсы.

Какие квалификации в печатных СМИ сегодня в наибольшем дефиците? 

В Украине, на мой взгляд, существенная нехватка сильных редакторов. В России редакторов и журналистов достаточно, но в нулевые годы стало меньше профессиональных издателей, способных делать честные журналы и газеты.

Пресса и интернет-СМИ. Off-line и On-line. Какова Ваша точка зрения на их отношения? На какие форматы посоветуете ориентироваться молодым журналистам в поисках успеха и высоких зарплат в ближайшие десять лет и после?

Пока все выглядит так, что главными жертвами оттока читателей в интернет станут ежедневки. По моему мнению, журнальные бренды, по крайней мере в нашей части света, ближайшие пять-десять лет будут чувствовать себя достаточно уверенно и даже расширять аудиторию за счет добавления различных электронных платформ.
Молодым журналистам (и не только им) могу посоветовать только одно: заниматься тем, от чего их «прет». Репортажи – очень хорошо, эксклюзивные новости – тоже здорово. Уверен, что спрос на качественный контент будет только расти, и хорошие журналисты будут востребованы и через 10 лет и через 50.

Опираясь на Ваш личный опыт и опыт Ваших коллег  – главных редакторов других изданий, скажите, есть ли типичные шаги в карьере от выпускника университета до главного редактора?

Типичная карьера: хорошее (не журналистское) базовое высшее образование – поиски себя (лично я переводил на русский исторические детективы и кодекс римско-католического канонического права, работал агентом по рекламе и т.п.) – работа на начальных позициях в СМИ – профессиональный и карьерный рост и т.п. В 1990-е на все ступеньки уходило лет пять, в нулевые – семь-десять. На месте выпускников я бы настраивался на то, что в десятые годы карьеры будут менее быстрыми из-за замедления темпов экономического роста.

Каковы ваши личные критерии при выборе сотрудника? Какие профессиональные качества являются преимуществом при равном опыте?

Хороший журналист/редактор получает удовольствие от того, что он делает. Если человек грамотный, но «выгоревший», мало чем интересующийся, то и мне с ним/ней не интересно.
Если суммировать качества идеального репортера, я бы выделил следующие: образованность, начитанность, неравнодушие, упорство.