Назад к списку Профессия и карьера

Юлия Малахова: «Успеха добьется лишь тот, кто верит в себя и готов жертвовать многим (если не всем) ради роста»

На вопросы портала MediaJOBS.RU о профессии и карьере журналиста ответила Юлия Малахова, заместитель главного редактора глянцевого журнала о бизнесе, политике и культуре «Столичный стиль». Была многие годы аккредитованным журналистом на Венецианском кинофестивале и Венецианском биеннале архитектуры и дизайна, Московском международном кинофестивале, фестивале Российского искусства в Каннах, Франции и Кипре. С 1996 года - эксперт по моде, входящий в топ-список лучших российских критиков моды, аккредитована на все мероприятия, связанные с модой и художественными выставками, а так же на мероприятия антикварной тематики, реституции, проблем социума зарубежных стран (арабский мир и Европа).

Страшно сказать, но могу вспомнить журналистику не только времен своего студенчества, но и детства. В 1971 году, меня - десятилетнюю особу - пригласили в «Вечерку» вести детскую рубрику. Помню, как я была влюблена в газетчиков той поры - умных, озорных, талантливых. И отлично владеющих эзоповым языком.

Помню и важный эпизод в истории советской и российской журналистики - в 1987-89 годах начался вдруг исход комсомольцев и коммунистов с насиженных мест в СМИ. Тогда вдруг везде появились наглые, уверенные и ничего не умеющие секретари райкомов, обкомов и сразу на высокие посты в журналистике. Уровень прессы резко упал.

Такой же период наблюдается в последнее время - появилось много случайных людей. Думаю, они пересидят в ожидании более теплого места. Ведь журналисты - это особая категория сумасшедших, это охотники, которые, почуяв добычу, уже не смогут не есть, не спать.

Вы работали с НТВ. В чем особенности работы журналистов в телепрограмме, какие «разновидности» журналистов работают на телеканалах? У кого, по-вашему, самая интересная работа, а у кого больше рутины? Каким журналистам платят самые высокие зарплаты? За какие именно профессиональные навыки?

Я работала с НТВ стрингером на новости. Тогда властелином умов и сердец в прессе был Добродеев. И если вдруг выходил в «Сегодня» твой репортаж из глубинки, пили шампанское. Ведь это было почетнее, чем премия Союза журналистов.

Мне случилось поработать на ОРТ во времена, когда Любимов возглавлял ДИП. Ему были нужны энергичные, молодые, напористые. Рассталась с ОРТ, когда Дирекцию информационных программ возглавил Доренко. Ушла в газету. Кстати, тот телевизионщик, что смог пережить такой поворот в судьбе - из снимающих переквалифицироваться в пишущих - может считать себя везунчиком. Это как второе рождение.

Зарплаты высокие у аналитиков, у звезд. Вот возьмите Андрея Малахова, которого помню еще с тех пор, как он, умница и скромняга, бегал в монтажку со своими сюжетами для «Доброго утра». Ведь разглядели в нем потенциал ведущего ток-шоу! И родилась звезда. А других «пристраивают» десятилетиями, а толку нет.

Как заместитель главного  редактора журнала сегодня, могли бы Вы рассказать о типичных проблемах главных редакторов в подборе сотрудников? Откуда берете специалистов?

Да, подбором кадров заниматься пришлось. И не в первый раз. Для успеха нужна команда не просто опытных людей - нужны яркие личности. И часто от руководства зависит, смогут ли они разглядеть в подчиненных или новичках тех, кто станет стержнем редакции. Ведь мастерство в журналистике, как и вообще в искусстве, передается от личности к личности.

Вот помню, как попала впервые на прямой эфир. От мата и постоянных нештатных ситуаций тряслась и пила валерьянку. А потом - легко. Потому что вначале смотрела, как работают профессионалы. Ходила тенью. Боготворила их. Думаю, так и надо в нашей профессии. Каждое утро подходишь к редакции и благодаришь Господа за то, что дал тебе самую прекрасную работу в мире. Только так!

Подбирали сотрудников просто - кто-то сам звонил, просился или предлагал знакомых и своих детей. Масса резюме от кадровых агентств. Но… набрали-таки совсем других. Хотя есть один парень, которым я горжусь. Через Интернет увидел наше объявление, пришел. Начал работать верстальщиком. Я предложила сделать его ответсеком - потенциал у парня замечательный. Теперь все не нарадуются. Так что и из случайных резюме можно «выудить» золотую рыбку.

А вообще в прессе все друг друга знают: иначе и быть не могло - мы же со времен мамонтов самые главные сплетники, еще и деньги за это получаем! Так что кто и на что годится, знаем.

Почему при переизбытке на рынке пишущих людей, издательства так трудно выбирают себе редакторов уровня шеф-редакторов и главных редакторов?

Да потому что в России странная система подбора кадров: лучше возьму знакомого бездаря, чем рискну с новым человеком не из своей команды. Так вот и перетекают эти таборы из одного в СМИ в другое.

И еще: лучший руководитель это тот, что прошел все ступеньки - от стажера или корреспондента до редактора. И таких не отпускают из родных СМИ. Редактора сидят и ждут, когда главный решит их повысить, сделать своим замом. Ведь рисковать трудно, когда уже слаженный коллектив и есть перспективы.

Но мне всегда нравились слова из И Цзин Чжоу И: «любые перемены - к лучшему».

Я несколько раз сжигала мосты и уходила сама. И не жалею. Правда, уходила из любимых, дорогих редакций по семейным причинам - то дети, то замужество, то переезд в другой город. Но пытаться начать все с нуля и доказать свою востребованность - очень серьезное испытание. Не все выдерживают.

Вы пишете о бизнесе и культуре. Какие отдельно взятые качества журналиста, редактора важны, чтобы успешно писать по этим интеллектуальным и высокоинформативным темам?

В журнале своя специфика: нас опережают Интернет и радио, ТВ и ежедневные газеты. Значит, нужны подробности и аналитика, эксклюзив, которого нет у других. Помню, как, работая на ТВ, взяла интервью у звезды, первой выдала в эфир и, упав от усталости в корреспондентской, сказала ребятам: «Это лучше секса!». Сейчас коллеги смеются, говорят, что часто вспоминают эти слова.

И еще: звезды шоу-бизнеса, великие деятели культуры, известные успешные бизнесмены - люди занятые. Иногда в интервью пропустят то, о чем хотели сказать. Твоя задача уметь угадывать невысказанное, этакая телепатия. Чтоб человек прочитал и сказал: «Вот как я здорово сказал!».

Конечно, нужно быть в курсе событий. Утро начинается с газет и Интернета, вечером - все выпуски новостей подряд. Плюс книги. Плюс контакт со специалистами. Надо читать, слушать, думать.

Как делать успешные медиа-проекты?

Просто надо делать качественную продукцию, вкладывать всю душу. Помню, как Александр Любимов в застойные новогодние деньки сказал нам на летучке: «Если нет новостей, мы должны их придумать сами». И стал из нас выуживать, казалось, ненужную информацию: где были, что видели. Я тогда обмолвилась, что Починок (тогда глава налоговой службы России) сказал мне, что хочет издать комиксы, помогающие налогоплательщику ориентироваться в груде бумажек. Любимов и говорит: «Вот это и есть новость, которой нет у конкурентов!». Мы тогда очень веселый сюжет сделали…

Еще один случай, уже в бытность корреспондентом «Российской газеты». Написала заметку о пропавшем золоте Дома Романовых. Не верилось, что напечатают. А ее не только наши опубликовали, но еще и английская SUN выдала. Так что все зависит от свежего взгляда на проблему.

Конечно, если идет Джинса - а ею грешат все- уровень журналистики скатывается до минимума, если заказчик не доверяет. Есть такие рекламодатели, которые уверены, что взять интервью или сделать репортаж может любой дурак. Вот и получаются идиотские сюжеты и маразматические хвалебные статьи – о таких и Политбюро ЦК КПСС не мечтало!
От себя добавлю выстраданную очевидную вещь: успеха добьется лишь тот, кто верит в себя и готов жертвовать многим (если не всем) ради роста.