Назад к списку Экспертное мнение
11 декабря 2017

Независимая журналистика. Есть ли жизнь на фрилансе?

Сколько текстов в неделю нужно писать, чтобы заработать на жизнь фрилансом, как находить заказы и коммуницировать с редакторами? Mediajobs поговорил с четырьмя профессионалами с совершенно разной стратегией выживания.

Вопрос экспертам:
1. Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Вопрос экспертам:
2. Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Вопрос экспертам:
3. Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Геннадий Устиян
бывший главный редактор журнала TimeOut, журналист-фрилансер в «РБК Стиль», Esquire, The Hollywood Reporter, «Как потратить»
Полина Сурнина
Специалист по связям с общественностью Центра лечебной педагогики, журналист-фрилансер в «Аэрофлот», «Такие дела», «Медуза», «Афиша Daily»
Алексей Беляков
Писатель и журналист-фрилансер в Snob, Tatler, Harper`s Basar, GQ и др.
Елена Догадина
Автор телеграм-канала «Раскрепощение», журналист-фрилансер в «Афиша Daily», Wonderzine, «Лайфхакер»
Геннадий Устиян
бывший главный редактор журнала TimeOut, журналист-фрилансер в «РБК Стиль», Esquire, The Hollywood Reporter, «Как потратить»
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Издания, в которые я пишу, обычно платят рубль-два за знак. У меня была подработка, где платили меньше, но она мне нравилась. Работа была простой, так что ничего страшного — деньги важны, но если заказы приятные, то я ни от каких денег не отказываюсь. Скорее откажусь от более выгодной работы, которую, как мне кажется, именно я сделаю плохо.

Не знаю, что такое в Москве «выживать» — с одной стороны, штатным редакторам в медиа платят по 70 тысяч рублей в месяц, с другой, знаю людей, которым этой суммы едва хватает на неделю. Главное, по-моему, другое — правильно подготовиться к фрилансу. На удаленную работу нужно уходить, уже имея некоторую накопленную сумму, без долгов и кредитов, потому что гонорары не всегда поступают регулярно, или могут быть периоды простоя.

Я живу в режиме «статья в день» (исключая путешествия — перед ними я все сдаю заранее) семь дней в неделю, и все равно у меня гораздо меньше стресса, чем когда я работал пять дней в офисе, где добавлялся менеджмент и еще куча отвлекающих факторов.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Я специально работу не ищу — у меня даже резюме нет. Ни в какие группы по найму авторов объявлений не пишу, все как-то само происходит, видимо, потому что давно в этом бизнесе и меня все знают. Я тут встретил знакомую, которая сказала: «Весь фриланс достается тебе». А я считаю, что, наоборот, способен на большее. Со стороны, может быть, кажется, что у меня все прекрасно, но единственный недостаток фриланса как раз в том, что ни в чем нельзя быть уверенным — к сожалению, сейчас гонорарный фонд во многих изданиях имеет тенденцию к сокращению. При этом, кого ни послушаешь, все жалуются, что писать некому или что все пишут одинаково. Я за год фриланса потерял три постоянные подработки, зато три появились взамен. И постоянно думаешь: вот еще бы одну постоянную подработку, и будет идеальное соотношение потраченного времени и заработанных денег. Но идеала в мире нет.

Насчет постоянного и эпизодического сотрудничества — и то, и другое. Когда я уходил с офисной работы, у меня уже были три постоянные рубрики. Тут скорее дело не в регулярности сотрудничества с одним изданием, а в том, что каждому сайту, например, нужны статьи на несколько точных тем, поданных определенным образом. И я, зная, что могу неплохо написать именно в конкретное издание, иногда сам звоню и предлагаю. Пока мне никто не отказывал — наверное, потому что я сам 25 лет проработал редактором и знаю, кому что предлагать, чтобы не тратить свое и чужое время. Кстати, это самое интересное — не ждать заказов, а самому придумывать себе работу. Причем я никогда не предлагаю статью, если не уверен, что она принесет трафик. Иногда такое сотрудничество превращается в постоянное, иногда — нет, и это нормально.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Коллега, после вмешательства которого текст становится лучше. Человек, который точно знает, какой материал ему нужен. У меня была история (к счастью, всего одна), когда мне позвонил редактор, я пытался узнать, какая именно статья нужна, он ответил: «На твое усмотрение, это авторский текст». Потом, когда я прислал статью, он не принял ее, потому что «не то». Это вообще не редактор, просто тратит мое время впустую. К счастью, это случилось только один раз, и я ничего не потерял — отдал текст в другое издание.

Обычно, когда я пишу куда-то впервые, прошу редактора показать уже опубликованный текст, который он считает образцовым, чтобы сдать ему максимально приближенную к стандартам именно этого издания работу. Так и редактор тратит меньше времени, и мне понятнее, когда сажусь писать, у всех же свои требования и особенности. Когда я работал редактором, я старался не злоупотреблять временем автора — знал, что он, в отличие от меня, получает деньги не за время, а за знаки. У меня однажды был плохой редактор, который вернул мне текст с требованием поменять абзацы местами — это уже совсем глупость. С тех пор с ним не работаю, так себя вести непрофессионально. К правке своих текстов я крайне терпим — редактор априори лучше знает, что нужно изданию, поэтому я никогда не спорю. Главное — см. начало предыдущего абзаца: чтобы текст становился лучше.
 

Полина Сурнина
Специалист по связям с общественностью Центра лечебной педагогики, журналист-фрилансер в «Аэрофлот», «Такие дела», «Медуза», «Афиша Daily»
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Средняя цена за материал на сайте — 5 тысяч рублей, бумага — рубль/знак. Есть издания, которые платят чуть больше, чем другие, иногда берешь пару интервью в номер — и сразу 20 тысяч. Я пишу несколько материалов в месяц, могу заработать таким образом 30-50 тысяч. Выживать на это нельзя, нужен хотя бы минимальный постоянный доход. И это не налажено так, что мы какого-то числа месяца решаем с редакторами, сколько и о чем я напишу — это всегда импровизация. Поэтому для меня это не какое-то серьезное зарабатывание денег, имени, репутации или еще чего-то, а отчасти игра, хотя я и занимаюсь этим 10 лет. Пишу в большей степени просто потому, что мне интересно.

Фриланс дает возможность жить очень разнообразно, мысленно путешествовать, выбирать друг от друга далекие темы: вчера были телесериалы, сегодня — дерматовенерологи. Мозг не успевает заплесневеть, ему нужно все время разбираться в какой-нибудь совершенно новой области. Так что такой немножко фитнес. Наверное, это также помогает налаживать контакты: когда кого-то из знакомых назначают главным редактором, я думаю — можно с ним замутить что-нибудь полезное для ЦЛП, иногда пишу на социальные темы, связанные с моей основной работой, летом взяла интервью у директора нашей организации для «Аэрофлота».

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Зависит от качества текста. Если ты готов очень стараться, не рассчитывать на большие деньги и работать быстро, то фриланса много. Я постоянно сотрудничаю с несколькими изданиями, но всегда откликаюсь на новые предложения. Обычно они приходят по рекомендации знакомых. Плюс —  если что-то хорошо прочиталось, кто-то может к тебе прийти сам. Например, когда вышел мой материал про полиаморов на «Афише», который стал популярным, пришла «Медуза» и сказала, что тоже хочет со мной работать. Это гораздо удобнее. Хотя такие вещи скорее исключение, чем правило. Но темы я уже очень давно не предлагаю, если только мне очень-очень надо с кем-то поговорить — тогда я прихожу, например, в «Аэрофлот» и говорю: «Ребята, можно я для вас возьму интервью у Ирины Богушевской?». Обычно это устроено так: звонит, допустим, редактор «Филантропа» и предлагает сходить для них на Каширку, поговорить с мамами детей, которые там лечатся, или взять интервью у директора фонда «Старость в радость» Лизы Олескиной. Но в целом фриланс так устроен, что даже если ты такой весь из себя офигенный специалист, все равно надо барахтаться как-то, не надеяться, что про тебя вспомнят вдруг ни с того ни с сего. Или оттого, что ты вывесил в фейсбук какой-то гениальный материал, сразу посыплются предложения.  Надо постоянно напоминать о себе, писать — ребята, привет, как дела.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Умный. Реагирующий быстро. Человек, который в своей теме держит нос по ветру, понимает, что происходит, будь это благотворительность, путешествия или что-то другое. Для меня вообще не так важно, чтоб редактор умел хорошо писать — важно, чтоб он понимал какие-то вещи, происходящие в той области, в которой он занимается редактурой. Он должен чувствовать тему — если речь об интернет-издании, можно сразу понять, попал ты или нет, интересно это кому-то или нет. Хотя это вообще рулетка. Иногда что-то, что кажется беспроигрышным вариантом, не срабатывает. Вот недавно написала материал про трансгендера для «Медузы» — казалось по всему, что он будет читаемым, а выстрелил не очень. Поэтому особенно ценны редакторы с большим количеством идей, у которых есть потенциал превратиться в удачные тексты. 

Алексей Беляков
Писатель и журналист-фрилансер в Snob, Tatler, Harper`s Basar, GQ и др.
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

В среднем 15-20 тысяч за большую статью. Но у меня к тексту старорежимное отношение — он должен быть качественный, с шутками, насыщенный информационно и так далее. Я работаю очень старательно, ни одного случайного слова, каждая цифра проверена. Поэтому когда речь о серьезном материале, расценки могут быть и выше. Особенно, если это корпоративное издание, допустим, нефтяной компании. Нет, я не пишу о нефти, но в таких изданиях самые разные тексты. Даже обычное интервью — это большая работа, а не просто расшифровка аудио: это и подготовка, и то, что я называю монтаж — начать с интересного вопроса, выстроить драматургию текста, «нарисовать» красивый финал, даже сделать собеседника чуть тоньше и умнее. В общем, есть суммы, за которые я, если пользоваться знаменитой фразой Линды Евангелисты, даже с постели не встану.

Но будем честны: золотые времена сытой журналистики прошли. Помнится, когда-то мне за маленький текст спокойно выкатывали 500 долларов. А работал я над ним примерно час. Красиво жили. Нет, упала экономика, упали и расценки. Чтобы выживать, надо делать много. Мне так и подавно: все-таки трое детей. Поскольку я пишу большие тексты, и каждый день по 10 тысяч знаков, было бы непросто, учитывая, что я это делаю достаточно кропотливо. В нормальном режиме получается 2-3 текста в неделю. Фрилансом я живу уже год и в чем-то это, конечно, комфортнее: утром встал, никуда не спешишь, могу забрать из сада маленькую дочку и погулять с ней. Но с другой стороны, я — человек, вышедший из советской эпохи, и привык к режиму — встал, оделся, пошел на работу. Поэтому если кто-то мне предложит интересную работу с хорошей зарплатой в офисе, я соглашусь.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

У меня есть сложившийся круг изданий, для которых я пишу, но иногда возникают и какие-то новые. Как человеку, у которого уже давно есть имя в журналистике и который никогда не халтурит, мне найти работу на фрилансе несложно. Точнее, есть постоянный поток заказов, и я могу себе позволить не иметь никакого плана: за эту неделю не меньше пяти текстов! Могу позволить себе никого не дергать: дайте мне написать хоть о чем-то! Только если  возникает нечто, про что мне хочется срочно рассказать, например, появляется какой-то художник, режиссер, который мне страшно понравился. Или некое важное событие. Тогда я начинаю звонить и говорить: давайте срочно напишем об этом. И мне редко отказывают.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Лично мне тексты обычно заказывают главные или шеф-редакторы, и все проходит гладко. Работа обычного редактора сводится непосредственно к мелкой правке, ловле блох. Но редактор должен быть въедливый, все эти маленькие недостатки замечать: вот я, например, пишу о героине и упоминаю ее мужа. Тут правильный редактор спрашивает: «Леша, а как его зовут?  Чем он занимается?»

Все просто: хороший редактор — тот, который выпускает хороший текст. Хороший текст — тот, где есть две главных составляющих — информация и эмоции. Короче, который просто интересно и легко читать.

Елена Догадина
Автор телеграм-канала «Раскрепощение», журналист-фрилансер в «Афиша Daily», Wonderzine, «Лайфхакер»
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Я живу в Казани и казанско-московские цены из моего опыта — от 500 рублей до 8 тысяч за текст. Но это сильно зависит от фриланса — начинать приходилось с разного, сейчас я работаю только там, где мне подходит политика издания, тема и темп работы. Фактически, наконец-то занимаюсь тем, чем хочу, там, где хочу и на каких мне удобно условиях. И здесь цифры начинаются от 3500 тысяч за текст. 

Еще недавно я писала только для «Афиши» и Wonderzine — казалось, что по 5-7 текстов для каждого из двух изданий в месяц (всего 2-3 текста в неделю) мне будет достаточно не только на еду, съем квартиры, проезд и два кофе в месяц, а на зимнюю одежду, медицину и путешествия. Но схема оказалась фантастической, потому что сложно организовать так, чтоб заказы были регулярны, к тому же, одно из изданий платит через два месяца после публикации, а другое — через месяц. То есть третье место работы мне было нужно в любом случае, и недавно нашелся «Лайфхакер». 

Естественно, я пытаюсь писать больше, но, к примеру, последние тексты были про историю менструаций в СССР и своеобразную историю советского одиночества на примере газетных публикаций. То есть это довольно серьезная работа — на сбор материала, поиск спикеров и написание уходит как минимум неделя. Плюс у каждого издания есть свое расписание выпуска статей. В дополнение ко всему я веду свой канал и стараюсь ходить в библиотеку, чтобы продолжать исследования. В дальнейшем, возможно, получится зарабатывать на канале, интересные проекты хочется рекламировать, но я трепетно отношусь к рекламе в каналах. Например, я отписалась от дико полезного и интересного канала о журналистике, потому что в подборке рекламы был сексистский паблик с фотографиями полуголых девушек и под фото — ссылки на их инстаграм. И пока что ко мне обращаются только подобные рекламодатели.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Если говорить о подработке в около-журналистской сфере, рекламных текстах — то все это найти легко. Работаешь ты с этим или нет — дело принципа, а не сложностей поиска. Так что ты один раз отвечаешь для себя на вопрос, какие у тебя принципы, и от ответа будет зависеть дальнейший заработок. Во время учебы на журфаке я работала по специальности — и в издательствах, и в рекламу заглядывала, и на полной ставке, и на полставки, и внештаником, потому что иначе понять профессию было невозможно, сам университет застрял далеко в прошлом, самые новые учебники были за 2002, в журналистике это провал. И уже в конце второго курса начала формулировать тему, на которой хотела бы остановиться. Это разные ситуации, связанные с насилием: подростковые суициды, изнасилования, насилие в полиции. И вот найти на эту тему покупателя оказалось ужасно сложно, не получалось убедить редакторов дать мне писать об этом. В конце 4 курса, по следам своей дипломной работы я создала телеграм-канал, в котором исследую репрезентацию женщин, в основном, но и мужчин, и детей, и семьи в целом, и взгляд на секс и гомосексуальность в прессе СССР. Канал стал визитной карточкой моей компетенции. В него пришли доктора исторических наук и мне неожиданно пришлось читать тонны литературы, теперь они и статьи в журналах мои читают и оценивают с научной точки зрения. Благодаря каналу я вышла на «Афишу» и Wоnderzine. Причем «Афиша» нашла меня сама. Так что моя стратегия поиска работы — это выбор специализации и презентации себя как автора, ориентирующегося в конкретном вопросе.

Конечно, нужно работать больше, чем на одно издание — во-первых, это дает разнообразие тем, жанров, мероприятий. Во-вторых, в медиа часто бывают проблемы, в том числе финансовые, не иметь запасного плана слишком рискованно.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Я под этим понимаю человека, который разбирается в теме, а если нет, умеет это признать, и адекватно задает вопросы. Первое время в редакциях я молчала, просто слушала, как со мной разговаривают, насколько свободно я могу вступать с редактором в диалог. Если понимала, что не могу — уходила. Говорить с журналистами на равных, без позиции «я редактор, а ты никто», по-моему, только сейчас становится модно. Это очень упрощает работу, ускоряет ее и делает плодотворнее. Еще со временем я заметила, что не люблю иметь дело не только с грубостью, но и со слащавостью. Я так называю попытки фамильярничать, чтобы сократить дистанцию между начальником и подчиненными — вроде бы это такая новинка из IT-стартапов? Мне надо объяснять мой функционал и возможности, а не обещать кофе, пончики и дружбу. Если вы сумеете вместе с дружбой остаться мне редактором — тогда будет чудесно. Помимо этого, для меня важно чувствовать, что редактор знает, как тебя защитить — потому что за почти 6 лет работы не раз сталкивалась с угрозами и просто агрессией в свой адрес. 

Наталья Бесхлебная

Полина Сурнина
Специалист по связям с общественностью Центра лечебной педагогики, журналист-фрилансер в «Аэрофлот», «Такие дела», «Медуза», «Афиша Daily»
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Средняя цена за материал на сайте — 5 тысяч рублей, бумага — рубль/знак. Есть издания, которые платят чуть больше, чем другие, иногда берешь пару интервью в номер — и сразу 20 тысяч. Я пишу несколько материалов в месяц, могу заработать таким образом 30-50 тысяч. Выживать на это нельзя, нужен хотя бы минимальный постоянный доход. И это не налажено так, что мы какого-то числа месяца решаем с редакторами, сколько и о чем я напишу — это всегда импровизация. Поэтому для меня это не какое-то серьезное зарабатывание денег, имени, репутации или еще чего-то, а отчасти игра, хотя я и занимаюсь этим 10 лет. Пишу в большей степени просто потому, что мне интересно.

Фриланс дает возможность жить очень разнообразно, мысленно путешествовать, выбирать друг от друга далекие темы: вчера были телесериалы, сегодня — дерматовенерологи. Мозг не успевает заплесневеть, ему нужно все время разбираться в какой-нибудь совершенно новой области. Так что такой немножко фитнес. Наверное, это также помогает налаживать контакты: когда кого-то из знакомых назначают главным редактором, я думаю — можно с ним замутить что-нибудь полезное для ЦЛП, иногда пишу на социальные темы, связанные с моей основной работой, летом взяла интервью у директора нашей организации для «Аэрофлота».

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Зависит от качества текста. Если ты готов очень стараться, не рассчитывать на большие деньги и работать быстро, то фриланса много. Я постоянно сотрудничаю с несколькими изданиями, но всегда откликаюсь на новые предложения. Обычно они приходят по рекомендации знакомых. Плюс —  если что-то хорошо прочиталось, кто-то может к тебе прийти сам. Например, когда вышел мой материал про полиаморов на «Афише», который стал популярным, пришла «Медуза» и сказала, что тоже хочет со мной работать. Это гораздо удобнее. Хотя такие вещи скорее исключение, чем правило. Но темы я уже очень давно не предлагаю, если только мне очень-очень надо с кем-то поговорить — тогда я прихожу, например, в «Аэрофлот» и говорю: «Ребята, можно я для вас возьму интервью у Ирины Богушевской?». Обычно это устроено так: звонит, допустим, редактор «Филантропа» и предлагает сходить для них на Каширку, поговорить с мамами детей, которые там лечатся, или взять интервью у директора фонда «Старость в радость» Лизы Олескиной. Но в целом фриланс так устроен, что даже если ты такой весь из себя офигенный специалист, все равно надо барахтаться как-то, не надеяться, что про тебя вспомнят вдруг ни с того ни с сего. Или оттого, что ты вывесил в фейсбук какой-то гениальный материал, сразу посыплются предложения.  Надо постоянно напоминать о себе, писать — ребята, привет, как дела.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Умный. Реагирующий быстро. Человек, который в своей теме держит нос по ветру, понимает, что происходит, будь это благотворительность, путешествия или что-то другое. Для меня вообще не так важно, чтоб редактор умел хорошо писать — важно, чтоб он понимал какие-то вещи, происходящие в той области, в которой он занимается редактурой. Он должен чувствовать тему — если речь об интернет-издании, можно сразу понять, попал ты или нет, интересно это кому-то или нет. Хотя это вообще рулетка. Иногда что-то, что кажется беспроигрышным вариантом, не срабатывает. Вот недавно написала материал про трансгендера для «Медузы» — казалось по всему, что он будет читаемым, а выстрелил не очень. Поэтому особенно ценны редакторы с большим количеством идей, у которых есть потенциал превратиться в удачные тексты. 

Алексей Беляков
Писатель и журналист-фрилансер в Snob, Tatler, Harper`s Basar, GQ и др.
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

В среднем 15-20 тысяч за большую статью. Но у меня к тексту старорежимное отношение — он должен быть качественный, с шутками, насыщенный информационно и так далее. Я работаю очень старательно, ни одного случайного слова, каждая цифра проверена. Поэтому когда речь о серьезном материале, расценки могут быть и выше. Особенно, если это корпоративное издание, допустим, нефтяной компании. Нет, я не пишу о нефти, но в таких изданиях самые разные тексты. Даже обычное интервью — это большая работа, а не просто расшифровка аудио: это и подготовка, и то, что я называю монтаж — начать с интересного вопроса, выстроить драматургию текста, «нарисовать» красивый финал, даже сделать собеседника чуть тоньше и умнее. В общем, есть суммы, за которые я, если пользоваться знаменитой фразой Линды Евангелисты, даже с постели не встану.

Но будем честны: золотые времена сытой журналистики прошли. Помнится, когда-то мне за маленький текст спокойно выкатывали 500 долларов. А работал я над ним примерно час. Красиво жили. Нет, упала экономика, упали и расценки. Чтобы выживать, надо делать много. Мне так и подавно: все-таки трое детей. Поскольку я пишу большие тексты, и каждый день по 10 тысяч знаков, было бы непросто, учитывая, что я это делаю достаточно кропотливо. В нормальном режиме получается 2-3 текста в неделю. Фрилансом я живу уже год и в чем-то это, конечно, комфортнее: утром встал, никуда не спешишь, могу забрать из сада маленькую дочку и погулять с ней. Но с другой стороны, я — человек, вышедший из советской эпохи, и привык к режиму — встал, оделся, пошел на работу. Поэтому если кто-то мне предложит интересную работу с хорошей зарплатой в офисе, я соглашусь.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

У меня есть сложившийся круг изданий, для которых я пишу, но иногда возникают и какие-то новые. Как человеку, у которого уже давно есть имя в журналистике и который никогда не халтурит, мне найти работу на фрилансе несложно. Точнее, есть постоянный поток заказов, и я могу себе позволить не иметь никакого плана: за эту неделю не меньше пяти текстов! Могу позволить себе никого не дергать: дайте мне написать хоть о чем-то! Только если  возникает нечто, про что мне хочется срочно рассказать, например, появляется какой-то художник, режиссер, который мне страшно понравился. Или некое важное событие. Тогда я начинаю звонить и говорить: давайте срочно напишем об этом. И мне редко отказывают.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Лично мне тексты обычно заказывают главные или шеф-редакторы, и все проходит гладко. Работа обычного редактора сводится непосредственно к мелкой правке, ловле блох. Но редактор должен быть въедливый, все эти маленькие недостатки замечать: вот я, например, пишу о героине и упоминаю ее мужа. Тут правильный редактор спрашивает: «Леша, а как его зовут?  Чем он занимается?»

Все просто: хороший редактор — тот, который выпускает хороший текст. Хороший текст — тот, где есть две главных составляющих — информация и эмоции. Короче, который просто интересно и легко читать.

Елена Догадина
Автор телеграм-канала «Раскрепощение», журналист-фрилансер в «Афиша Daily», Wonderzine, «Лайфхакер»
Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать?

Я живу в Казани и казанско-московские цены из моего опыта — от 500 рублей до 8 тысяч за текст. Но это сильно зависит от фриланса — начинать приходилось с разного, сейчас я работаю только там, где мне подходит политика издания, тема и темп работы. Фактически, наконец-то занимаюсь тем, чем хочу, там, где хочу и на каких мне удобно условиях. И здесь цифры начинаются от 3500 тысяч за текст. 

Еще недавно я писала только для «Афиши» и Wonderzine — казалось, что по 5-7 текстов для каждого из двух изданий в месяц (всего 2-3 текста в неделю) мне будет достаточно не только на еду, съем квартиры, проезд и два кофе в месяц, а на зимнюю одежду, медицину и путешествия. Но схема оказалась фантастической, потому что сложно организовать так, чтоб заказы были регулярны, к тому же, одно из изданий платит через два месяца после публикации, а другое — через месяц. То есть третье место работы мне было нужно в любом случае, и недавно нашелся «Лайфхакер». 

Естественно, я пытаюсь писать больше, но, к примеру, последние тексты были про историю менструаций в СССР и своеобразную историю советского одиночества на примере газетных публикаций. То есть это довольно серьезная работа — на сбор материала, поиск спикеров и написание уходит как минимум неделя. Плюс у каждого издания есть свое расписание выпуска статей. В дополнение ко всему я веду свой канал и стараюсь ходить в библиотеку, чтобы продолжать исследования. В дальнейшем, возможно, получится зарабатывать на канале, интересные проекты хочется рекламировать, но я трепетно отношусь к рекламе в каналах. Например, я отписалась от дико полезного и интересного канала о журналистике, потому что в подборке рекламы был сексистский паблик с фотографиями полуголых девушек и под фото — ссылки на их инстаграм. И пока что ко мне обращаются только подобные рекламодатели.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими?

Если говорить о подработке в около-журналистской сфере, рекламных текстах — то все это найти легко. Работаешь ты с этим или нет — дело принципа, а не сложностей поиска. Так что ты один раз отвечаешь для себя на вопрос, какие у тебя принципы, и от ответа будет зависеть дальнейший заработок. Во время учебы на журфаке я работала по специальности — и в издательствах, и в рекламу заглядывала, и на полной ставке, и на полставки, и внештаником, потому что иначе понять профессию было невозможно, сам университет застрял далеко в прошлом, самые новые учебники были за 2002, в журналистике это провал. И уже в конце второго курса начала формулировать тему, на которой хотела бы остановиться. Это разные ситуации, связанные с насилием: подростковые суициды, изнасилования, насилие в полиции. И вот найти на эту тему покупателя оказалось ужасно сложно, не получалось убедить редакторов дать мне писать об этом. В конце 4 курса, по следам своей дипломной работы я создала телеграм-канал, в котором исследую репрезентацию женщин, в основном, но и мужчин, и детей, и семьи в целом, и взгляд на секс и гомосексуальность в прессе СССР. Канал стал визитной карточкой моей компетенции. В него пришли доктора исторических наук и мне неожиданно пришлось читать тонны литературы, теперь они и статьи в журналах мои читают и оценивают с научной точки зрения. Благодаря каналу я вышла на «Афишу» и Wоnderzine. Причем «Афиша» нашла меня сама. Так что моя стратегия поиска работы — это выбор специализации и презентации себя как автора, ориентирующегося в конкретном вопросе.

Конечно, нужно работать больше, чем на одно издание — во-первых, это дает разнообразие тем, жанров, мероприятий. Во-вторых, в медиа часто бывают проблемы, в том числе финансовые, не иметь запасного плана слишком рискованно.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения?

Я под этим понимаю человека, который разбирается в теме, а если нет, умеет это признать, и адекватно задает вопросы. Первое время в редакциях я молчала, просто слушала, как со мной разговаривают, насколько свободно я могу вступать с редактором в диалог. Если понимала, что не могу — уходила. Говорить с журналистами на равных, без позиции «я редактор, а ты никто», по-моему, только сейчас становится модно. Это очень упрощает работу, ускоряет ее и делает плодотворнее. Еще со временем я заметила, что не люблю иметь дело не только с грубостью, но и со слащавостью. Я так называю попытки фамильярничать, чтобы сократить дистанцию между начальником и подчиненными — вроде бы это такая новинка из IT-стартапов? Мне надо объяснять мой функционал и возможности, а не обещать кофе, пончики и дружбу. Если вы сумеете вместе с дружбой остаться мне редактором — тогда будет чудесно. Помимо этого, для меня важно чувствовать, что редактор знает, как тебя защитить — потому что за почти 6 лет работы не раз сталкивалась с угрозами и просто агрессией в свой адрес. 

Наталья Бесхлебная

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
час назад
Подробнее
Москва
от 50 000 до 60 000 руб.
Подробнее
21 сентября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
08 октября
Подробнее
по договоренности
Подробнее
08 октября
Подробнее
Ульяновск и область
по договоренности
Подробнее
08 октября
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
08 октября
Посмотреть все вакансии