Назад к списку Экспертное мнение
28 июня

3D-аниматор. Как получить работу

Какие навыки обязательны для 3D-аниматора и что изменил кризис на рынке труда в этой отрасли? Об этом mediajobs.ru рассказали ведущие аниматоры трех известных российских студий, а также специалисты из Минска и Лондона.

  • Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?
  •  Что важнее продемонстрировать при приеме на работу —  технические знания, владение программами или художественный вкус?
  • Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?
Алексей Медведев
супервайзер по анимации студии Wizart Series
Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Алексей Медведев
супервайзер по анимации студии Wizart Series
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора достаточно широк. Начиная от общения с режиссером и супервайзером для понимания истории и заканчивая работой в сложных программах для производства компьютерной анимации. Нужны даже актерские навыки — работая над конкретной сценой, аниматоры снимают себя на камеру для понимания механики лица и тела персонажа. Аниматор должен обладать знаниями во многих областях — чем обширнее будут эти знания, тем правдоподобнее будет выглядеть анимация, и зритель будет верить тому, что происходит на экране. Плюсом в глазах работодателя являются дополнительные знания в настройке персонажей и программировании. Ну и, несомненно, опыт и скорость производства анимации.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Аниматор — представитель творческой профессии. И, конечно же, в первую очередь, для него важно наличие чувства эстетического и художественного вкуса. Программы — это всего лишь инструмент, владением которым можно обучить кого угодно. Но доскональное знание софта, увы, никак не компенсирует отсутствия художественного вкуса.

При устройстве на работу аниматор всегда демонстрирует свой деморил — короткий ролик, не более 1,5 минут, в котором собраны лучшие работы кандидата. Предпочтительно включать в него сцены с механикой тела, взаимодействием персонажей и сцены с актерской игрой и мимикой.

По этому ролику с первых кадров можно определить, насколько аниматор владеет базовыми навыками анимации, композиции, знаниями в анатомии и физике.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

В России уже около 10 лет существует интернет-ресурс «Клуб аниматоров» На данный момент это самый большой ресурс, где собираются аниматоры со всей России и стран СНГ. Здесь можно обменяться знаниями, выложить свой деморил и найти вакансии. Также при «Клубе аниматоров» существует анимационная школа, в которой преподают профессионалы из индустрии с большим опытом.

Найти работу в кризис можно при наличии крепкого портфолио и широких социальных связей.

Немаловажный фактор — это коммуникативные навыки человека. Если он не может нормально взаимодействовать в коллективе с другими людьми, то ему будет сложно найти работу. Индустрия компьютерной графики в России очень маленькая, все друг друга знают. Испортив репутацию один раз, потом очень трудно ее восстановить и найти работу.

Если аниматор, как и любой другой человек из любой сферы, настоящий профессионал своего дела, то никакие кризисы ему не страшны и он будет востребован всегда.

Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора можно описать всего несколькими словами. Он должен анимировать персонажей, делать это выразительно, эмоционально, убедительно, чтобы в достоверность героя поверили и ведущий аниматор, и режиссер, и продюсер, и, в конечном счете, зритель.

Важно, чтобы аниматор успевал делать свою работу с определенной скоростью, укладываясь в производственный график. Например, норма на нашей студии — это 2 секунды анимации за смену. Однако за этими несколькими словами стоит колоссальный труд, соединение многих умений. Профессия аниматора соединяет в себе свойства профессий художника и актера и требует большого эмоционального опыта, кругозора, наблюдательности, любопытства к жизни. Еще, пожалуй, важнее всего остального, — это чувство тайминга, ритма движения, способность разыграть сцену в определенном отрезке времени. Это самое ценное умение в нашей профессии.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Компьютер — это инструмент, важно им владеть хорошо, но, скорее, недостаточное знание программ влияет на скорость производства, а не на художественное качество. Человек просто будет долго возиться с поставленной задачей, снизит свою выработку, не будет успевать в срок. Но на идею, знание, как ты хочешь разыграть сцену, умение работать в программе влияет очень опосредованно. Взгляд художника, талант намного важнее.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Если человек реально владеет профессией аниматора, а не дипломом об окончании курсов, то найти ему работу в современной ситуации не составит труда. Аниматоры в дефиците, при том, что ниша анимационных сериалов в России активно развивается.

Есть много крупных проектов, где постоянно нужны люди. Конечно, студии находятся преимущественно в Москве, Петербурге и Воронеже, но и работа на фрилансе в нашей сфере очень распространена.

Другое дело, что аниматор должен показать не диплом, а реальное владение профессией и способность к росту, к развитию. Сейчас невозможно назвать учебное заведение, которое бы поставляло аниматоров «под ключ». Каждый стоящий специалист достиг вершин в профессии через самообразование. Аниматор должен постоянно следить за тенденциями, новинками, улавливать их, осваивать. В нашей профессии долго на заезженных приемах не продержишься. Если мы в прежние времена ежедневно ходили рисовать лошадей, чтобы уловить принципы их движения, то сегодня есть миллион возможностей для совершенствования своих навыков. Можно не только рисовать с натуры, что всегда важно, но использовать видео с YouTube, курсы онлайн, многочисленные примеры работ мастеров, доступа к которым раньше не было. Хочется, чтобы те, кто мечтает о профессии аниматора, ими пользовались. А в целом профессия очень востребована, по современным меркам вполне достойно оплачивается.

Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Конечно, это зависит от обстоятельств, но кроме художественного вкуса и знания софта, есть еще одна важная вещь  — способность решать проблемы. Работодателей всегда впечатляет готовность и умение быстро понять и выполнить задачу, поставленную клиентом или руководством. Причем не просто сделать то, что тебе заказали, но также добавить какое-то свое решение, свой взгляд, вдохнуть в идею жизнь. Работодателей не интересует кто-то, кто будет только слепо следовать указаниям, — им нужен специалист, который выскажет свое мнение и сделает продукт даже лучше, чем они представляли. Поэтому даже если вы специализируетесь не непосредственно на анимации, а на более технических этапах, таких как, к примеру, риггинг — все равно важно показать, что у тебя есть вкус и широкий кругозор, базовые знания о том, как рассказать историю, как поставить свет, что такое фотография и пр.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Это зависит от того, какой именно работой вы собираетесь заниматься. Например, при создании спецэффектов в большом кино, я думаю, продемонстрировать технические знания важнее. Но если вы собираетесь устроится в Pixar, то, конечно, прежде всего — вкус.

Но не может быть только одно или другое. И к примеру, если даже вы собираетесь заниматься исключительно творчеством (например, быть режиссером) — вам все равно нужно какое-то количество технических знаний.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Здесь (в Лондоне — прим. ред.) довольно легко найти работу, вокруг огромное количество студий — независимых, коммерческих, каких угодно. Если говорить про сотрудников из других стран, то после Брексита, возможно, это станет немного сложнее, но когда я приехал из Франции, мне не составило большого труда найти хотя бы какую-то работу по специальности. Чтобы устроиться в студию мечты,  конечно, потребуется набраться опыта. Мне сложно говорить, трудно ли перебраться сюда 3D-аниматору из России, но я не раз встречал таких здесь, значит это возможно.

Лучший способ искать работу, пожалуй, социальные сети. Анимационные студии контактируют друг с другом и все знают тех, кто работает хорошо, а с кем связываться не стоит. Очень часто работу ищут через LinkedIn, но чаще всего это просто сарафанное радио.

Самое важное, иметь хорошую демонстрационную работу — это единственное, что по-настоящему интересует работодателя. Сейчас людей мало интересует твое резюме, они хотят видеть, насколько ты хорош как творческая и техническая единица.

Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Это зависит от компании и направления ее деятельности. Компании по производству видеоигр, например, более выгодно нанять аниматора со знанием сетапа (ригга) и пониманием работы игрового движка. А в компаниях по производству сериалов и анимационных фильмов, как правило, в обязанности 3D-аниматора входит лишь выполнении анимации персонажей. Требование же к качеству анимации зависит уже от уровня и стиля кино или сериала. Но в любом случае, если аниматор обладает базовыми знаниями сетапа персонажа, ему легче работать и взаимодействовать со смежными специалистами.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Второе и третье — обязательно, первое — желательно. Аниматор должен знать анатомию как людей так и животных, иметь навык актерского мастерства, чтобы отыгрывать сцены, понимать физику движения и владеть анимационной 3D-программой. Художественное образование всегда приветствуется. Но главное, на что смотрят компании это анимационный деморил! Без него ваши шансы найти работу приближены к нулю.

Как правило, круг общения 3D-шников невелик, не так сложно узнать, что из себя представлял человек на предыдущих работах. А если это новичок, то ценится стремление совершенствоваться в профессии, нежели рассуждения о зарплате. Нужно помнить, что специалистов высокого уровня деньги найдут сами, поэтому нужно правильно расставить приоритеты, думать в первую очередь о самой профессии.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Насчет изменений во время кризиса — разницу не заметил, к счастью, анимационная индустрия не сбавила своих оборотов. Кризис аниматоров не коснулся, потому что в нашей стране не так много таких специалистов, а проекты, которые сумели остаться на плаву, остро нуждались в аниматорах — то есть работа есть, даже не смотря на то, что многие проекты во время кризиса закрылись. Сейчас в России не такая сильная конкуренция среди аниматоров,  чем на западе. Студии готовы брать в работу людей, которые только освоили начальный уровень этой профессии и даже находящихся на стадии обучения. Но я надеюсь, что со временем будет появляться здоровая конкуренция и качество анимации в стране будет повышаться.

А для поиска работы годятся все способы. И знакомые, и сайты, и форумы. Главное — активно проявлять себя, а не ждать, когда работа сама свалится на голову.

Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей аниматоров очень зависит от того, в какой сфере он работает и от масштаба компании. Чем компания больше, тем  возможность совершенствовать навыки анимирования выше. Чем меньше, тем больше обязанностей появляется у аниматора: помимо самой анимации следует подготовить персонажа, а это дополнительные навыки — умение делать Skin и Rig.

Кроме того, анимации для игр, например, отличаются от мультипликации. Если для игр, как правило, идет какой-то определенный набор анимаций, то в мультипликации больше разнообразных задач.

Я считаю, что на работодателя произведет впечатление, если вы будете знать не одну, а много программ и продемонстрируете способность расширить свой арсенал. Очень важно быть в теме происходящего в сфере анимации — новинок, тенденций — постоянно развиваться. То есть помимо качества и уровня сложности, собственно, анимации, в нашей работе очень важна гибкость, мобильность, коммуникативность.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Я работаю в разных видах анимации и не отделяла бы технические знания, владение программами и художественный вкус. Но если бы технические навыки были важнее, тогда все могли бы быть аниматорами, выучив, на какие кнопочки нажимать. Особенно если говорить о мультипликационной анимации — здесь творческий аспект все-таки преобладает. Наличие художественного вкуса в этой сфере является важным преимуществом и, порой, берет верх над техническим исполнением. Если у вас хороший вкус, то ваша работа будет цениться больше и оплачиваться лучше.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Да, хорошую работу сейчас найти трудно, и для ее поиска во время кризиса любые способы хороши. Важно не только иметь отличное портфолио, но и все время совершать активные действия. Я бы сказала — больше вкладывать своих сил в то, чтобы найти работу.

Помимо очевидного — собеседования, соцсети, знакомые — советую выкладывать свои работы в специализированных сообществах, это очень помогает привлечь внимание.

Еще есть один момент: когда ты работаешь в офисе, преимущество в нашей сфере во всем отдается мужчине — и в первую очередь я говорю о размере зарплаты. На одной и той же должности вы можете получать разные деньги. Это несправедливо, но факт. В удаленной же работе такое не встречается — тебя выбирают уже на определенных условиях, опираясь только на качество работ в портфолио. Правда, несмотря на то, что аутсорс возможен, сейчас востребована работа именно в офисе.

Материал подготовила Наталья Бесхлебная

Иван Пшонкин
ведущий аниматор студии «Аэроплан» (проект «Фиксики»)
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей 3D-аниматора можно описать всего несколькими словами. Он должен анимировать персонажей, делать это выразительно, эмоционально, убедительно, чтобы в достоверность героя поверили и ведущий аниматор, и режиссер, и продюсер, и, в конечном счете, зритель.

Важно, чтобы аниматор успевал делать свою работу с определенной скоростью, укладываясь в производственный график. Например, норма на нашей студии — это 2 секунды анимации за смену. Однако за этими несколькими словами стоит колоссальный труд, соединение многих умений. Профессия аниматора соединяет в себе свойства профессий художника и актера и требует большого эмоционального опыта, кругозора, наблюдательности, любопытства к жизни. Еще, пожалуй, важнее всего остального, — это чувство тайминга, ритма движения, способность разыграть сцену в определенном отрезке времени. Это самое ценное умение в нашей профессии.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Компьютер — это инструмент, важно им владеть хорошо, но, скорее, недостаточное знание программ влияет на скорость производства, а не на художественное качество. Человек просто будет долго возиться с поставленной задачей, снизит свою выработку, не будет успевать в срок. Но на идею, знание, как ты хочешь разыграть сцену, умение работать в программе влияет очень опосредованно. Взгляд художника, талант намного важнее.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Если человек реально владеет профессией аниматора, а не дипломом об окончании курсов, то найти ему работу в современной ситуации не составит труда. Аниматоры в дефиците, при том, что ниша анимационных сериалов в России активно развивается.

Есть много крупных проектов, где постоянно нужны люди. Конечно, студии находятся преимущественно в Москве, Петербурге и Воронеже, но и работа на фрилансе в нашей сфере очень распространена.

Другое дело, что аниматор должен показать не диплом, а реальное владение профессией и способность к росту, к развитию. Сейчас невозможно назвать учебное заведение, которое бы поставляло аниматоров «под ключ». Каждый стоящий специалист достиг вершин в профессии через самообразование. Аниматор должен постоянно следить за тенденциями, новинками, улавливать их, осваивать. В нашей профессии долго на заезженных приемах не продержишься. Если мы в прежние времена ежедневно ходили рисовать лошадей, чтобы уловить принципы их движения, то сегодня есть миллион возможностей для совершенствования своих навыков. Можно не только рисовать с натуры, что всегда важно, но использовать видео с YouTube, курсы онлайн, многочисленные примеры работ мастеров, доступа к которым раньше не было. Хочется, чтобы те, кто мечтает о профессии аниматора, ими пользовались. А в целом профессия очень востребована, по современным меркам вполне достойно оплачивается.

Денис Буйе
3D-аниматор, участник проекта Steacollective, Лондон
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Конечно, это зависит от обстоятельств, но кроме художественного вкуса и знания софта, есть еще одна важная вещь  — способность решать проблемы. Работодателей всегда впечатляет готовность и умение быстро понять и выполнить задачу, поставленную клиентом или руководством. Причем не просто сделать то, что тебе заказали, но также добавить какое-то свое решение, свой взгляд, вдохнуть в идею жизнь. Работодателей не интересует кто-то, кто будет только слепо следовать указаниям, — им нужен специалист, который выскажет свое мнение и сделает продукт даже лучше, чем они представляли. Поэтому даже если вы специализируетесь не непосредственно на анимации, а на более технических этапах, таких как, к примеру, риггинг — все равно важно показать, что у тебя есть вкус и широкий кругозор, базовые знания о том, как рассказать историю, как поставить свет, что такое фотография и пр.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Это зависит от того, какой именно работой вы собираетесь заниматься. Например, при создании спецэффектов в большом кино, я думаю, продемонстрировать технические знания важнее. Но если вы собираетесь устроится в Pixar, то, конечно, прежде всего — вкус.

Но не может быть только одно или другое. И к примеру, если даже вы собираетесь заниматься исключительно творчеством (например, быть режиссером) — вам все равно нужно какое-то количество технических знаний.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Здесь (в Лондоне — прим. ред.) довольно легко найти работу, вокруг огромное количество студий — независимых, коммерческих, каких угодно. Если говорить про сотрудников из других стран, то после Брексита, возможно, это станет немного сложнее, но когда я приехал из Франции, мне не составило большого труда найти хотя бы какую-то работу по специальности. Чтобы устроиться в студию мечты,  конечно, потребуется набраться опыта. Мне сложно говорить, трудно ли перебраться сюда 3D-аниматору из России, но я не раз встречал таких здесь, значит это возможно.

Лучший способ искать работу, пожалуй, социальные сети. Анимационные студии контактируют друг с другом и все знают тех, кто работает хорошо, а с кем связываться не стоит. Очень часто работу ищут через LinkedIn, но чаще всего это просто сарафанное радио.

Самое важное, иметь хорошую демонстрационную работу — это единственное, что по-настоящему интересует работодателя. Сейчас людей мало интересует твое резюме, они хотят видеть, насколько ты хорош как творческая и техническая единица.

Иван Павлов
главный аниматор проекта «Джинглики», Open Alliance Media
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Это зависит от компании и направления ее деятельности. Компании по производству видеоигр, например, более выгодно нанять аниматора со знанием сетапа (ригга) и пониманием работы игрового движка. А в компаниях по производству сериалов и анимационных фильмов, как правило, в обязанности 3D-аниматора входит лишь выполнении анимации персонажей. Требование же к качеству анимации зависит уже от уровня и стиля кино или сериала. Но в любом случае, если аниматор обладает базовыми знаниями сетапа персонажа, ему легче работать и взаимодействовать со смежными специалистами.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Второе и третье — обязательно, первое — желательно. Аниматор должен знать анатомию как людей так и животных, иметь навык актерского мастерства, чтобы отыгрывать сцены, понимать физику движения и владеть анимационной 3D-программой. Художественное образование всегда приветствуется. Но главное, на что смотрят компании это анимационный деморил! Без него ваши шансы найти работу приближены к нулю.

Как правило, круг общения 3D-шников невелик, не так сложно узнать, что из себя представлял человек на предыдущих работах. А если это новичок, то ценится стремление совершенствоваться в профессии, нежели рассуждения о зарплате. Нужно помнить, что специалистов высокого уровня деньги найдут сами, поэтому нужно правильно расставить приоритеты, думать в первую очередь о самой профессии.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Насчет изменений во время кризиса — разницу не заметил, к счастью, анимационная индустрия не сбавила своих оборотов. Кризис аниматоров не коснулся, потому что в нашей стране не так много таких специалистов, а проекты, которые сумели остаться на плаву, остро нуждались в аниматорах — то есть работа есть, даже не смотря на то, что многие проекты во время кризиса закрылись. Сейчас в России не такая сильная конкуренция среди аниматоров,  чем на западе. Студии готовы брать в работу людей, которые только освоили начальный уровень этой профессии и даже находящихся на стадии обучения. Но я надеюсь, что со временем будет появляться здоровая конкуренция и качество анимации в стране будет повышаться.

А для поиска работы годятся все способы. И знакомые, и сайты, и форумы. Главное — активно проявлять себя, а не ждать, когда работа сама свалится на голову.

Екатерина Кузина
3D-аниматор студий «Cubincup», «Gameloft», Минск
Что входит в обязанности 3D-аниматора? Какие дополнительные знания пригодятся, чтобы произвести впечатление на работодателя?

Круг обязанностей аниматоров очень зависит от того, в какой сфере он работает и от масштаба компании. Чем компания больше, тем  возможность совершенствовать навыки анимирования выше. Чем меньше, тем больше обязанностей появляется у аниматора: помимо самой анимации следует подготовить персонажа, а это дополнительные навыки — умение делать Skin и Rig.

Кроме того, анимации для игр, например, отличаются от мультипликации. Если для игр, как правило, идет какой-то определенный набор анимаций, то в мультипликации больше разнообразных задач.

Я считаю, что на работодателя произведет впечатление, если вы будете знать не одну, а много программ и продемонстрируете способность расширить свой арсенал. Очень важно быть в теме происходящего в сфере анимации — новинок, тенденций — постоянно развиваться. То есть помимо качества и уровня сложности, собственно, анимации, в нашей работе очень важна гибкость, мобильность, коммуникативность.

Что важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владение программами или художественный вкус?

Я работаю в разных видах анимации и не отделяла бы технические знания, владение программами и художественный вкус. Но если бы технические навыки были важнее, тогда все могли бы быть аниматорами, выучив, на какие кнопочки нажимать. Особенно если говорить о мультипликационной анимации — здесь творческий аспект все-таки преобладает. Наличие художественного вкуса в этой сфере является важным преимуществом и, порой, берет верх над техническим исполнением. Если у вас хороший вкус, то ваша работа будет цениться больше и оплачиваться лучше.

Трудно ли найти работу 3D-аниматору во время кризиса и как ее сегодня чаще всего ищут — через сообщества, по знакомству или на сайтах вакансий?

Да, хорошую работу сейчас найти трудно, и для ее поиска во время кризиса любые способы хороши. Важно не только иметь отличное портфолио, но и все время совершать активные действия. Я бы сказала — больше вкладывать своих сил в то, чтобы найти работу.

Помимо очевидного — собеседования, соцсети, знакомые — советую выкладывать свои работы в специализированных сообществах, это очень помогает привлечь внимание.

Еще есть один момент: когда ты работаешь в офисе, преимущество в нашей сфере во всем отдается мужчине — и в первую очередь я говорю о размере зарплаты. На одной и той же должности вы можете получать разные деньги. Это несправедливо, но факт. В удаленной же работе такое не встречается — тебя выбирают уже на определенных условиях, опираясь только на качество работ в портфолио. Правда, несмотря на то, что аутсорс возможен, сейчас востребована работа именно в офисе.

Материал подготовила Наталья Бесхлебная

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
по договоренности
Подробнее
18 сентября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
13 сентября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
24 августа
Подробнее
Москва
от 50 000 до 80 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 сентября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
19 сентября
Подробнее
Москва
от 40 000 до 80 000 руб.
Подробнее
12 сентября
Посмотреть все вакансии