Назад к списку Экспертное мнение
24 декабря 2015

Как меняется работа на радио с приходом Digital-технологий?

В медиарынок активно входят digital-технологии. Как в новых условиях чувствуют себя радиостанции? Что приходится менять в привычной системе работы? Как трансформируются требования к профессионалам на радио с приходом новых стандартов эфира? И какие станции слушают те, кто делают радио?
Портал Mediajobs.ru задал эти вопросы представителям радиостанций разговорного и развлекательного форматов.

  • Как новые технологии меняют требования к  профессионалам радио? Какие  профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?
  • Какие радиостанции Вы слушаете и почему?
  • Три правила успешной работы и карьеры на радио.
Анатолий Кузичев
генеральный продюсер Радио «Коммерсантъ FM»
Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Анатолий Кузичев
генеральный продюсер Радио «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Мы все понимаем, что новые технологии меняют работу на радио.  Пока, если фиксировать строго и бесстрастно, радикально ничего не изменилось, но очевидно, что мы стоим на пороге изменений, и можно предположить, что потребуется от профессионалов нового технологического медийного уклада. Думаю, будет смысл воспринимать радио не как эфирный продукт, а как некий мультимедийный проект. Готовя материал, ты уже будешь иметь в виду, что он пойдет и в эфир, и в сеть, более того, эфирный компонент постоянно сжимается, а сетевой - расширяется. А значит, как ни странно, для радиоматериала понадобятся какие-то иллюстрации - как бы сейчас экзотично это ни звучало.
Конечно, мы все понимаем, что стоим на пороге перемен. Но практика и история показывают, что к таким переменам до конца подготовиться невозможно.
Кто мог предположить, условно говоря, 10 лет назад, что появится Твиттер - мощнейшая мгновенная новостная лента, которая просто окажется вне конкуренции относительно всех новостных сайтов? Мы не знаем, откуда «бабахнет», из-за какого угла, но, в общем, ждем этого.
Что касается новых квалификаций, мне ничего другого, кроме навыков сетевой верстки, в голову не приходит. Человеку, который готовит материал, будет недостаточно, как в прежнее время, принести напечатанный на машинке листик - мол, вот, я свое дело сделал, плоды моего интеллектуального труда перед вами, а вы уж там дальше сами.
От профессионала нового технологического уклада потребуется уметь быстро и эффектно, четко и красиво разместить свой материал. То есть, он должен будет сверстать его, выложить в сеть и презентовать в эфире.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

В силу профессионального интереса, конечно, я слушаю всех наших конкурентов, иногда с раздражением отмечаю про себя их творческие удачи и с большим уважением отношусь к их поискам и вообще к их работе. А музыкальные - нет, не слушаю. Считаю, что в нашу эпоху развития гаджетов в них нет никакого смысла. Мои музыкальные станции у меня всегда со мной в том объеме и в том наборе, который я сам для себя придумал. Это всегда лучше.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, это работа. Каким бы талантливым, клевым, остроумным ты ни был, не добьешься ничего, если не будешь готовиться, работать - и над собой, и над материалом. 
Честность - это второе. Потому что радио подсвечивает фальшь, это  сильно слышно. 
А третье - это красивый голос. Не в формальном смысле красивый, но такой, который был бы твоим инструментом, которым ты мог бы играть и которым ты мог бы жить.

Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если мы говорить, например, о ведущем программ - мне это проще, исходя из своего личного опыта, - то, во-первых, понимание того, что не существует больше такого понятия, как «радиоэфир». Это мультимедийный эфир, который будет препарирован в самых разных вариантах, возможно, даже включая видеосегменты. То есть, надо понимать, что больше нельзя сидеть в студии небритым, например (смеется).
Мне кажется, что для ведущего программы, для журналиста, у которого есть своя роль и своя ниша на радио, нужно постоянно работать с аудиторией через соцсети, через присутствие в онлайн-среде, если хотите, культивировать свою аудиторию, спорить и постоянно быть с ней на связи, в том числе, не только во время программ.
Конечно, тем, кто работает непосредственно в новостном потоке, выпускает новости, нужно овладевать навыками, скажем, видеосъемки. И нужно понимать, как ты присутствуешь в соцсетях.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Думаю, что будет не очень правильно говорить о том, что я слушаю. Я отвечу на этот вопрос так: мне бы хотелось, чтобы в эфире, по крайней мере, в московском эфире точно, было больше разговоров, разговоров с новыми людьми. Чтобы открывались новые имена, в том числе, в плане подхода к жизни, мнений - политических, экономических и так далее. Мне кажется, что Москва, да и вся Россия, - мы еще не до конца выговоренная страна. Мне бы хотелось слышать больше ток-радио.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, будьте самим собой. Все равно, если вы работаете в эфире, рано или поздно, ваш характер, ваше внутреннее наполнение выйдет наружу, и скрыть это будет невозможно.
Во-вторых - помните, что у вас есть аудитория, работайте с ней, в том числе и тогда, когда вы не в эфире. Для этого теперь есть соцсети, это довольно большая трибуна, делайте ее высокой и заметной. Потому что именно это создает, если хотите, и ваш индивидуальный рейтинг, и одновременно помогает работать вашей радиостанции.
И, наконец, номер три. Это довольно неожиданная вещь, может быть, но мне кажется, нужно помнить об этической составляющей нашей профессии. Думаю, что люди в России, аудитория таких серьезных станций, как «Коммерсант» или, например, «Бизнес FМ», становятся все более чувствительными к тому, какое значение вы придаете этическому отношению к сюжету, к слушателям, к гостям в студии. Это не значит, что нужно быть каким-то гладким, бесконфликтным, но помнить об этике необходимо.

Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если говорить о взаимодействии с интернетом на радио, то я считаю, что оно должно быть максимально активным, и в первую очередь, эта активность связана с соцсетями. Без них сейчас выстраивать радиоэфир не то чтобы сложно - их просто невозможно игнорировать. Все эти «фейсбуки» и «вконтакте» дают очень много дополнительной информации, дополнительного контента для радиоэфира. 
Мне кажется, что на радио должны появиться, может быть, не настоящие радиоведущие, а те, кто популярен именно внутри интернета. Блогеры, например, которые имеют гигантское количество подписчиков на YouTube. Этих людей нужно интегрировать в радио. Пусть они не всегда могут четко и внятно говорить, по радио-канонам, но они дадут аудитории «своего» человека, которого слушатели любят и ждут.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Меня интересуют радиостанции приблизительно нашего формата, такие, как «Европа Плюс», Energy. У них многое получается, и в музыкальном плане все хорошо подобрано. Мне интересно, как они все это преподносят, с какой ротацией. 
Понятно, что интересуют определенным образом текущие события в стране и мире, поэтому слушаю «Эхо Москвы» и «Бизнес FМ».

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, банально, нужно очень любить свою профессию. И жить ей. Она ни в коем случае не должна раздражать и приносить только радость и удовольствие. Она должна постоянно обновлять тебя.

Второе - нужно следить за тем, что ты меняешься, и как меняется все вокруг. Нельзя оставаться на месте ни в коем случае. Как в той сказке про Алису - хочешь оставаться на месте - беги. Так и здесь - нужно бежать в два раза быстрее, если хочешь двигаться вперед, в этом определенный залог успеха.

Еще, я думаю, что нужно быть актуальным, интересоваться всем вокруг, постоянно что-то менять внутри эфира - экспериментировать, находить какие-то варианты ведения.

Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Появляется больше возможностей для интерактива. Мы соприкасаемся со своими слушателями и в соцсетях, и на сайте, и в приложении. Люди могут мгновенно реагировать, быть частью эфира. Так что новые технологии работают только в плюс для ток-радиостанций. Для музыкальных - может быть, в минус, потому что музыку слушают в гаджетах и могут сами выбирать в интернете. Но при этом, я знаю радиостанции, которые как раз под это подстраиваются, создают контент для интернета, который потребляется точно так же в гаджетах у слушателей. И бренд, который существует в FM-диапазоне, начинает прекрасно существовать в digital-среде.

Новые квалификации уже появились. Специалисты в SMM всегда нужны и востребованы. Я думаю, что вскоре произойдет специализация внутри этой профессии - будут SMM-менеджеры, которые отвечают за определенную соцсеть, и так далее.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

«Бизнес FМ», Радио «Вера», «Коммерсант», «Эхо Москвы» иногда - Like FM. А так, в принципе, Comedy Radio занимает большую часть времени, потому что, помимо того, чтобы просто слушать, надо еще и работать.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Три правила успешной карьеры на радио? Скажем так - если вы до прошлого года не придумали радиостанцию и не запустили ее, то наверное,  лучше придумайте что-нибудь другое. Сейчас нет смысла идти в FM-диапазон, создавать новые радиостанции.

Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если мы говорить, например, о ведущем программ - мне это проще, исходя из своего личного опыта, - то, во-первых, понимание того, что не существует больше такого понятия, как «радиоэфир». Это мультимедийный эфир, который будет препарирован в самых разных вариантах, возможно, даже включая видеосегменты. То есть, надо понимать, что больше нельзя сидеть в студии небритым, например (смеется).
Мне кажется, что для ведущего программы, для журналиста, у которого есть своя роль и своя ниша на радио, нужно постоянно работать с аудиторией через соцсети, через присутствие в онлайн-среде, если хотите, культивировать свою аудиторию, спорить и постоянно быть с ней на связи, в том числе, не только во время программ.
Конечно, тем, кто работает непосредственно в новостном потоке, выпускает новости, нужно овладевать навыками, скажем, видеосъемки. И нужно понимать, как ты присутствуешь в соцсетях.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Думаю, что будет не очень правильно говорить о том, что я слушаю. Я отвечу на этот вопрос так: мне бы хотелось, чтобы в эфире, по крайней мере, в московском эфире точно, было больше разговоров, разговоров с новыми людьми. Чтобы открывались новые имена, в том числе, в плане подхода к жизни, мнений - политических, экономических и так далее. Мне кажется, что Москва, да и вся Россия, - мы еще не до конца выговоренная страна. Мне бы хотелось слышать больше ток-радио.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, будьте самим собой. Все равно, если вы работаете в эфире, рано или поздно, ваш характер, ваше внутреннее наполнение выйдет наружу, и скрыть это будет невозможно.
Во-вторых - помните, что у вас есть аудитория, работайте с ней, в том числе и тогда, когда вы не в эфире. Для этого теперь есть соцсети, это довольно большая трибуна, делайте ее высокой и заметной. Потому что именно это создает, если хотите, и ваш индивидуальный рейтинг, и одновременно помогает работать вашей радиостанции.
И, наконец, номер три. Это довольно неожиданная вещь, может быть, но мне кажется, нужно помнить об этической составляющей нашей профессии. Думаю, что люди в России, аудитория таких серьезных станций, как «Коммерсант» или, например, «Бизнес FМ», становятся все более чувствительными к тому, какое значение вы придаете этическому отношению к сюжету, к слушателям, к гостям в студии. Это не значит, что нужно быть каким-то гладким, бесконфликтным, но помнить об этике необходимо.

Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если говорить о взаимодействии с интернетом на радио, то я считаю, что оно должно быть максимально активным, и в первую очередь, эта активность связана с соцсетями. Без них сейчас выстраивать радиоэфир не то чтобы сложно - их просто невозможно игнорировать. Все эти «фейсбуки» и «вконтакте» дают очень много дополнительной информации, дополнительного контента для радиоэфира. 
Мне кажется, что на радио должны появиться, может быть, не настоящие радиоведущие, а те, кто популярен именно внутри интернета. Блогеры, например, которые имеют гигантское количество подписчиков на YouTube. Этих людей нужно интегрировать в радио. Пусть они не всегда могут четко и внятно говорить, по радио-канонам, но они дадут аудитории «своего» человека, которого слушатели любят и ждут.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Меня интересуют радиостанции приблизительно нашего формата, такие, как «Европа Плюс», Energy. У них многое получается, и в музыкальном плане все хорошо подобрано. Мне интересно, как они все это преподносят, с какой ротацией. 
Понятно, что интересуют определенным образом текущие события в стране и мире, поэтому слушаю «Эхо Москвы» и «Бизнес FМ».

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, банально, нужно очень любить свою профессию. И жить ей. Она ни в коем случае не должна раздражать и приносить только радость и удовольствие. Она должна постоянно обновлять тебя.

Второе - нужно следить за тем, что ты меняешься, и как меняется все вокруг. Нельзя оставаться на месте ни в коем случае. Как в той сказке про Алису - хочешь оставаться на месте - беги. Так и здесь - нужно бежать в два раза быстрее, если хочешь двигаться вперед, в этом определенный залог успеха.

Еще, я думаю, что нужно быть актуальным, интересоваться всем вокруг, постоянно что-то менять внутри эфира - экспериментировать, находить какие-то варианты ведения.

Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Появляется больше возможностей для интерактива. Мы соприкасаемся со своими слушателями и в соцсетях, и на сайте, и в приложении. Люди могут мгновенно реагировать, быть частью эфира. Так что новые технологии работают только в плюс для ток-радиостанций. Для музыкальных - может быть, в минус, потому что музыку слушают в гаджетах и могут сами выбирать в интернете. Но при этом, я знаю радиостанции, которые как раз под это подстраиваются, создают контент для интернета, который потребляется точно так же в гаджетах у слушателей. И бренд, который существует в FM-диапазоне, начинает прекрасно существовать в digital-среде.

Новые квалификации уже появились. Специалисты в SMM всегда нужны и востребованы. Я думаю, что вскоре произойдет специализация внутри этой профессии - будут SMM-менеджеры, которые отвечают за определенную соцсеть, и так далее.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

«Бизнес FМ», Радио «Вера», «Коммерсант», «Эхо Москвы» иногда - Like FM. А так, в принципе, Comedy Radio занимает большую часть времени, потому что, помимо того, чтобы просто слушать, надо еще и работать.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Три правила успешной карьеры на радио? Скажем так - если вы до прошлого года не придумали радиостанцию и не запустили ее, то наверное,  лучше придумайте что-нибудь другое. Сейчас нет смысла идти в FM-диапазон, создавать новые радиостанции.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Ямало-Ненецкий автономный округ
от 50 000 руб.
Подробнее
21 мая
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 мая
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 мая
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 мая