Назад к списку Экспертное мнение
22 июня

ИИ в CG: какие профессии могут исчезнуть в ближайшие 5 лет

30 июня в Санкт-Петербурге пройдет международная конференция по компьютерной графике — летний CG Event. Отдельный блок программы посвящен влиянию технологии искусственного интеллекта на индустрию. В преддверии события спикеры и директор CG Event рассказали mediajobs.ru, какие специальности находятся под угрозой вымирания в связи с развитием ИИ и какие навыки позволят всегда быть востребованным в профессии.

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти? 

 

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

 

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?  

Сергей Цыпцын
директор CG Event
Арман Яхин
генеральный директор студии Main Road Post
Владислав Ахтырский
head of compositing MPC Vancouver
Сергей Цыпцын

директор CG Event

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти?

В зоне риска все профессии, которые основаны на рутинном ручном труде, а именно:

  • — В композитинге — ротоскопинг, клинап;
  • — В анимации — липсинк, распознавание эмоций в звукоряде и автоанимация лица;
  • — В моделировании — ретопология, восстановление модели по фото;
  • — В рендеринге — настройка параметров и ресурсов для рендеринга, перенос стиля, новые визуальные стили;
  • — В эффектах — огромный прорыв в симуляции  по принципу «сделать по аналогии с…».

 

Когда это может произойти? Через 3-5 лет.

 

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

Я бы порекомендовал курсы по улучшению навыка коммуникации, умению работать в коллективе, избавлению от комплексов.

И главное — нужно уметь учиться. Нельзя просто переподготовиться непонятно к чему — мы не знаем, какие инструменты и умения будут востребованы через два года. Нужно постоянно самостоятельно расти профессионально. Следить за трендами, читать и смотреть материалы конференций.

Актуальный навык  — умение быстро вникать в новые области. И, как ни странно звучит, умение быть адекватным, да и просто хорошим человеком.

Со временем будет возрастать запрос на людей, способных взять задачу, декомпозировать ее на подзадачи и решить ее (одному или в команде), а также на «нетоксичных» людей.

Если говорить сугубо про технические профессии, то будут востребованы программисты в области нейросетей и больших данных. Например, анализ логов рендерфермы может способствовать экономии ресурсов и электричества.

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?

Список основных проблем:

  • — Изменчивость индустрии и отсутствие базового математического образования, позволяющего быстро добирать знания в смежных областях.
  • — Бессмысленность выписывания списка компетенций, которые устареют через пять лет.
  • — Огромное количество не очень систематизированной информации, вываливающейся на студентов и начинающих.

 

Преодолеть их можно через постоянное онлайн обучение и создание площадок для обмена опытом. Нужно работать со школьниками на базовом уровне для введения в основы профессии и готовить их к самостоятельному обучению.

Арман Яхин

генеральный директор студии Main Road Post

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти?

Ротоскоп, клинап, похоже, скоро отживут себя как профессия. Возможно, недолго осталось жить профессии мачмувера, там появляются технологии, позволяющие сделать все качественно без кропотливой ручной работы. Похоже, что ИИ подбирается к технической персонажной анимации — все, что связано с массовками, трюками и подобными вещами, в которых не требуется абстрактное мышление по созданию образа персонажа.

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

На мой взгляд, надо научиться учиться, разучиваться и переучиваться. С одной стороны, хорошо уметь что-то одно и развивать это, став экспертом в какой-то узкой области, но этого явно недостаточно. Скорость происходящих изменений сейчас очень велика, узкий специалист может оказаться за бортом в один момент. Обязательно надо развивать soft skills — коммуникативные навыки для работы в коллективе. Небольшие гибкие группы, умеющие искать нетривиальные способы решения разных проблем, способные разобраться в появляющихся технологиях или самостоятельно их изобрести — это похоже то, что уже востребовано сейчас и будет востребовано завтра.

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?

Да, есть большая нехватка квалифицированных мотивированных специалистов. Не знаю, с чем это связано конкретно, думаю, что это комплексная проблема. Индустрия компьютерной графики у нас зарождающаяся, слишком мало проектов, на которых люди могут получать опыт. Надо пройти большой путь проб и ошибок и неудачных проектов, чтобы набралось необходимое количество специалистов.

Плюс ко всему, непривлекательный уровень зарплат и отсутствие стабильности в целом по отношению к соседней IT-индустрии — это тоже не увеличивает интерес у молодежи. По этой же причине практически нет возможности сотрудничать с иностранными специалистами. Это очень сложная профессия с довольно высоким входным порогом.

Возможно, у этой проблемы нет быстрого решения, только долгий опыт развития киноиндустрии в целом, не только в части компьютерной графики.

Владислав Ахтырский

head of compositing MPC Vancouver

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти?

Если говорить конкретно об искусственном интеллекте, то прогнозировать сложно — неизвестно, что сработает в плане обучения сетей и их контроля (тут все еще веселее).

Несмотря на мои осторожные высказывания, могу предположить, что воздействие технологий отразится на следующих профессиях.

Lighting — уйдет как основная дисциплина и станет частью композитинга. Там, конечно, не все так однозначно. Лайтингу нужны шейдера, и их надо писать, а пока нейросети не готовы. Но если думать о том, как поставить готовый lighting setup, например, по HDRI — уже идут разработки от Foundry — по воссозданию положения света из source plate: композеры знают, что должно быть в кадре под финал. Все чего не хватает — простых инструментов. Но, например, в связке Katana и Nuke — уже проще.

FX — это дело времени. Как только симуляции перейдут в реальное время, все будет игрой с разным количеством итераций для симуляций. Посмотрим, что нам покажут Technical Papers на SIGGRAPH в этом году. FX останутся для ненатуральных эффектов, как и лайтинг, — для высокохудожественных задач.

Matchmove и Roto Animation тоже будут под воздействием технологий. И не только искусственного интеллекта. Там и LiDAR-технологии идут в ногу со временем. Как только будет хороший баланс бюджета и технологий, многое может быть автоматизировано.

Координаторы — им, наверное, поможет наличие ИИ или иных оптимизаций и автоматизаций, TextToSpeech-технологии не стоят на месте. Качество распознавания речи уже хорошее. Следующий шаг — научить систему распознавать фидбек и таски и распределить это по базе данных.

Изменения можно ожидать в ближайшие лет 5. Распознавание речи — быстрее, но там вопрос где будут сервера, потому что компании не захотят использовать облака, из-за угрозы утечки информации, все захотят хранить данные у себя внутри компании. Этот факт замедлит любые внедрения.

 

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

Большинство школ (западных) обучают по устоявшейся системе, воспитывая генералистов с общим пониманием и небольшим углублением в определенную дисциплину.  

На мой взгляд, надо учить близкие по финальному результату дисциплины — Compositing-Lighting-FX,например хорошая связка.

Защитить же себя можно, расширяя свои знания, чтобы быть востребованным в нескольких индустриях. Например, кино/игровая — и тут выигрывают моделеры, шейдер артисты, DMP (Environment), аниматоры, риггинг, все, что в 3D. Такой подход позволит чувствовать себя более защищенным в будущем.

И, как я повторяю из года в год, учиться, учиться и еще раз учиться. А еще можно создавать новое и учить других. Разрабатывать новые технологии и продавать их.

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?

На мой взгляд, нужно больше прозрачности в сотрудничестве с образовательными институтами, необходимо обучать их — что реально востребовано индустрией.

Еще полезно будет объединение независимых студий вместе — для совместного поиска универсальных решений и требований к работе. Я знаю, что в Ванкувере есть такой комитет.

Арман Яхин

генеральный директор студии Main Road Post

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти?

Ротоскоп, клинап, похоже, скоро отживут себя как профессия. Возможно, недолго осталось жить профессии мачмувера, там появляются технологии, позволяющие сделать все качественно без кропотливой ручной работы. Похоже, что ИИ подбирается к технической персонажной анимации — все, что связано с массовками, трюками и подобными вещами, в которых не требуется абстрактное мышление по созданию образа персонажа.

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

На мой взгляд, надо научиться учиться, разучиваться и переучиваться. С одной стороны, хорошо уметь что-то одно и развивать это, став экспертом в какой-то узкой области, но этого явно недостаточно. Скорость происходящих изменений сейчас очень велика, узкий специалист может оказаться за бортом в один момент. Обязательно надо развивать soft skills — коммуникативные навыки для работы в коллективе. Небольшие гибкие группы, умеющие искать нетривиальные способы решения разных проблем, способные разобраться в появляющихся технологиях или самостоятельно их изобрести — это похоже то, что уже востребовано сейчас и будет востребовано завтра.

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?

Да, есть большая нехватка квалифицированных мотивированных специалистов. Не знаю, с чем это связано конкретно, думаю, что это комплексная проблема. Индустрия компьютерной графики у нас зарождающаяся, слишком мало проектов, на которых люди могут получать опыт. Надо пройти большой путь проб и ошибок и неудачных проектов, чтобы набралось необходимое количество специалистов.

Плюс ко всему, непривлекательный уровень зарплат и отсутствие стабильности в целом по отношению к соседней IT-индустрии — это тоже не увеличивает интерес у молодежи. По этой же причине практически нет возможности сотрудничать с иностранными специалистами. Это очень сложная профессия с довольно высоким входным порогом.

Возможно, у этой проблемы нет быстрого решения, только долгий опыт развития киноиндустрии в целом, не только в части компьютерной графики.

Владислав Ахтырский

head of compositing MPC Vancouver

1. Каким специалистам компьютерной графики в первую очередь угрожает развитие технологий ИИ — какие профессии ИИ реально может вытеснить/заменить и когда это может произойти?

Если говорить конкретно об искусственном интеллекте, то прогнозировать сложно — неизвестно, что сработает в плане обучения сетей и их контроля (тут все еще веселее).

Несмотря на мои осторожные высказывания, могу предположить, что воздействие технологий отразится на следующих профессиях.

Lighting — уйдет как основная дисциплина и станет частью композитинга. Там, конечно, не все так однозначно. Лайтингу нужны шейдера, и их надо писать, а пока нейросети не готовы. Но если думать о том, как поставить готовый lighting setup, например, по HDRI — уже идут разработки от Foundry — по воссозданию положения света из source plate: композеры знают, что должно быть в кадре под финал. Все чего не хватает — простых инструментов. Но, например, в связке Katana и Nuke — уже проще.

FX — это дело времени. Как только симуляции перейдут в реальное время, все будет игрой с разным количеством итераций для симуляций. Посмотрим, что нам покажут Technical Papers на SIGGRAPH в этом году. FX останутся для ненатуральных эффектов, как и лайтинг, — для высокохудожественных задач.

Matchmove и Roto Animation тоже будут под воздействием технологий. И не только искусственного интеллекта. Там и LiDAR-технологии идут в ногу со временем. Как только будет хороший баланс бюджета и технологий, многое может быть автоматизировано.

Координаторы — им, наверное, поможет наличие ИИ или иных оптимизаций и автоматизаций, TextToSpeech-технологии не стоят на месте. Качество распознавания речи уже хорошее. Следующий шаг — научить систему распознавать фидбек и таски и распределить это по базе данных.

Изменения можно ожидать в ближайшие лет 5. Распознавание речи — быстрее, но там вопрос где будут сервера, потому что компании не захотят использовать облака, из-за угрозы утечки информации, все захотят хранить данные у себя внутри компании. Этот факт замедлит любые внедрения.

 

2. Как подстроиться, адаптироваться под обстоятельства будущего — где и какие курсы переподготовки или повышения квалификации можно пройти? Как должен измениться CG-специалист сегодня, чтобы быть востребованным завтра?

Большинство школ (западных) обучают по устоявшейся системе, воспитывая генералистов с общим пониманием и небольшим углублением в определенную дисциплину.  

На мой взгляд, надо учить близкие по финальному результату дисциплины — Compositing-Lighting-FX,например хорошая связка.

Защитить же себя можно, расширяя свои знания, чтобы быть востребованным в нескольких индустриях. Например, кино/игровая — и тут выигрывают моделеры, шейдер артисты, DMP (Environment), аниматоры, риггинг, все, что в 3D. Такой подход позволит чувствовать себя более защищенным в будущем.

И, как я повторяю из года в год, учиться, учиться и еще раз учиться. А еще можно создавать новое и учить других. Разрабатывать новые технологии и продавать их.

3. Есть ли сегодня проблемы в сфере компетенций в мире компьютерной графики, с чем они связаны и как их преодолеть?

На мой взгляд, нужно больше прозрачности в сотрудничестве с образовательными институтами, необходимо обучать их — что реально востребовано индустрией.

Еще полезно будет объединение независимых студий вместе — для совместного поиска универсальных решений и требований к работе. Я знаю, что в Ванкувере есть такой комитет.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Московская область - Юг
по договоренности
Подробнее
20 июля
Посмотреть все вакансии