Назад к списку Экспертное мнение
31 мая

Как продакшен-студии подбирают композиторов мультфильмов и кино

Как часто профессиональные студии открывают вакансию «композитор», используют ли они готовые музыкальные библиотеки и как относятся к сотрудничеству на «удаленке»?

  • Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?
  • Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?
  • Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?
Антон Верещагин
художественный руководитель студии OPEN Alliance Media, режиссер-постановщик и продакшн супервайзер
Анна Платэ
менеджер по персоналу анимационной студии «Паровоз»
Николай Скачков
куратор курса «Композитор в кино» Московской школы кино
Антон Верещагин
художественный руководитель студии OPEN Alliance Media, режиссер-постановщик и продакшн супервайзер
Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Я подхожу к музыке максимально серьезно. Ни о каких готовых библиотеках, конечно, и речи быть не может. Еще в университете кино и телевидения мой мастер учил меня, что в анимации музыка — это шестьдесят процентов успеха. И я неоднократно убеждался в этом. Часто музыка разрабатывается параллельно с анимацией, еще больше и глубже раскрывая характеры персонажей и действия внутри сцены.

В «Джингликах» — полностью оригинальная музыка, написанная талантливейшими композиторами, получавшими образование не только в России, но и за рубежом (первые две серии писал Володя Подгорецкий, с третьей серии музыку нам пишет Джеймс Максвелл Норвуд). Мы прорабатываем музыкальные темы для каждого персонажа, музыкальные темы для локаций, для времени суток и времени года. Музыка внутри серии течет практически непрерывно. Хотя тишина — тоже музыка.

Я допускаю использование готовых композиций в клиповых сценах. Мы, например, использовали готовую композицию в нашей новогодней серии. Это песня «Мир» (исп. К.Бутусова, муз./слова И.Ангазорова, аранжировка О.Воляндо), она была написана для ледового шоу «Джинглики» и отлично легла на счастливый финал серии и переход на титры.

Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?

Талантливых композиторов единицы. Индустрия узкая. Поэтому я просто встречался с рядом топовых композиторов, чье творчество находил максимально интересным и общался-общался-общался. Для меня важно, чтобы человек был со мной на одной волне и понимал меня без слов. Мне посчастливилось отыскать именно таких людей, ведь без этого контакта продуктивная совместная работа невозможна.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Над «Джингликами» работают десятки удаленных сотрудников разных специальностей из разных стран. Удаленная работа — это реальность, от которой никуда не деться, нравится это или нет. Иначе, в условиях дефицита кадров, не справиться с поставленными задачами. Я всегда предпочту талантливого, качественного удаленного сотрудника посредственному штатному. Благо современные технологии позволяют эффективно организовать «удаленку» без ущерба для производства.

Анна Платэ
менеджер по персоналу анимационной студии «Паровоз»
Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Работаем мы только с композиторами. Музыкальные библиотеки не используем. Об остальных студиях судить не берусь, но насколько мне известно, для анимации чаще пишут оригинальную музыку (в отличии от российских киносериалов, где могут использовать музыку из купленных библиотек).

Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?

Чаще всего мы сотрудничаем с уже знакомыми композиторами. Если нужно привлечь нового человека, скажем, для нового проекта, а наши композиторы заняты, то мы следуем рекомендациям, либо рассматриваем пришедшие к нам на почту запросы. Режиссер или креативный директор дают задание новому композитору, исходя из результатов принимается решение, подходит ли музыка или нет. Так что конкурса как такового нет, вакансии мы также нигде не размещаем.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Не берусь утверждать, как в других студиях обстоят дела. На «Паровозе» удаленная работа с композиторами — обычная практика. Композиторы и звукорежиссеры, правда, местные — звукорежиссеры работают непосредственно в студии (всего их на данный момент двое), а композиторы, как я уже упоминала, — на удаленной основе.

Николай Скачков
куратор курса «Композитор в кино» Московской школы кино
Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Подбор музыкального оформления проекта сегодня происходит по-разному. Положа руку на сердце, честно скажу, что в основном это зависит от бюджета. Всё индивидуально. Сегодня в России тенденция меняется к лучшему, и довольно часто нанимают композиторов. Продюсеры и режиссеры понимают ценность музыки и ее огромное влияние на качество продукции. Меня эта тенденция очень радует.

Конечно, не обходится и без использования библиотек. В основном это зарубежные продакшены, потому что, во-первых, у зарубежных библиотек огромный выбор музыки. Во-вторых, так как механизмы реализации музыки хорошо отлажены, а цены и виды лицензий прозрачны и понятны, к ним тянется огромное количество талантливых композиторов со всего мира, в том числе из России. Соответственно, есть из чего выбирать и формировать качество.

В России ситуация немного иная. Есть небольшое количество библиотек, которые делают первые шаги в этом непростом бизнесе. Здесь нужно понимать одну важную вещь: библиотеки сильно занижают цену за трек (альбом, годовую лицензию). Поэтому к ним тянется совсем другой контингент — начинающие композиторы, которые хотят хоть как-то войти в этот мир. Следовательно — страдает качество. Мне кажется, это неправильно. За музыку надо платить. Продюсеры должны это понимать. Когда музыка качественная (здесь можно написать целую докторскую диссертацию на тему «что такое качественная музыка»), то проект от этого только выиграет. Если говорить конкретно, то, например, пока практически невозможно сделать на компьютере прекрасно звучащий оркестр. Потому что когда играют живые люди, на выходе получается совсем другая энергия.

Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?

Здесь ситуация совсем простая, на мой взгляд. И все о ней знают. В основном это происходит «по знакомству». Именно поэтому в этот мир так сложно попасть.

Первый совет начинающим композиторам — общайтесь с людьми. Делайте много разной музыки, учитесь, развивайтесь. Вообще у меня давно зреет идея изменить эту ситуацию. Сделать это достаточно сложно (кто-то скажет невозможно), так как работать «по знакомым» — это особенность русского менталитета. И тем не менее. Мне кажется, нужно создать такое место, это может быть просто сообщество, где под одним названием, или может быть под руководством одного человека, будут собраны лучшие профессионалы в той иной области музыки. Я имею в виду жанры. Так как профессия кинокомпозитора подразумевает просто неохватный объем знаний, мне кажется, было бы рационально объединить людей, которые могут делать ту или иную работу.

Например, нужно написать музыку с использованием этнических инструментов. Но для того, чтобы это сделать, нужно сначала их изучить. Как правило, времени на это совершенно нет. А есть прекрасные талантливые ребята, которые в этом разбираются. Было бы рационально отдать эту часть работы им. В общем, я за единство в том или ином виде.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Безусловно, важный плюс в удаленной работе — это сокращение времени производства. Ведь создание музыки в кино — это предпоследний этап формирования любого аудиовизуального произведения (последний — сведение). Как правило, времени не остается уже совсем. Одному человеку существовать в непрерывном режиме горящих сроков тяжело.

Но мне кажется, что удаленное сотрудничество — это хорошо только тогда, когда речь идет о технической, а не творческой работе. Все-таки на любом проекте должен быть человек, который общается и с режиссером, и с продюсером. Это самое важное. Только так можно понять, что именно требуется.

Анна Платэ
менеджер по персоналу анимационной студии «Паровоз»
Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Работаем мы только с композиторами. Музыкальные библиотеки не используем. Об остальных студиях судить не берусь, но насколько мне известно, для анимации чаще пишут оригинальную музыку (в отличии от российских киносериалов, где могут использовать музыку из купленных библиотек).

Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?

Чаще всего мы сотрудничаем с уже знакомыми композиторами. Если нужно привлечь нового человека, скажем, для нового проекта, а наши композиторы заняты, то мы следуем рекомендациям, либо рассматриваем пришедшие к нам на почту запросы. Режиссер или креативный директор дают задание новому композитору, исходя из результатов принимается решение, подходит ли музыка или нет. Так что конкурса как такового нет, вакансии мы также нигде не размещаем.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Не берусь утверждать, как в других студиях обстоят дела. На «Паровозе» удаленная работа с композиторами — обычная практика. Композиторы и звукорежиссеры, правда, местные — звукорежиссеры работают непосредственно в студии (всего их на данный момент двое), а композиторы, как я уже упоминала, — на удаленной основе.

Николай Скачков
куратор курса «Композитор в кино» Московской школы кино
Используют ли студии бесплатные музыкальные библиотеки для своих проектов или нанимают композиторов и пишут оригинальную музыку?

Подбор музыкального оформления проекта сегодня происходит по-разному. Положа руку на сердце, честно скажу, что в основном это зависит от бюджета. Всё индивидуально. Сегодня в России тенденция меняется к лучшему, и довольно часто нанимают композиторов. Продюсеры и режиссеры понимают ценность музыки и ее огромное влияние на качество продукции. Меня эта тенденция очень радует.

Конечно, не обходится и без использования библиотек. В основном это зарубежные продакшены, потому что, во-первых, у зарубежных библиотек огромный выбор музыки. Во-вторых, так как механизмы реализации музыки хорошо отлажены, а цены и виды лицензий прозрачны и понятны, к ним тянется огромное количество талантливых композиторов со всего мира, в том числе из России. Соответственно, есть из чего выбирать и формировать качество.

В России ситуация немного иная. Есть небольшое количество библиотек, которые делают первые шаги в этом непростом бизнесе. Здесь нужно понимать одну важную вещь: библиотеки сильно занижают цену за трек (альбом, годовую лицензию). Поэтому к ним тянется совсем другой контингент — начинающие композиторы, которые хотят хоть как-то войти в этот мир. Следовательно — страдает качество. Мне кажется, это неправильно. За музыку надо платить. Продюсеры должны это понимать. Когда музыка качественная (здесь можно написать целую докторскую диссертацию на тему «что такое качественная музыка»), то проект от этого только выиграет. Если говорить конкретно, то, например, пока практически невозможно сделать на компьютере прекрасно звучащий оркестр. Потому что когда играют живые люди, на выходе получается совсем другая энергия.

Как осуществляется подбор композитора мультфильмов? На каких площадках или ресурсах размещают вакансии, конкурсы студии?

Здесь ситуация совсем простая, на мой взгляд. И все о ней знают. В основном это происходит «по знакомству». Именно поэтому в этот мир так сложно попасть.

Первый совет начинающим композиторам — общайтесь с людьми. Делайте много разной музыки, учитесь, развивайтесь. Вообще у меня давно зреет идея изменить эту ситуацию. Сделать это достаточно сложно (кто-то скажет невозможно), так как работать «по знакомым» — это особенность русского менталитета. И тем не менее. Мне кажется, нужно создать такое место, это может быть просто сообщество, где под одним названием, или может быть под руководством одного человека, будут собраны лучшие профессионалы в той иной области музыки. Я имею в виду жанры. Так как профессия кинокомпозитора подразумевает просто неохватный объем знаний, мне кажется, было бы рационально объединить людей, которые могут делать ту или иную работу.

Например, нужно написать музыку с использованием этнических инструментов. Но для того, чтобы это сделать, нужно сначала их изучить. Как правило, времени на это совершенно нет. А есть прекрасные талантливые ребята, которые в этом разбираются. Было бы рационально отдать эту часть работы им. В общем, я за единство в том или ином виде.

Над музыкой для мультфильма сейчас удаленно могут работать люди из 10 городов. Как к такому сотрудничеству относятся столичные студии?

Безусловно, важный плюс в удаленной работе — это сокращение времени производства. Ведь создание музыки в кино — это предпоследний этап формирования любого аудиовизуального произведения (последний — сведение). Как правило, времени не остается уже совсем. Одному человеку существовать в непрерывном режиме горящих сроков тяжело.

Но мне кажется, что удаленное сотрудничество — это хорошо только тогда, когда речь идет о технической, а не творческой работе. Все-таки на любом проекте должен быть человек, который общается и с режиссером, и с продюсером. Это самое важное. Только так можно понять, что именно требуется.

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Московская область - Север
от 40 000 до 50 000 руб.
Подробнее
23 июня
Подробнее
по договоренности
Подробнее
16 июня