Назад к списку Экспертное мнение
24 декабря 2015

Как меняется работа на радио с приходом Digital-технологий?

В медиарынок активно входят digital-технологии. Как в новых условиях чувствуют себя радиостанции? Что приходится менять в привычной системе работы? Как трансформируются требования к профессионалам на радио с приходом новых стандартов эфира? И какие станции слушают те, кто делают радио?
Портал Mediajobs.ru задал эти вопросы представителям радиостанций разговорного и развлекательного форматов.

  • Как новые технологии меняют требования к  профессионалам радио? Какие  профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?
  • Какие радиостанции Вы слушаете и почему?
  • Три правила успешной работы и карьеры на радио.
Анатолий Кузичев
генеральный продюсер Радио «Коммерсантъ FM»
Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Анатолий Кузичев
генеральный продюсер Радио «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Мы все понимаем, что новые технологии меняют работу на радио.  Пока, если фиксировать строго и бесстрастно, радикально ничего не изменилось, но очевидно, что мы стоим на пороге изменений, и можно предположить, что потребуется от профессионалов нового технологического медийного уклада. Думаю, будет смысл воспринимать радио не как эфирный продукт, а как некий мультимедийный проект. Готовя материал, ты уже будешь иметь в виду, что он пойдет и в эфир, и в сеть, более того, эфирный компонент постоянно сжимается, а сетевой - расширяется. А значит, как ни странно, для радиоматериала понадобятся какие-то иллюстрации - как бы сейчас экзотично это ни звучало.
Конечно, мы все понимаем, что стоим на пороге перемен. Но практика и история показывают, что к таким переменам до конца подготовиться невозможно.
Кто мог предположить, условно говоря, 10 лет назад, что появится Твиттер - мощнейшая мгновенная новостная лента, которая просто окажется вне конкуренции относительно всех новостных сайтов? Мы не знаем, откуда «бабахнет», из-за какого угла, но, в общем, ждем этого.
Что касается новых квалификаций, мне ничего другого, кроме навыков сетевой верстки, в голову не приходит. Человеку, который готовит материал, будет недостаточно, как в прежнее время, принести напечатанный на машинке листик - мол, вот, я свое дело сделал, плоды моего интеллектуального труда перед вами, а вы уж там дальше сами.
От профессионала нового технологического уклада потребуется уметь быстро и эффектно, четко и красиво разместить свой материал. То есть, он должен будет сверстать его, выложить в сеть и презентовать в эфире.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

В силу профессионального интереса, конечно, я слушаю всех наших конкурентов, иногда с раздражением отмечаю про себя их творческие удачи и с большим уважением отношусь к их поискам и вообще к их работе. А музыкальные - нет, не слушаю. Считаю, что в нашу эпоху развития гаджетов в них нет никакого смысла. Мои музыкальные станции у меня всегда со мной в том объеме и в том наборе, который я сам для себя придумал. Это всегда лучше.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, это работа. Каким бы талантливым, клевым, остроумным ты ни был, не добьешься ничего, если не будешь готовиться, работать - и над собой, и над материалом. 
Честность - это второе. Потому что радио подсвечивает фальшь, это  сильно слышно. 
А третье - это красивый голос. Не в формальном смысле красивый, но такой, который был бы твоим инструментом, которым ты мог бы играть и которым ты мог бы жить.

Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если мы говорить, например, о ведущем программ - мне это проще, исходя из своего личного опыта, - то, во-первых, понимание того, что не существует больше такого понятия, как «радиоэфир». Это мультимедийный эфир, который будет препарирован в самых разных вариантах, возможно, даже включая видеосегменты. То есть, надо понимать, что больше нельзя сидеть в студии небритым, например (смеется).
Мне кажется, что для ведущего программы, для журналиста, у которого есть своя роль и своя ниша на радио, нужно постоянно работать с аудиторией через соцсети, через присутствие в онлайн-среде, если хотите, культивировать свою аудиторию, спорить и постоянно быть с ней на связи, в том числе, не только во время программ.
Конечно, тем, кто работает непосредственно в новостном потоке, выпускает новости, нужно овладевать навыками, скажем, видеосъемки. И нужно понимать, как ты присутствуешь в соцсетях.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Думаю, что будет не очень правильно говорить о том, что я слушаю. Я отвечу на этот вопрос так: мне бы хотелось, чтобы в эфире, по крайней мере, в московском эфире точно, было больше разговоров, разговоров с новыми людьми. Чтобы открывались новые имена, в том числе, в плане подхода к жизни, мнений - политических, экономических и так далее. Мне кажется, что Москва, да и вся Россия, - мы еще не до конца выговоренная страна. Мне бы хотелось слышать больше ток-радио.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, будьте самим собой. Все равно, если вы работаете в эфире, рано или поздно, ваш характер, ваше внутреннее наполнение выйдет наружу, и скрыть это будет невозможно.
Во-вторых - помните, что у вас есть аудитория, работайте с ней, в том числе и тогда, когда вы не в эфире. Для этого теперь есть соцсети, это довольно большая трибуна, делайте ее высокой и заметной. Потому что именно это создает, если хотите, и ваш индивидуальный рейтинг, и одновременно помогает работать вашей радиостанции.
И, наконец, номер три. Это довольно неожиданная вещь, может быть, но мне кажется, нужно помнить об этической составляющей нашей профессии. Думаю, что люди в России, аудитория таких серьезных станций, как «Коммерсант» или, например, «Бизнес FМ», становятся все более чувствительными к тому, какое значение вы придаете этическому отношению к сюжету, к слушателям, к гостям в студии. Это не значит, что нужно быть каким-то гладким, бесконфликтным, но помнить об этике необходимо.

Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если говорить о взаимодействии с интернетом на радио, то я считаю, что оно должно быть максимально активным, и в первую очередь, эта активность связана с соцсетями. Без них сейчас выстраивать радиоэфир не то чтобы сложно - их просто невозможно игнорировать. Все эти «фейсбуки» и «вконтакте» дают очень много дополнительной информации, дополнительного контента для радиоэфира. 
Мне кажется, что на радио должны появиться, может быть, не настоящие радиоведущие, а те, кто популярен именно внутри интернета. Блогеры, например, которые имеют гигантское количество подписчиков на YouTube. Этих людей нужно интегрировать в радио. Пусть они не всегда могут четко и внятно говорить, по радио-канонам, но они дадут аудитории «своего» человека, которого слушатели любят и ждут.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Меня интересуют радиостанции приблизительно нашего формата, такие, как «Европа Плюс», Energy. У них многое получается, и в музыкальном плане все хорошо подобрано. Мне интересно, как они все это преподносят, с какой ротацией. 
Понятно, что интересуют определенным образом текущие события в стране и мире, поэтому слушаю «Эхо Москвы» и «Бизнес FМ».

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, банально, нужно очень любить свою профессию. И жить ей. Она ни в коем случае не должна раздражать и приносить только радость и удовольствие. Она должна постоянно обновлять тебя.

Второе - нужно следить за тем, что ты меняешься, и как меняется все вокруг. Нельзя оставаться на месте ни в коем случае. Как в той сказке про Алису - хочешь оставаться на месте - беги. Так и здесь - нужно бежать в два раза быстрее, если хочешь двигаться вперед, в этом определенный залог успеха.

Еще, я думаю, что нужно быть актуальным, интересоваться всем вокруг, постоянно что-то менять внутри эфира - экспериментировать, находить какие-то варианты ведения.

Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Появляется больше возможностей для интерактива. Мы соприкасаемся со своими слушателями и в соцсетях, и на сайте, и в приложении. Люди могут мгновенно реагировать, быть частью эфира. Так что новые технологии работают только в плюс для ток-радиостанций. Для музыкальных - может быть, в минус, потому что музыку слушают в гаджетах и могут сами выбирать в интернете. Но при этом, я знаю радиостанции, которые как раз под это подстраиваются, создают контент для интернета, который потребляется точно так же в гаджетах у слушателей. И бренд, который существует в FM-диапазоне, начинает прекрасно существовать в digital-среде.

Новые квалификации уже появились. Специалисты в SMM всегда нужны и востребованы. Я думаю, что вскоре произойдет специализация внутри этой профессии - будут SMM-менеджеры, которые отвечают за определенную соцсеть, и так далее.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

«Бизнес FМ», Радио «Вера», «Коммерсант», «Эхо Москвы» иногда - Like FM. А так, в принципе, Comedy Radio занимает большую часть времени, потому что, помимо того, чтобы просто слушать, надо еще и работать.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Три правила успешной карьеры на радио? Скажем так - если вы до прошлого года не придумали радиостанцию и не запустили ее, то наверное,  лучше придумайте что-нибудь другое. Сейчас нет смысла идти в FM-диапазон, создавать новые радиостанции.

Константин Эггерт
журналист, публицист, обозреватель и ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM»
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если мы говорить, например, о ведущем программ - мне это проще, исходя из своего личного опыта, - то, во-первых, понимание того, что не существует больше такого понятия, как «радиоэфир». Это мультимедийный эфир, который будет препарирован в самых разных вариантах, возможно, даже включая видеосегменты. То есть, надо понимать, что больше нельзя сидеть в студии небритым, например (смеется).
Мне кажется, что для ведущего программы, для журналиста, у которого есть своя роль и своя ниша на радио, нужно постоянно работать с аудиторией через соцсети, через присутствие в онлайн-среде, если хотите, культивировать свою аудиторию, спорить и постоянно быть с ней на связи, в том числе, не только во время программ.
Конечно, тем, кто работает непосредственно в новостном потоке, выпускает новости, нужно овладевать навыками, скажем, видеосъемки. И нужно понимать, как ты присутствуешь в соцсетях.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Думаю, что будет не очень правильно говорить о том, что я слушаю. Я отвечу на этот вопрос так: мне бы хотелось, чтобы в эфире, по крайней мере, в московском эфире точно, было больше разговоров, разговоров с новыми людьми. Чтобы открывались новые имена, в том числе, в плане подхода к жизни, мнений - политических, экономических и так далее. Мне кажется, что Москва, да и вся Россия, - мы еще не до конца выговоренная страна. Мне бы хотелось слышать больше ток-радио.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, будьте самим собой. Все равно, если вы работаете в эфире, рано или поздно, ваш характер, ваше внутреннее наполнение выйдет наружу, и скрыть это будет невозможно.
Во-вторых - помните, что у вас есть аудитория, работайте с ней, в том числе и тогда, когда вы не в эфире. Для этого теперь есть соцсети, это довольно большая трибуна, делайте ее высокой и заметной. Потому что именно это создает, если хотите, и ваш индивидуальный рейтинг, и одновременно помогает работать вашей радиостанции.
И, наконец, номер три. Это довольно неожиданная вещь, может быть, но мне кажется, нужно помнить об этической составляющей нашей профессии. Думаю, что люди в России, аудитория таких серьезных станций, как «Коммерсант» или, например, «Бизнес FМ», становятся все более чувствительными к тому, какое значение вы придаете этическому отношению к сюжету, к слушателям, к гостям в студии. Это не значит, что нужно быть каким-то гладким, бесконфликтным, но помнить об этике необходимо.

Александр Гриценко
программный директор Comedy Радио
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Если говорить о взаимодействии с интернетом на радио, то я считаю, что оно должно быть максимально активным, и в первую очередь, эта активность связана с соцсетями. Без них сейчас выстраивать радиоэфир не то чтобы сложно - их просто невозможно игнорировать. Все эти «фейсбуки» и «вконтакте» дают очень много дополнительной информации, дополнительного контента для радиоэфира. 
Мне кажется, что на радио должны появиться, может быть, не настоящие радиоведущие, а те, кто популярен именно внутри интернета. Блогеры, например, которые имеют гигантское количество подписчиков на YouTube. Этих людей нужно интегрировать в радио. Пусть они не всегда могут четко и внятно говорить, по радио-канонам, но они дадут аудитории «своего» человека, которого слушатели любят и ждут.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

Меня интересуют радиостанции приблизительно нашего формата, такие, как «Европа Плюс», Energy. У них многое получается, и в музыкальном плане все хорошо подобрано. Мне интересно, как они все это преподносят, с какой ротацией. 
Понятно, что интересуют определенным образом текущие события в стране и мире, поэтому слушаю «Эхо Москвы» и «Бизнес FМ».

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Во-первых, банально, нужно очень любить свою профессию. И жить ей. Она ни в коем случае не должна раздражать и приносить только радость и удовольствие. Она должна постоянно обновлять тебя.

Второе - нужно следить за тем, что ты меняешься, и как меняется все вокруг. Нельзя оставаться на месте ни в коем случае. Как в той сказке про Алису - хочешь оставаться на месте - беги. Так и здесь - нужно бежать в два раза быстрее, если хочешь двигаться вперед, в этом определенный залог успеха.

Еще, я думаю, что нужно быть актуальным, интересоваться всем вокруг, постоянно что-то менять внутри эфира - экспериментировать, находить какие-то варианты ведения.

Гавриил Гордеев
генеральный продюсер Comedy Radio
Как новые технологии меняют требования к профессионалам радио? Какие профессионалы, новые квалификации будут нужны в ближайшие 3 года?

Появляется больше возможностей для интерактива. Мы соприкасаемся со своими слушателями и в соцсетях, и на сайте, и в приложении. Люди могут мгновенно реагировать, быть частью эфира. Так что новые технологии работают только в плюс для ток-радиостанций. Для музыкальных - может быть, в минус, потому что музыку слушают в гаджетах и могут сами выбирать в интернете. Но при этом, я знаю радиостанции, которые как раз под это подстраиваются, создают контент для интернета, который потребляется точно так же в гаджетах у слушателей. И бренд, который существует в FM-диапазоне, начинает прекрасно существовать в digital-среде.

Новые квалификации уже появились. Специалисты в SMM всегда нужны и востребованы. Я думаю, что вскоре произойдет специализация внутри этой профессии - будут SMM-менеджеры, которые отвечают за определенную соцсеть, и так далее.

Какие радиостанции Вы слушаете и почему?

«Бизнес FМ», Радио «Вера», «Коммерсант», «Эхо Москвы» иногда - Like FM. А так, в принципе, Comedy Radio занимает большую часть времени, потому что, помимо того, чтобы просто слушать, надо еще и работать.

Назовите три правила успешной работы и карьеры на радио.

Три правила успешной карьеры на радио? Скажем так - если вы до прошлого года не придумали радиостанцию и не запустили ее, то наверное,  лучше придумайте что-нибудь другое. Сейчас нет смысла идти в FM-диапазон, создавать новые радиостанции.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Ямало-Ненецкий автономный округ
от 60 000 руб.
Подробнее
04 декабря
Подробнее
Симферополь
от 20 000 до 25 000 руб.
Подробнее
16 ноября