Назад к списку Профессия и карьера

Ясен Засурский: «Профессиональные стандарты журналистики»

На вопросы портала MediaJOBS отвечает Ясен Николаевич Засурский. Бессменный декан факультета журналистики МГУ с 1965 года родился 29 октября 1929 года в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М.Тореза (1948). Доктор филологических наук, профессор. Область научных интересов - зарубежная журналистика и литература.

Под руководством Засурского факультет динамично развивается, не отставая от процессов, происходящих в СМИ. Здесь уже действуют кафедры Интернет-журналистики, дизайна и рекламы. Последнее новшество - кафедра Теории и экономики СМИ для подготовки специалистов по медиа-менеджменту. На журфаке работают учебные теле- и радиостудии. А сейчас декан одержим идеей создания мультимедийной службы новостей и реконструкции учебной типографии по последнему слову техники. Сейчас в нашей стране практически нет газет, журналов, радиостанций и телеканалов, где бы ни работали выпускники Засурского.

Ясен Николаевич, как Вы оцениваете общий уровень профессиональной подготовки сегодня в медиа индустрии?

Вы знаете, уровень профессиональной подготовки у тех, кто оканчивает факультет, мне кажется, соответствует определенным стандартам. И все зависит от качества преподавания, организации учебной работы. Здесь уже важно сочетание общего образования с достаточно обширной практикой под контролем опытных преподавателей-практиков одновременно. И соединение этих двух факторов может обеспечить достаточно хорошую подготовку. Здесь есть трудности, связанные с тем, что большая часть наших студентов уже работают. Поэтому они рано включаются в профессию. Но иногда, еще не зная основ, но, уже начав работать по своей специальности, то усваивают не всегда лучшие, а чаще худшие доводы. Поэтому мы пытаемся контролировать работу студентов там, где они зарабатывают себе деньги. Ведь это серьезная часть их профессиональной подготовки, так как, если они примут не лучшие образцы журналистского поведения, это будет очень плохо. По-моему, это достаточно серьезный вопрос сейчас. И, конечно, те, кто игнорирует занятия не могут в полной мере овладеть дисциплинами, а они очень важны: русский язык, литература, философия, история журналистики, социология и социальная психология. Кто пропускает занятия, но работают, конечно, могут научиться ремеслу на практике. Но наиболее успешными журналистами становятся, прежде всего, студенты, овладевшие научными познаниями наряду с практикой.

Основные, на Ваш взгляд, дефицитные зоны профессионализма в медиа?

Не хватает хороших кадров. В этом вся беда. Я думаю, что проблемны аналитические программы. Даже те, которые делают профессионалы, уступают стандартам мировой журналистики по уровню анализа материала, по информированности, умению показать всю сложность проблемы и привезти разумную аргументацию, которая базируется не на эмоциях, а на знании фактов и материалов по теме. И вот это беда нашей журналистики. Она часто оказывается голословной, особенно в части аналитической. Радио в этом отношении действует наиболее профессионально. Хотя у нас очень активно развито музыкальное радио, но там, где есть новостные программы, оно оказывается более содержательным, но работать там труднее. Студенты сразу испытывают трудности, когда попадают на радиостанцию и это хорошо! Следовательно, они чувствуют, что материал сопротивляется и им необходимо учиться. Когда пишешь, тебя поправит редактор, корректор, заведующий отделом. Материал выйдет после всех необходимых правок, а подходишь к микрофону знаешь, что все, что сейчас скажешь, уже никто и ничто не исправит! Необходимо сразу говорить слушателю то, что его заинтересует сразу и удержит. Чтобы информация была доступной и содержательной. Здесь журналист себя полностью раскрывает. На телевидении сейчас много от «шоу». Там режиссеры, редакторы, сценаристы работают. На радио сценария нет. Текст есть. И он не просто написан, ты должен его сам говорить, должен сам подготовить. В этом случае радио самый сложный путь журналиста, но открыто передающий его внутренний мир.

Каковы составляющие успешной карьеры журналиста?

Сейчас на телевидении, например, многие программы ведут актеры. В профессиональном плане журналист, прежде всего, должен быть пунктуальным, точным при подготовке информации. Должен внимательно проверять факты, и этим качествам мы учим. Необходима грамотная речь, дабы правильно построить информационное сообщение. Чтобы оно позволяло правильно воспринимать информацию, не приводило к нарушению логики. На телевидении есть новостные программы, аналитические, которые требуют, прежде всего, интеллектуальной подготовки, серьезного разговора, умения грамотно, точно излагать проблемы и их анализировать. Необходима, как я уже говорил, хорошая речь, умение держаться в кадре, но в этом случае, главное - умение понять суть проблемы. Актерские данные помогают речи, но сами по себе эти моменты важны в развлекательных передачах, может быть в ток-шоу. Но мне кажется, что это уже уходит из журналистики в телевизионную развлекательную сферу. Это часть телевидения, телевизионной деятельности, но не собственно - журналистика. Конечно, развлекательная функция нашей профессии тоже важна для зрителя, читателя. И ее должны делать и журналисты, и режиссеры, и опытные сценаристы.

Насколько сейчас необходимо для индустрии СМИ создание информационного портала о рынке труда и профессиях в медиа?

В современном мире очень трудно бывает разобраться в таком потоке информации. Я считаю, что специализированный ресурс о рынке труда и профессиях в медиа очень важен. Потому что необходимо место, где можно проверить данные, получить совет. Тем более что есть возможность ознакомиться с мнениями профессионалов, что очень важно, на мой взгляд, для начинающего журналиста. И сейчас медиасфера стремительно расширяется, появляются новые специализации, увеличивается также информационный поток. Внедряются и совершенствуются технические возможности. Я бы сказал, такой портал поможет сделать наиболее достойный выбор дальнейшего творческого пути!

Царицына Елизавета, MediaJOBS