Назад к списку Экспертное мнение
28 июня

3D-аниматор. Как получить работу

Какие навыки обязательны для 3D-аниматора и что изменил кризис на рынке труда в этой отрасли? Об этом mediajobs.ru рассказали ведущие аниматоры трех известных российских студий, а также специалисты из Минска и Лондона.

  • Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?
  •  Что важнее продемонстрировать при приеме на работу —  технические знания, владение программами или художественный вкус?
  • Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?
Алексей Медведев
супервайзер по анимации студии Wizart Series
Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Алексей Медведев
супервайзер по анимации студии Wizart Series
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора достаточно широк. Начиная от общения с режиссером и супервайзером для понимания истории и заканчивая работой в сложных программах для производства компьютерной анимации. Нужны даже актерские навыки — работая над конкретной сценой, аниматоры снимают себя на камеру для понимания механики лица и тела персонажа. Аниматор должен обладать знаниями во многих областях — чем обширнее будут эти знания, тем правдоподобнее будет выглядеть анимация, и зритель будет верить тому, что происходит на экране. Плюсом в глазах работодателя являются дополнительные знания в настройке персонажей и программировании. Ну и, несомненно, опыт и скорость производства анимации.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Аниматор — представитель творческой профессии. И, конечно же, в первую очередь, для него важно наличие чувства эстетического и художественного вкуса. Программы — это всего лишь инструмент, владением которым можно обучить кого угодно. Но доскональное знание софта, увы, никак не компенсирует отсутствия художественного вкуса.

При устройстве на работу аниматор всегда демонстрирует свой деморил — короткий ролик, не более 1,5 минут, в котором собраны лучшие работы кандидата. Предпочтительно включать в него сцены с механикой тела, взаимодействием персонажей и сцены с актерской игрой и мимикой.

По этому ролику с первых кадров можно определить, насколько аниматор владеет базовыми навыками анимации, композиции, знаниями в анатомии и физике.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

В России уже около 10 лет существует интернет-ресурс «Клуб аниматоров» На данный момент это самый большой ресурс, где собираются аниматоры со всей России и стран СНГ. Здесь можно обменяться знаниями, выложить свой деморил и найти вакансии. Также при «Клубе аниматоров» существует анимационная школа, в которой преподают профессионалы из индустрии с большим опытом.

Найти работу в кризис можно при наличии крепкого портфолио и широких социальных связей.

Немаловажный фактор — это коммуникативные навыки человека. Если он не может нормально взаимодействовать в коллективе с другими людьми, то ему будет сложно найти работу. Индустрия компьютерной графики в России очень маленькая, все друг друга знают. Испортив репутацию один раз, потом очень трудно ее восстановить и найти работу.

Если аниматор, как и любой другой человек из любой сферы, настоящий профессионал своего дела, то никакие кризисы ему не страшны и он будет востребован всегда.

Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора можно описать всего несколькими словами. Он должен анимировать персонажей, делать это выразительно, эмоционально, убедительно, чтобы в достоверность героя поверили и ведущий аниматор, и режиссер, и продюсер, и, в конечном счете, зритель.

Важно, чтобы аниматор успевал делать свою работу с определенной скоростью, укладываясь в производственный график. Например, норма на нашей студии — это 2 секунды анимации за смену. Однако за этими несколькими словами стоит колоссальный труд, соединение многих умений. Профессия аниматора соединяет в себе свойства профессий художника и актера и требует большого эмоционального опыта, кругозора, наблюдательности, любопытства к жизни. Еще, пожалуй, важнее всего остального, — это чувство тайминга, ритма движения, способность разыграть сцену в определенном отрезке времени. Это самое ценное умение в нашей профессии.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Компьютер — это инструмент, важно им владеть хорошо, но, скорее, недостаточное знание программ влияет на скорость производства, а не на художественное качество. Человек просто будет долго возиться с поставленной задачей, снизит свою выработку, не будет успевать в срок. Но на идею, знание, как ты хочешь разыграть сцену, умение работать в программе влияет очень опосредованно. Взгляд художника, талант намного важнее.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Если человек реально владеет профессией аниматора, а не дипломом об окончании курсов, то найти ему работу в современной ситуации не составит труда. Аниматоры в дефиците, при том, что ниша анимационных сериалов в России активно развивается.

Есть много крупных проектов, где постоянно нужны люди. Конечно, студии находятся преимущественно в Москве, Петербурге и Воронеже, но и работа на фрилансе в нашей сфере очень распространена.

Другое дело, что аниматор должен показать не диплом, а реальное владение профессией и способность к росту, к развитию. Сейчас невозможно назвать учебное заведение, которое бы поставляло аниматоров «под ключ». Каждый стоящий специалист достиг вершин в профессии через самообразование. Аниматор должен постоянно следить за тенденциями, новинками, улавливать их, осваивать. В нашей профессии долго на заезженных приемах не продержишься. Если мы в прежние времена ежедневно ходили рисовать лошадей, чтобы уловить принципы их движения, то сегодня есть миллион возможностей для совершенствования своих навыков. Можно не только рисовать с натуры, что всегда важно, но использовать видео с YouTube, курсы онлайн, многочисленные примеры работ мастеров, доступа к которым раньше не было. Хочется, чтобы те, кто мечтает о профессии аниматора, ими пользовались. А в целом профессия очень востребована, по современным меркам вполне достойно оплачивается.

Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Конечно, это зависит от обстоятельств, но кроме художественного вкуса и знания софта, есть еще одна важная вещь  — способность решать проблемы. Работодателей всегда впечатляет готовность и умение быстро понять и выполнить задачу, поставленную клиентом или руководством. Причем не просто сделать то, что тебе заказали, но также добавить какое-то свое решение, свой взгляд, вдохнуть в идею жизнь. Работодателей не интересует кто-то, кто будет только слепо следовать указаниям, — им нужен специалист, который выскажет свое мнение и сделает продукт даже лучше, чем они представляли. Поэтому даже если вы специализируетесь не непосредственно на анимации, а на более технических этапах, таких как, к примеру, риггинг — все равно важно показать, что у тебя есть вкус и широкий кругозор, базовые знания о том, как рассказать историю, как поставить свет, что такое фотография и пр.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Это зависит от того, какой именно работой вы собираетесь заниматься. Например, при создании спецэффектов в большом кино, я думаю, продемонстрировать технические знания важнее. Но если вы собираетесь устроится в Pixar, то, конечно, прежде всего — вкус.

Но не может быть только одно или другое. И к примеру, если даже вы собираетесь заниматься исключительно творчеством (например, быть режиссером) — вам все равно нужно какое-то количество технических знаний.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Здесь (в Лондоне — прим. ред.) довольно легко найти работу, вокруг огромное количество студий — независимых, коммерческих, каких угодно. Если говорить про сотрудников из других стран, то после Брексита, возможно, это станет немного сложнее, но когда я приехал из Франции, мне не составило большого труда найти хотя бы какую-то работу по специальности. Чтобы устроиться в студию мечты,  конечно, потребуется набраться опыта. Мне сложно говорить, трудно ли перебраться сюда 3D-аниматору из России, но я не раз встречал таких здесь, значит это возможно.

Лучший способ искать работу, пожалуй, социальные сети. Анимационные студии контактируют друг с другом и все знают тех, кто работает хорошо, а с кем связываться не стоит. Очень часто работу ищут через LinkedIn, но чаще всего это просто сарафанное радио.

Самое важное, иметь хорошую демонстрационную работу — это единственное, что по-настоящему интересует работодателя. Сейчас людей мало интересует твое резюме, они хотят видеть, насколько ты хорош как творческая и техническая единица.

Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Это зависит от компании и направления ее деятельности. Компании по производству видеоигр, например, более выгодно нанять аниматора со знанием сетапа (ригга) и пониманием работы игрового движка. А в компаниях по производству сериалов и анимационных фильмов, как правило, в обязанности 3D-аниматора входит лишь выполнении анимации персонажей. Требование же к качеству анимации зависит уже от уровня и стиля кино или сериала. Но в любом случае, если аниматор обладает базовыми знаниями сетапа персонажа, ему легче работать и взаимодействовать со смежными специалистами.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Второе и третье — обязательно, первое — желательно. Аниматор должен знать анатомию как людей так и животных, иметь навык актерского мастерства, чтобы отыгрывать сцены, понимать физику движения и владеть анимационной 3D-программой. Художественное образование всегда приветствуется. Но главное, на что смотрят компании это анимационный деморил! Без него ваши шансы найти работу приближены к нулю.

Как правило, круг общения 3D-шников невелик, не так сложно узнать, что из себя представлял человек на предыдущих работах. А если это новичок, то ценится стремление совершенствоваться в профессии, нежели рассуждения о зарплате. Нужно помнить, что специалистов высокого уровня деньги найдут сами, поэтому нужно правильно расставить приоритеты, думать в первую очередь о самой профессии.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Насчет изменений во время кризиса — разницу не заметил, к счастью, анимационная индустрия не сбавила своих оборотов. Кризис аниматоров не коснулся, потому что в нашей стране не так много таких специалистов, а проекты, которые сумели остаться на плаву, остро нуждались в аниматорах — то есть работа есть, даже не смотря на то, что многие проекты во время кризиса закрылись. Сейчас в России не такая сильная конкуренция среди аниматоров,  чем на западе. Студии готовы брать в работу людей, которые только освоили начальный уровень этой профессии и даже находящихся на стадии обучения. Но я надеюсь, что со временем будет появляться здоровая конкуренция и качество анимации в стране будет повышаться.

А для поиска работы годятся все способы. И знакомые, и сайты, и форумы. Главное — активно проявлять себя, а не ждать, когда работа сама свалится на голову.

Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей аниматоров очень зависит от того, в какой сфере он работает и от масштаба компании. Чем компания больше, тем  возможность совершенствовать навыки анимирования выше. Чем меньше, тем больше обязанностей появляется у аниматора: помимо самой анимации следует подготовить персонажа, а это дополнительные навыки — умение делать Skin и Rig.

Кроме того, анимации для игр, например, отличаются от мультипликации. Если для игр, как правило, идет какой-то определенный набор анимаций, то в мультипликации больше разнообразных задач.

Я считаю, что на работодателя произведет впечатление, если вы будете знать не одну, а много программ и продемонстрируете способность расширить свой арсенал. Очень важно быть в теме происходящего в сфере анимации — новинок, тенденций — постоянно развиваться. То есть помимо качества и уровня сложности, собственно, анимации, в нашей работе очень важна гибкость, мобильность, коммуникативность.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Я работаю в разных видах анимации и не отделяла бы технические знания, владение программами и художественный вкус. Но если бы технические навыки были важнее, тогда все могли бы быть аниматорами, выучив, на какие кнопочки нажимать. Особенно если говорить о мультипликационной анимации — здесь творческий аспект все-таки преобладает. Наличие художественного вкуса в этой сфере является важным преимуществом и, порой, берет верх над техническим исполнением. Если у вас хороший вкус, то ваша работа будет цениться больше и оплачиваться лучше.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Да, хорошую работу сейчас найти трудно, и для ее поиска во время кризиса любые способы хороши. Важно не только иметь отличное портфолио, но и все время совершать активные действия. Я бы сказала — больше вкладывать своих сил в то, чтобы найти работу.

Помимо очевидного — собеседования, соцсети, знакомые — советую выкладывать свои работы в специализированных сообществах, это очень помогает привлечь внимание.

Еще есть один момент: когда ты работаешь в офисе, преимущество в нашей сфере во всем отдается мужчине — и в первую очередь я говорю о размере зарплаты. На одной и той же должности вы можете получать разные деньги. Это несправедливо, но факт. В удаленной же работе такое не встречается — тебя выбирают уже на определенных условиях, опираясь только на качество работ в портфолио. Правда, несмотря на то, что аутсорс возможен, сейчас востребована работа именно в офисе.

Материал подготовила Наталья Бесхлебная

Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора можно описать всего несколькими словами. Он должен анимировать персонажей, делать это выразительно, эмоционально, убедительно, чтобы в достоверность героя поверили и ведущий аниматор, и режиссер, и продюсер, и, в конечном счете, зритель.

Важно, чтобы аниматор успевал делать свою работу с определенной скоростью, укладываясь в производственный график. Например, норма на нашей студии — это 2 секунды анимации за смену. Однако за этими несколькими словами стоит колоссальный труд, соединение многих умений. Профессия аниматора соединяет в себе свойства профессий художника и актера и требует большого эмоционального опыта, кругозора, наблюдательности, любопытства к жизни. Еще, пожалуй, важнее всего остального, — это чувство тайминга, ритма движения, способность разыграть сцену в определенном отрезке времени. Это самое ценное умение в нашей профессии.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Компьютер — это инструмент, важно им владеть хорошо, но, скорее, недостаточное знание программ влияет на скорость производства, а не на художественное качество. Человек просто будет долго возиться с поставленной задачей, снизит свою выработку, не будет успевать в срок. Но на идею, знание, как ты хочешь разыграть сцену, умение работать в программе влияет очень опосредованно. Взгляд художника, талант намного важнее.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Если человек реально владеет профессией аниматора, а не дипломом об окончании курсов, то найти ему работу в современной ситуации не составит труда. Аниматоры в дефиците, при том, что ниша анимационных сериалов в России активно развивается.

Есть много крупных проектов, где постоянно нужны люди. Конечно, студии находятся преимущественно в Москве, Петербурге и Воронеже, но и работа на фрилансе в нашей сфере очень распространена.

Другое дело, что аниматор должен показать не диплом, а реальное владение профессией и способность к росту, к развитию. Сейчас невозможно назвать учебное заведение, которое бы поставляло аниматоров «под ключ». Каждый стоящий специалист достиг вершин в профессии через самообразование. Аниматор должен постоянно следить за тенденциями, новинками, улавливать их, осваивать. В нашей профессии долго на заезженных приемах не продержишься. Если мы в прежние времена ежедневно ходили рисовать лошадей, чтобы уловить принципы их движения, то сегодня есть миллион возможностей для совершенствования своих навыков. Можно не только рисовать с натуры, что всегда важно, но использовать видео с YouTube, курсы онлайн, многочисленные примеры работ мастеров, доступа к которым раньше не было. Хочется, чтобы те, кто мечтает о профессии аниматора, ими пользовались. А в целом профессия очень востребована, по современным меркам вполне достойно оплачивается.

Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Конечно, это зависит от обстоятельств, но кроме художественного вкуса и знания софта, есть еще одна важная вещь  — способность решать проблемы. Работодателей всегда впечатляет готовность и умение быстро понять и выполнить задачу, поставленную клиентом или руководством. Причем не просто сделать то, что тебе заказали, но также добавить какое-то свое решение, свой взгляд, вдохнуть в идею жизнь. Работодателей не интересует кто-то, кто будет только слепо следовать указаниям, — им нужен специалист, который выскажет свое мнение и сделает продукт даже лучше, чем они представляли. Поэтому даже если вы специализируетесь не непосредственно на анимации, а на более технических этапах, таких как, к примеру, риггинг — все равно важно показать, что у тебя есть вкус и широкий кругозор, базовые знания о том, как рассказать историю, как поставить свет, что такое фотография и пр.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Это зависит от того, какой именно работой вы собираетесь заниматься. Например, при создании спецэффектов в большом кино, я думаю, продемонстрировать технические знания важнее. Но если вы собираетесь устроится в Pixar, то, конечно, прежде всего — вкус.

Но не может быть только одно или другое. И к примеру, если даже вы собираетесь заниматься исключительно творчеством (например, быть режиссером) — вам все равно нужно какое-то количество технических знаний.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Здесь (в Лондоне — прим. ред.) довольно легко найти работу, вокруг огромное количество студий — независимых, коммерческих, каких угодно. Если говорить про сотрудников из других стран, то после Брексита, возможно, это станет немного сложнее, но когда я приехал из Франции, мне не составило большого труда найти хотя бы какую-то работу по специальности. Чтобы устроиться в студию мечты,  конечно, потребуется набраться опыта. Мне сложно говорить, трудно ли перебраться сюда 3D-аниматору из России, но я не раз встречал таких здесь, значит это возможно.

Лучший способ искать работу, пожалуй, социальные сети. Анимационные студии контактируют друг с другом и все знают тех, кто работает хорошо, а с кем связываться не стоит. Очень часто работу ищут через LinkedIn, но чаще всего это просто сарафанное радио.

Самое важное, иметь хорошую демонстрационную работу — это единственное, что по-настоящему интересует работодателя. Сейчас людей мало интересует твое резюме, они хотят видеть, насколько ты хорош как творческая и техническая единица.

Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Это зависит от компании и направления ее деятельности. Компании по производству видеоигр, например, более выгодно нанять аниматора со знанием сетапа (ригга) и пониманием работы игрового движка. А в компаниях по производству сериалов и анимационных фильмов, как правило, в обязанности 3D-аниматора входит лишь выполнении анимации персонажей. Требование же к качеству анимации зависит уже от уровня и стиля кино или сериала. Но в любом случае, если аниматор обладает базовыми знаниями сетапа персонажа, ему легче работать и взаимодействовать со смежными специалистами.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Второе и третье — обязательно, первое — желательно. Аниматор должен знать анатомию как людей так и животных, иметь навык актерского мастерства, чтобы отыгрывать сцены, понимать физику движения и владеть анимационной 3D-программой. Художественное образование всегда приветствуется. Но главное, на что смотрят компании это анимационный деморил! Без него ваши шансы найти работу приближены к нулю.

Как правило, круг общения 3D-шников невелик, не так сложно узнать, что из себя представлял человек на предыдущих работах. А если это новичок, то ценится стремление совершенствоваться в профессии, нежели рассуждения о зарплате. Нужно помнить, что специалистов высокого уровня деньги найдут сами, поэтому нужно правильно расставить приоритеты, думать в первую очередь о самой профессии.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Насчет изменений во время кризиса — разницу не заметил, к счастью, анимационная индустрия не сбавила своих оборотов. Кризис аниматоров не коснулся, потому что в нашей стране не так много таких специалистов, а проекты, которые сумели остаться на плаву, остро нуждались в аниматорах — то есть работа есть, даже не смотря на то, что многие проекты во время кризиса закрылись. Сейчас в России не такая сильная конкуренция среди аниматоров,  чем на западе. Студии готовы брать в работу людей, которые только освоили начальный уровень этой профессии и даже находящихся на стадии обучения. Но я надеюсь, что со временем будет появляться здоровая конкуренция и качество анимации в стране будет повышаться.

А для поиска работы годятся все способы. И знакомые, и сайты, и форумы. Главное — активно проявлять себя, а не ждать, когда работа сама свалится на голову.

Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей аниматоров очень зависит от того, в какой сфере он работает и от масштаба компании. Чем компания больше, тем  возможность совершенствовать навыки анимирования выше. Чем меньше, тем больше обязанностей появляется у аниматора: помимо самой анимации следует подготовить персонажа, а это дополнительные навыки — умение делать Skin и Rig.

Кроме того, анимации для игр, например, отличаются от мультипликации. Если для игр, как правило, идет какой-то определенный набор анимаций, то в мультипликации больше разнообразных задач.

Я считаю, что на работодателя произведет впечатление, если вы будете знать не одну, а много программ и продемонстрируете способность расширить свой арсенал. Очень важно быть в теме происходящего в сфере анимации — новинок, тенденций — постоянно развиваться. То есть помимо качества и уровня сложности, собственно, анимации, в нашей работе очень важна гибкость, мобильность, коммуникативность.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Я работаю в разных видах анимации и не отделяла бы технические знания, владение программами и художественный вкус. Но если бы технические навыки были важнее, тогда все могли бы быть аниматорами, выучив, на какие кнопочки нажимать. Особенно если говорить о мультипликационной анимации — здесь творческий аспект все-таки преобладает. Наличие художественного вкуса в этой сфере является важным преимуществом и, порой, берет верх над техническим исполнением. Если у вас хороший вкус, то ваша работа будет цениться больше и оплачиваться лучше.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Да, хорошую работу сейчас найти трудно, и для ее поиска во время кризиса любые способы хороши. Важно не только иметь отличное портфолио, но и все время совершать активные действия. Я бы сказала — больше вкладывать своих сил в то, чтобы найти работу.

Помимо очевидного — собеседования, соцсети, знакомые — советую выкладывать свои работы в специализированных сообществах, это очень помогает привлечь внимание.

Еще есть один момент: когда ты работаешь в офисе, преимущество в нашей сфере во всем отдается мужчине — и в первую очередь я говорю о размере зарплаты. На одной и той же должности вы можете получать разные деньги. Это несправедливо, но факт. В удаленной же работе такое не встречается — тебя выбирают уже на определенных условиях, опираясь только на качество работ в портфолио. Правда, несмотря на то, что аутсорс возможен, сейчас востребована работа именно в офисе.

Материал подготовила Наталья Бесхлебная

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
от 57 500 до 80 460 руб.
Подробнее
05 июля
Подробнее
Санкт-Петербург
от 60 000 руб.
Подробнее
03 июля
Подробнее
по договоренности
Подробнее
28 июня
Подробнее
Санкт-Петербург
от 55 000 руб.
Подробнее
03 июля
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
22 июня
Подробнее
от 60 000 до 120 000 руб.
Подробнее
19 июля
Посмотреть все вакансии