Назад к списку Профессия и карьера

Яна Бельская, главный редактор портала «Кабельщик»: «Закон джунглей в кризис становится еще более жестоким»


Яна Бельская, владелец и главный редактор интернет-портала «Кабельщик» – созданного в 2005 году В2В-издания о рынке телекоммуникаций и платного телевидения России. С 2011 до 2013 года работала директором по развитию телевизионных сервисов компании Орион Экспресс. До этого более девяти лет в Национальной ассоциации телерадиовещателей. В интервью порталу Mediajobs.ru  Яна ответила на вопросы о том, что происходит с работой и увольнениями на рынке неэфирного телевидения, о типичном рабочем дне редактора отраслевого издания и о том, какие тенденции рынка кабельного и спутникового ТВ определяют спрос на специалистов, которым потеря работы не грозит и в кризис.



 

 

 

Яна, "Кабельщик" уже много лет является рупором индустрии платного телевидения. Расскажите, как он создавался и как он стал частью Вашей карьеры?

Он создавался в кафе. В буквальном смысле. К тому моменту я больше 9 лет проработала в Национальной ассоциации телерадиовещателей, окончила журфак МГУ, потом попробовала себя в пиаре и решила вернуться в журналистику. Мой старый друг (который нынче большой телевизионный чиновник, потому пусть останется инкогнито) рассказал, что есть идея сделать неформальное отраслевое издание, и нужен неленивый человек с каким-никаким опытом, который бы мог поднять такой проект. Познакомил с идеологом проекта, и первое, что я сказала – ребята, у вас ничего не получится, окупить такой проект нельзя. А наутро прислала раскладку по бюджету – и через неделю уже вовсю занималась проектом.

Только я не сказала бы, что он стал частью «моей карьеры». О карьере как таковой я никогда и не думала – она получалась сама собой. Скорее я бы сказала, что «Кабельщик» стал частью моей жизни. Но это же нормально для любого человека, создающего что-нибудь.

В чем особенность работы главного редактора отраслевого издания?

Нельзя делать издание, и не разобраться в отрасли, в тематике, о которой пишет это издание. Чем дальше, тем глубже «ты влезаешь» в тему, и в какой-то момент тебя вдруг начинают считать экспертом. Я всегда смущаюсь. Но только так ты можешь понять, о чем спрашивать на интервью, когда тебе начинают «ездить по ушам», в какую сторону стоит еще «покопать», а в каких вопросов собеседник «плавает».

Но еще важнее – держать слово и быть профессионально корректным. Я всегда предупреждаю, когда включаю диктофон, всегда согласовываю интервью, это жесткое правило – в противном случае люди бы боялись продолжать общение или давать второе-третье-пятое интервью. Чаще всего пойду навстречу, если просят убрать какую-то деталь, которая придала бы остроты интервью, но, например, может повредить карьере или репутации спикера. Ну, мало ли, ляпнул в запале, передумал – нельзя, чтобы интервью рушило жизни, даже если от этого оно потеряет немножко остроты. Впрочем, если пытаются переписать все интервью и убрать из него все полезное, я просто его сниму,  не опубликую. Поэтому очень не люблю письменные интервью – поди потом объясни человеку, что я просила по сути, а он мне воды и рекламных слоганов нагнал, только в живом разговоре можно вернуть его в русло :).

Маленький проф-секрет – люди очень любят видеть свои хорошие фотографии. Все. Если кто-то говорит, что ему плевать – он лукавит вам или себе самому. Поэтому всегда стоит использовать максимально привлекательные и желательно улыбающиеся фотографии.

Работа главного редактора: опишите ваш типичный рабочий день в «Кабельщике»?

О! Вам какой – будний или выходной? Я буквально вчера написала в Фейсбуке, что мои выходные дни отличаются от будней только тем, что я сажусь за компьютер в 11, а не в 8-9.

Если серьезнее, то у нас утром обычно виртуальное совещание с редакторами – начало дня у всех по домам, потому что часть редакции работает удаленно. Обсуждаем, какие новости публикуем, какие не публикуем, кто что пишет, куда отправляем запросы на комментарии – и все в таком духе. Огромное количество писем проходит и через меня лично и через редакционную почту – собственно, большую часть рабочего дня составляет эпистолярщина.

Потом чаще всего я с кем-нибудь встречаюсь – так называемые деловые завтраки и обеды – это уже привычный московский стиль, 80% интервью было записано в кафе. Потом, если день не превращается в череду встреч (далеко не все они заканчиваются статьями или «интервьями», но понимать рынок можно только через активное общение с его игроками), то я перемещаюсь в офис. У нас маленькая уютная редакция на проспекте Мира, мы ее сами оформляли, вместе с редакторами ездили в Икею, расставляли, красили и развешивали рамочки и так далее. Атмосферный такой офис, очень способствует настрою.

Где бы я ни была, с 16 до 17 часов – жестко в строю, в онлайне. Потому что в 17.00 стартует новостная рассылка – все новости и публикации телеком-рынка за последние сутки формируются в ленту, которую портал отправляет на 7 с хвостиком тысяч адресов подписчиков. Если я в командировке, стараюсь выйти в сеть в это время из того места, где оказалась. Впрочем, в последние несколько месяцев стало сильно легче – у нас замечательные и самостоятельные редакторы Даша Бояринова и Саша Некрасова, они уже отлично справляются сами.

Дальше снова работа или встречи, или какие-нибудь презентации, хотя куда менее интенсивные, с перерывами на выпить рюмочку чайку и пообщаться с семьей. А когда семья отгружается спать, снова работа – я не ложусь раньше 3-4 ночи уже много лет, привыкла. В общем, не очень здоровый образ жизни – не знаю, как меня терпят домашние :)

Вы мониторите все тенденции индустрии и наверняка можете дать оценку основных проблем рынка труда в кабельном и спутниковом телевидении сегодня. Каковы на Ваш взгляд основные беды специалистов, работающих в отрасли и проблемы руководителей компаний, связанные с подбором сотрудников.

Знаете, позитивные трудоголики, как правило, не имеют проблем с трудоустройством и личной жизнью.

И наоборот – унылые дилетанты, или даже веселые дилетанты, особенно ленивые дилетанты – это настоящий бич, и не только нашего рынка, но и всех других рынков, с которыми мне доводилось сталкиваться. Рашен-стайл-бизнес, когда журналисты и пиарщики пишут с грубейшими ошибками, маркетологи не знают элементарных правил маркетинга, своего рынка, своего продукта и рыдают о жесткой конкуренции, ничего не смыслящие в медицине врачи, и так далее. Особенно это касается не технических, а гуманитарных профессий – мне так кажется. И еще чудовищная лень, нежелание развиваться, гигантские амбиции уже на выходе из вузов.

И еще одно, мне кажется, стало грустным веянием времени – пренебрежение репутацией. Я не раз наблюдала ситуации, когда человек наделал дел, обманул свою компанию и коллег, профессионально ничего из себя не представляет, но всплывает то тут, то сям, неплохо себя чувствует. Удивительный феномен.

Как Вы оцениваете уровень кризиса в кабельном и спутниковом телевидении и угрозу сокращения штатов компаний и увольнений в компаниях?

Рынок заметно укрупнился, монополизировался, и в ближайшие пару лет он будет еще более укрупняться и монополизироваться. В лучшем случае мелкие компании будут вливаться в крупные, в худшем – закрываться. В этом году принята целая группа законов, фактически перекраивающих рынок платного телевидения и телекоммуникаций, а также рекламный рынок. О создании рекламной монополии вы уже знаете, и наверняка заметили увеличение предложения на рынке труда среди рекламщиков. Телеканалы целыми группами увольняют рекламщиков и аналитиков.

Похожие процессы протекают на платных и особенно бесплатных неэфирных телеканалах. Причем о планируемом уходе с телерынка заявили только несколько вещателей – их команды в полном составе вышли на рынок труда. Первый – канал Комсомольская правда, они еще два месяца назад заявили о закрытии с Нового года. Кроме того, практически полностью прекращается телепроизводство каналов Europa Plus и ВКТ. В начале года прекращают вещание Интересное ТВ и Кинолюкс, но там чуть проще – каналы производятся крупными телевизионными холдингами, сокращений поменьше. И, конечно, это не конец, будут еще «жертвы»  - просто на нашем рынке принято громко сообщать о старте, а о смертях очень тихо, либо вообще никак.

Большинство телеканалов молчит и, видимо, до сих пор надеется, что придет добрый дядя и изменит этот закон (сами это сделать они либо не пытаются, либо не могут). В этом же году на рынке образовалось несколько крупных холдингов. В Газпром Медиа влились холдинги Профмедиа и Ред Медиа – получился очень крупный медиахолдинг, сейчас проходит процесс интеграции. Объявили недавно об объединении активов медиахолдинги Сигнал Медиа и НКС Медиа. Не так давно прошла новость о том, что эти два мегахолдинга могут объединиться в супермегахолдинг – нечто вроде того, что появился только что на рекламном рынке. Как говорится, все только начинается… 

В эти холдинги, разумеется, набирают профессионалов – работы-то прибавилось. Но, конечно, далеко не все «освободившиеся» найдут там себе место. Но рост безработицы на рынке платного ТВ обусловлен не только монополизацией рынка – в кризис компании часто проводят сокращения, и в первую очередь избавляются от балласта, слабых работников. Хорошему работнику, даже если упраздняется его должность или отдел, чаще всего найдут работу в другом отделе. Плохому – скажут «извини, у нас больше нет для тебя работы». 

Появляются новые компании, но их не так много – в условиях кризиса со стартапами туго. К примеру, очень интересные ОТТ-проекты, Моё-ТВ, TDViz  (разработчик приложений для второго экрана), Матрёшка-ТВ, Нет-Бай-Нетовский WiFier. Стартапы последних лет, не вышедшие на хоть какую-то прибыль, тоже, скорее всего, в большинстве своем кризис не переживут.

Одним словом, закон джунглей в кризис становится еще более жестоким.

Какие новейшие технологии в области кабельного и спутникового телевидения будут определять спрос на специалистов в ближайшие три года?

Развитие интерактивных сервисов, ОТТ, Smart-TV, VOD, Catch-UP и проч.

Платное телевидение с одной стороны упрощается – люди, «отведавшие» настоящего многоканального ТВ, переходят на малые телевизионные пакеты и довольствуются федеральным пакетом. Те же, кто почувствовал прелести нового телевидения, хотят большего – интерактива, телевидения повсюду (не только по телевизору, но и на планшете, в телефоне), хотят свежего кино и сериалов, хотят высокой и сверхвысокой четкости. Сейчас их не так много. Мы недавно публиковали результаты исследования, в котором говорилось, что всего 4-5% приобретших Smart-TV людей реально пользуются smart-функциями. Но этот процент будет расти, и люди будут все больше платить за эти сервисы. А стало быть, сервисы будут развиваться. И вместе с ними будет развиваться интернет – в этой области тоже еще не достигнута точка насыщения.

А значит, будут нужны технические специалисты, программисты-облачники, аналитики, грамотные маркетологи.

И обязательно придется учиться новым технологиям старым телевизионщикам. Ну, ведь если владелец телеканала принимает решение развивать «второй экран» - реализовывать эту идею придется им, телевизионщикам, продюсерам и редакторам.

Как обычно, когда возникает на рынке новое направление, профессионалов поначалу мало – учатся «на ходу». Но тем и хороши стартапы, что позволяют включить мозги на полную катушку и творить, искать, по крохам собирать информацию, экспериментировать, набивать шишки. Поэтому среди стартаперов не найти ленивых людей, но это совсем другая история…

 

Вакансии на ТВ

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
17 часов назад
Подробнее
Московская область - Север
по договоренности
Подробнее
20 часов назад
Подробнее
от 25 000 до 30 000 руб.
Подробнее
08 декабря
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
07 декабря
Подробнее
от 50 000 до 55 000 руб.
Подробнее
06 декабря
Подробнее
Новосибирск и область
по договоренности
Подробнее
06 декабря
Подробнее
Екатеринбург и область
по договоренности
Подробнее
06 декабря
Посмотреть все вакансии