Назад к списку Профессия и карьера

Юрий Потеенко, композитор: «У нашего кинематографа огромная потребность в креативных людях, которые сочиняют музыку».

Юрий Потеенко, композиторЮрий Потеенко — композитор, аранжировщик, хоровой дирижер, педагог. В 1986 году окончил Московскую консерваторию по специальностям «композиция» и «хоровое дирижирование». Во время учёбы и еще год после ее окончания Юрий играл на рояле на показах кинокартин в кинотеатре «Иллюзион», Доме Кино и Киноцентре на Красной Пресне. С 1987 по 1991 работал на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» заведующим редакцией эстрады. С 1997 — преподаватель Московской консерватории. Также куратор курса «Композитор кино» в Московской школе кино. Автор четырех опер, симфонии, балета, мюзикла, оратории, камерно-инструментальных произведений, музыки к телевизионным программам. Написал музыку примерно к семи десяткам кинокартин. Трижды лауреат премии «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму.  

Юрий, чем отличается музыка для кино от обычной музыки?
По сути, ничем, кроме того, что обычно композитор следует собственной творческой идее, а при работе в кино он придерживается идеи, которую задают другие люди – режиссер или продюсер. 

Как выглядит техническое задание для вашей работы?
По-разному. Как правило, это готовое видео, в идеальном случае – смонтированное. Тогда в первую очередь начинается поиск правильной интонации для фильма. Эта интонация может быть выражена в каком-то небольшом музыкальном отрезке, в мелодической последовательности или некоторых других характерных средствах. Когда музыка начинает «срастаться» с картиной и с той идеей, о которой говорит режиссер, вся дальнейшая работа строится очень просто. Трудно бывает, если режиссер сам точно не знает, чего хочет, говорит: «Ну, вот вы сделайте, а мы потом посмотрим». Но обычно творческое задание выглядит очень просто: видеоряд и комментарии к нему. 
Если вы посмотрите монтаж фильма без чистового звука, без шумов и без музыки, очень трудно иногда понять, что в этом главное. Именно музыка расставляет акценты, дает нужный тон и ощущение жанра. Музыка в кино – это больше чем звук, она может работу режиссера усилить, а может абсолютно все испортить. Это такое сильное выразительное средство, которое нужно очень дозировано применять. 

Как выглядит ваш рабочий процесс?
У нас кино все-таки молодое – мы заново начали после перестройки, и сложившейся зрелой индустрии нет, поэтому порядок технологического процесса еще не закреплен, и в работе с каждым режиссером приходится идти по новому пути. Все всегда делается по-разному: иногда достаточно посмотреть на одну сцену и понятно, о чем идет речь, иногда очень долго идут обсуждения идеи с режиссером и продюсером. Сделал музыку, показал – понравилось, не понравилось. Это всегда шаманство (смеется). За рубежом все более четко: там есть индустрия, технологии, на каждую операцию, процедуру отведено определенное количество времени. Все придерживаются графика. 

Сколько времени уходит в среднем на работу над музыкой для одного фильма?
В среднем работа укладывается примерно в два месяца. Но может занять и месяц, и год. Бывает, что все уже готово, музыка написана, а потом продюсеры решают, что кино несовершенно и начинают его перемонтировать. Музыка переписывается, заново монтируется. Это производственный процесс. Он может быть долгим или коротким, в зависимости от каких-то творческих идей, которые приходят уже после окончания работы над фильмом. 

Какие технологии вы используете в своей работе?
Я использую все, что возможно. В советские времена композитор играл режиссеру музыку на рояле. Сейчас технологии позволяют показывать почти готовый вариант. И не надо объяснять, что там будет виолончель, а там труба. Музыку можно записать в компьютере при помощи сэмплерных звуков и создать почти готовую версию, которую режиссер слушает и комментирует. 

Влияет ли бюджет на конечный результат?
Конечно. Оркестр – дорогостоящее удовольствие, а компьютерная программа ничего не стоит. Это рабочий материал, комплект для производства демо-продукции, а не окончательной версии.  Всегда слышно, когда музыка в кино компьютерная, она не производит впечатления. Когда звучит оркестровая музыка, это сразу говорит об уровне и бюджете картины. Но, конечно, не каждому кино нужен оркестр. Если это какая-то молодежная комедия, он будет лишним. 

Существует ли какая-то мода или тренды в кинематографической музыке?
Лучше не следовать трендам, а воплощать свои творческие идеи. Для этого надо быть очень уверенным в себе и талантливым человеком. Таких людей у нас очень много, но также много тех, кто считает своей задачей ответить на что-то американскому кинематографу, показать, что мы тоже так можем. Получается почти похоже, но немного похуже. Многие уже поняли, что наша сила совершенно в другом, что не надо копировать и стараться делать то же самое, надо вооружаться технологиями, но воплощать свои идеи. 

Где искать собственные идеи? Как вдохновляться?
Их искать не надо, они или есть, или их нет. Если вдохновения нет, то его нигде не возьмешь. Оно всегда с человеком, это сопутствующее в жизни состояние, которое позволяет заниматься творческой работой. Если этого состояния нет, его невозможно нашаманить. 

Насколько закрыта ниша кинокомпозиторов? Кто и как может туда попасть?
У нас она абсолютно открыта. На Западе признаки закрытости действительно существуют, а в нашей стране все только начинается, у нашего кинематографа огромная потребность в креативных людях, которые сочиняют музыку. Но вакансий, конечно, в открытом доступе никто не размещает. Приглашают обычно кого-то, чью музыку уже слышали. Работы очень много, и было бы лучше, если бы было больше грамотных и профессиональных композиторов. Пока мы этим похвастать не можем. Композиторы, работавшие в кино в советское время, такими были. Потом, когда мы все начали с нуля, эти места стали занимать случайные люди. Какой-то период потребовался на то, чтобы вновь понять, что образование все-таки необходимо. Музыкальной школы не хватит – как минимум нужно окончить училище. А среди современных композиторов в кино некоторые не знают ноты. Они сочиняют музыку, а потом приходят грамотные люди и эту музыку им записывают, аранжируют.  

Что важнее для композитора в кино – образование, талант или какие-то другие вещи?
Образование без таланта ничто. Но и талант без образования – тоже вещь ограниченная. Только совокупность таланта и грамоты, образования может давать результат.

Музыка для кино, по-вашему – искусство или ремесло?
Хотел бы я сказать, что занимаюсь искусством. Обращаясь к американскому видению вопроса, кино это не искусство. Это индустрия. Но, знаете, искусство может быть в отдельных проявлениях, скажем, художник написал для фильма картину, и потом она вышла из рамок кино и может отдельно существовать. Композитор написал какую-то музыку, а потом фильм забыли, а музыку слушают, играют и считают, что это искусство. Может быть и такое.