Назад к списку Экспертное мнение
27 января

Перспективные профессии: игровой сценарист

На Западе их называют игровыми писателями (video game writers), в России чаще используют термин «игровой сценарист». Пока что на десятки и даже сотни вакансий гейм-райтеров где-нибудь в США приходятся единицы открытых позиций для игровых сценаристов в России. Тем не менее потребность российского геймдева в сценаристах постепенно растёт. Пионеры и специалисты отечественной гейм-сценаристики рассказали Mediajobs.ru, есть ли в этой пока еще нишевой профессии места для новичков и что нужно сделать, чтобы в нее попасть. 

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?  

 

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

 

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

СЕРГЕЙ ЧЕКМАЕВ
ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ, СЦЕНАРИСТ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕДАКТОР
АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ
ВЕДУЩИЙ СЦЕНАРИСТ LAZY BEAR GAMES
МАРИЯ КОЧАКОВА
ИГРОВОЙ СЦЕНАРИСТ, НАРРАТИВНЫЙ ДИЗАЙНЕР, ИНДИ-РАЗРАБОТЧИК. ОСНОВАТЕЛЬ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ «НАРРАТОРИКА»
ЛИНА БЕЛОВА
СЦЕНАРИСТ В GAMINGSENSE
СЕРГЕЙ ЧЕКМАЕВ

ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ, СЦЕНАРИСТ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕДАКТОР

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Давайте начнем с того, что игровых сценаристов не существует. По крайней мере – на российской игровой сцене. Специфика отечественного игростроя (геймдева) такова, что написанием одних только сценариев текстовая работа в играх не исчерпывается. Автору приходится быть и копирайтером, и литературным обработчиком, и редактором. А иногда даже и переводчиком, культурологом, социологом, если, например, занимаешься работой над локализацией для нашего рынка иностранных игр. Или наоборот – пишешь для проекта, изначально ориентированного только на западного пользователя с иным культурным багажом. Поэтому я предпочитаю называть нашу профессию так: «игровой писатель». 

Понимание термина «сценарист» пришло из киноиндустрии и с театральных подмостков, но даже самое поверхностное сравнение показывает, что сценарии для игр серьезно отличаются. Хотя бы даже в том, что они интерактивны и основные события, поведение персонажа очень сильно зависят от действий игрока. То есть в сценарии приходится использовать довольно сложную ветвящуюся структуру в отличие от линейного повествования в большинстве киножанров (кроме совсем уж экспериментальных). Но в кино сценаристу не приходится создавать сам мир, где все происходит (на проф. жаргоне – сеттинг), биографию персонажей, описание любых предметов на экране. В играх это совершенно обычная и иногда даже рутинная часть работы. 

Дисциплина, которую я преподаю в Высшей школе экономики, называется «Работа со сценарием в играх», потому что там готовят не только сценаристов, но и, например, учат будущих руководителей студий понимать специфику игр.

Текстовая работа в играх нужна была и 10 лет назад, пусть не в таком масштабе. Ситуация изменилась с лавинообразным ростом рынка, появлением мобильной сферы, сред разработки, которые уже не требуют сложных программерских навыков, и еще по нескольким специфическим причинам. Важно одно: на порядки выросло число потенциальных игроков – сейчас играют пенсионеры, младенцы и даже домашние животные, а значит, растет число проектов, студий и крупных издателей. И всем им, чтобы отличаться друг от друга среди тысяч одинаковых поделок, нужны интересный мир, живые, а не картонные персонажи, хитроумный сюжет, яркая кульминация и… вовлечение игрока. Для чего требуются авторы, которые не только умеют работать со сценарием, придумывать интересные истории, живые диалоги и ярких персонажей, но и понимать специфику индустрии. Игровой писатель должен уметь выражать мысль максимально емко, работать в команде и принимать критику, прекрасно управлять событийным битом – формат подачи таков, что отсутствие сюжета и конфликта не скрыть за цветастым слогом и описанием действий ради действий.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

Я профессиональный писатель, издаюсь с 2004 года, и активнее всего работаю в жанрах фантастики и мистики. За несколько лет успел издать с полдюжины книг и огромное число рассказов, но с играми активно не сотрудничал. 

Впервые меня пригласили работать в геймдев в начале 2008 года: разработчики одной из популярнейших на тот момент браузерных MMORPG TimeZero озаботились литературной глубиной своей игровой вселенной. К тому моменту проект уже существовал около трех лет, геймдизайнеры написали немалый массив текстов, и нужно было привести все к единому стандарту, собрать в стройную систему. Фактически – разработать сеттинг уже существующего игрового мира. Мы сотрудничали полтора года, и за это время пришлось изрядно потрудиться: биографии почти всех неигровых персонажей, описания предметов, внутренние документы, новые события… в общем, масса всего. Вплоть до масштабной новеллизации, то есть – фантастического романа по игре. Потом, кстати, я еще не раз делал литературные отражения игровых вселенных, в том числе по таким известным, как S.T.A.L.K.E.R., World of Tanks, Lava Online, WELL online, The Uncertain и т.д.

На сегодня у меня в портфолио 94 игры, что, в общем, наглядно показывает, насколько востребованы сейчас в индустрии литераторы с хорошим творческим багажом. Разумеется, не для каждого проекта нужно было писать полномасштабный сценарий или даже книгу, зато бесконечное разнообразие задач не дает скучать ни одной секунды.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Нужно понимать, что игровая индустрия пока очень молода, ей всего-то чуть больше трех десятков лет. И все еще крайне мало проверенных гениальных решений, стройных отработанных теорий и созданных на их основе масштабных учебных курсов. К тому же геймдев еще и очень динамично развивается, появляются новые жанры и платформы, новые типы игр, как, например, VR и AR. 

Конечно, существуют вузы, в том числе и у нас, где готовят специалистов нужного профиля. Например, в Московском государственном лингвистическом университете коллеги готовят не просто цикл лекций, а целую кафедру, где будут учить сценарному мастерству в играх. Есть курс «Менеджмент игровых проектов» в ВШЭ, школа писательского мастерства Creative Writing School, курсы различных ступеней в «Лиге кино», мастерской Нарраторика и так далее. Мне довелось преподавать и в ВШЭ, и в «Лиге кино», а сейчас мои ученики уже сами пишут первые игры. Дошло даже до рекурсии – когда свежевыпущенные ученики работают в проектах учеников прошлых курсов.

И, конечно, самое лучшее обучение – это практика. Работа в игровых студиях над активными проектами, которые в ближайшее время собираются выпустить в релиз. Знания о том, что происходит в индустрии «здесь и сейчас», отслеживание аналитики и прогнозов очень сильно повышает уровень мастерства. Впрочем, без этого в любой профессии никуда.

АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ

ВЕДУЩИЙ СЦЕНАРИСТ LAZY BEAR GAMES

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Я бы сказал, что не только десять лет назад обходились без сценаристов (а также двадцать и тридцать лет), но и сейчас многие успешно обходятся. Играм далеко не всегда нужен сценарист. Соответственно, потребность в сценаристах всегда будет ощутимо ниже, чем в геймдизайнерах, программистах и художниках. И в ближайшие годы вряд ли что-то поменяется.

Кроме того, ситуация в нашей профессии напрямую связана с текущей ситуацией в российском геймдеве. Большинство вакансий сценаристов закономерно размещаются от лица компаний, производящих мобильные игры. Поэтому и потребность небольшая, и даже имеющиеся вакансии как правило не слишком интересны в силу целевой аудитории. Идя в сценаристы, ты обычно рассчитываешь писать диалоги для русского GTA или побочные квесты для русского Ведьмака, а на практике ты часто вынужден делать технические описания или мелодраматические сценки для казуальных игроков. 

Знаю сценаристов, которые искренне любят казуальную аудиторию. Я же, выполнив кучу подобных тестовых заданий, однозначно понял: не моё. 

С другой стороны, как ни парадоксально, чувствуется и дефицит профессиональных игровых сценаристов. Вообще, это профессия, построенная на постоянном активном самообразовании и практике, получить эту специальность в вузе невозможно. Из-за этого достигается своеобразный грустный баланс: потребность в сценаристах небольшая, но и хороших сценаристов мало.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

Желание стать игровым сценаристом у меня возникло почти 16 лет назад, но сознательный путь в геймдев я начал только в 2015 году, когда напросился сценаристом в компанию Questoria, где до этого два года работал ведущим. В рамках Questoria четыре года работал над коммерческими ролевыми играми живого действия: активно редактировал уже имеющиеся игры и в парах с другими сценаристами сделал шесть новых.  

В середине третьего года, набрав некоторый опыт и создав какое-никакое портфолио, я стал активно откликаться на вакансии сценариста видеоигр. Три месяца безуспешно выполнял тестовые, а потом наткнулся на совсем свежую вакансию от tltGames. Выслал резюме, сделал довольно любопытное тестовое, прошёл собеседование - и на полтора года стал удалённым сотрудником этой компании, сооружал сюжет для мобильной RPG-survival Day R. 

Когда работа над сюжетом Day R завершилась, снова пришлось искать работу. На этот раз получилось быстрее, так как резюме и портфолио выглядели уже серьёзнее. Вёл переговоры с двумя-тремя компаниями, предлагавшими делать сценарии для той самой казуальной аудитории. Большого желания не было, рассматривал их скорее как запасной вариант. К счастью, уже в конце месяца появилась вакансия от Lazy Bear Games. Отложив все дела, четыре дня занимался только их тестовым. С тех пор с ними и работаю.  

Из самых важных факторов, которые мне сильно помогали, могу выделить: постоянное самообразование в сфере сценаристики (не только игровой), удача, игровой опыт, знание английского, образование театрального режиссёра. Первое высшее – техническое – помогает уже в процессе работы, структурирует и дисциплинирует.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Наверное, лучше всего сразу выработать для себя некую стратегию. Самое главное: уже дважды упомянутое мной постоянное самообразование должно стать привычкой. Сценарные курсы, даже специализированные, этого не заменят никак. Хотя в целом они полезны. Желательно также, чтобы базовое высшее образование было как-то связано со сторителлингом. 

Теория и практика должны быть сбалансированы. Всё надо проверять на себе. Пишите сценарные материалы к любимым играм или сами создавайте игры на простых движках. Будет что добавить в портфолио и показать потенциальному работодателю. Участвуйте в джемах, берите сценарные заказы на биржах фриланса, присоединяйтесь к инди-энтузиастам, не отклоняйте предложения из мобильного геймдева. Деньги и интересная работа будут позже, сперва надо наработать опыт и навыки.

Есть обходные пути: можно перейти в сценаристику игр из киносценаристики, из сценаристики некомпьютерных игр, а также из геймдизайна, из арта, из QA. Если вы уже в геймдеве, вам будет гораздо проще.  

Наконец, запаситесь терпением. Есть ещё сильный фактор удачи. Не ленитесь выполнять все тестовые (ну, почти все). Займитесь нетворкингом – может сильно помочь. Подучите английский – это даст вам ощутимое конкурентное преимущество. И тогда к появлению вакансии своей мечты вы будете во всеоружии!

МАРИЯ КОЧАКОВА

ИГРОВОЙ СЦЕНАРИСТ, НАРРАТИВНЫЙ ДИЗАЙНЕР, ИНДИ-РАЗРАБОТЧИК. ОСНОВАТЕЛЬ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ «НАРРАТОРИКА»

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Да нет, они со сценаристами работали или сами ими были, игры со сценариями существуют столько же, сколько и остальные игры, начиная с текстовых квестов.

Последние несколько лет потребность растет, но не очень быстро. Дефицит есть всегда – на каждую вакансию присылают сотни откликов, но качество очень низкое.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

Закончила филфак, писала прозу. Работала корректором в том числе. Написала в ответ на вакансию, сделала тестовое задание, прошла собеседование, и меня взяли. В портфолио были мои рассказы и описания для настольных ролевых игр.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Лучше всего самим сделать какую-нибудь игру. Сейчас много доступных движков, и в некоторых не надо уметь программировать. Например, Twine, Ink, Ren'Py. Это будет лучшим портфолио.

Учиться можно на курсах по геймдизайну, нарративному дизайну и игровой сценаристике. Благо они уже есть, и есть разные. Есть мои курсы, но я, само собой, не буду их пиарить. Пусть люди сами решают.

ЛИНА БЕЛОВА

СЦЕНАРИСТ В GAMINGSENSE

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Сейчас эта профессия у нас становится всё более востребована. Смотря где. Для создания игр на ПК уже первым делом ищут сценаристов, писателей. В мобильные игры это только приходит, тут зачастую другие приоритеты. Мне лично сложно прогнозировать. Надеюсь, что потребность будет расти.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

У меня ничего не было, даже портфолио. Был только интернет. Меня долго никуда не брали, это нормально. Я старалась креативно о себе заявить. Например, есть у меня только одно письмо, которое я должна отправить работодателю на почту. Как зацепить его внимание? И тут же показать, что я что-то умею? Вот эти вопросы я решала. Я писала сообщения в группы, чаты, почты. Использовала все, что было доступно. Соцсети сработали активнее, и через какое-то время через фейсбук и телеграм меня начали находить работодатели.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Можно читать все новинки по сценаристике, можно проходить курсы. Но это не поможет, если не смотреть, не читать и не играть. Нужен хороший багаж референсов как ресурс. А книги и курсы помогут с ним правильно работать. Начать с наполнения себя :)

АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ

ВЕДУЩИЙ СЦЕНАРИСТ LAZY BEAR GAMES

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Я бы сказал, что не только десять лет назад обходились без сценаристов (а также двадцать и тридцать лет), но и сейчас многие успешно обходятся. Играм далеко не всегда нужен сценарист. Соответственно, потребность в сценаристах всегда будет ощутимо ниже, чем в геймдизайнерах, программистах и художниках. И в ближайшие годы вряд ли что-то поменяется.

Кроме того, ситуация в нашей профессии напрямую связана с текущей ситуацией в российском геймдеве. Большинство вакансий сценаристов закономерно размещаются от лица компаний, производящих мобильные игры. Поэтому и потребность небольшая, и даже имеющиеся вакансии как правило не слишком интересны в силу целевой аудитории. Идя в сценаристы, ты обычно рассчитываешь писать диалоги для русского GTA или побочные квесты для русского Ведьмака, а на практике ты часто вынужден делать технические описания или мелодраматические сценки для казуальных игроков. 

Знаю сценаристов, которые искренне любят казуальную аудиторию. Я же, выполнив кучу подобных тестовых заданий, однозначно понял: не моё. 

С другой стороны, как ни парадоксально, чувствуется и дефицит профессиональных игровых сценаристов. Вообще, это профессия, построенная на постоянном активном самообразовании и практике, получить эту специальность в вузе невозможно. Из-за этого достигается своеобразный грустный баланс: потребность в сценаристах небольшая, но и хороших сценаристов мало.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

Желание стать игровым сценаристом у меня возникло почти 16 лет назад, но сознательный путь в геймдев я начал только в 2015 году, когда напросился сценаристом в компанию Questoria, где до этого два года работал ведущим. В рамках Questoria четыре года работал над коммерческими ролевыми играми живого действия: активно редактировал уже имеющиеся игры и в парах с другими сценаристами сделал шесть новых.  

В середине третьего года, набрав некоторый опыт и создав какое-никакое портфолио, я стал активно откликаться на вакансии сценариста видеоигр. Три месяца безуспешно выполнял тестовые, а потом наткнулся на совсем свежую вакансию от tltGames. Выслал резюме, сделал довольно любопытное тестовое, прошёл собеседование - и на полтора года стал удалённым сотрудником этой компании, сооружал сюжет для мобильной RPG-survival Day R. 

Когда работа над сюжетом Day R завершилась, снова пришлось искать работу. На этот раз получилось быстрее, так как резюме и портфолио выглядели уже серьёзнее. Вёл переговоры с двумя-тремя компаниями, предлагавшими делать сценарии для той самой казуальной аудитории. Большого желания не было, рассматривал их скорее как запасной вариант. К счастью, уже в конце месяца появилась вакансия от Lazy Bear Games. Отложив все дела, четыре дня занимался только их тестовым. С тех пор с ними и работаю.  

Из самых важных факторов, которые мне сильно помогали, могу выделить: постоянное самообразование в сфере сценаристики (не только игровой), удача, игровой опыт, знание английского, образование театрального режиссёра. Первое высшее – техническое – помогает уже в процессе работы, структурирует и дисциплинирует.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Наверное, лучше всего сразу выработать для себя некую стратегию. Самое главное: уже дважды упомянутое мной постоянное самообразование должно стать привычкой. Сценарные курсы, даже специализированные, этого не заменят никак. Хотя в целом они полезны. Желательно также, чтобы базовое высшее образование было как-то связано со сторителлингом. 

Теория и практика должны быть сбалансированы. Всё надо проверять на себе. Пишите сценарные материалы к любимым играм или сами создавайте игры на простых движках. Будет что добавить в портфолио и показать потенциальному работодателю. Участвуйте в джемах, берите сценарные заказы на биржах фриланса, присоединяйтесь к инди-энтузиастам, не отклоняйте предложения из мобильного геймдева. Деньги и интересная работа будут позже, сперва надо наработать опыт и навыки.

Есть обходные пути: можно перейти в сценаристику игр из киносценаристики, из сценаристики некомпьютерных игр, а также из геймдизайна, из арта, из QA. Если вы уже в геймдеве, вам будет гораздо проще.  

Наконец, запаситесь терпением. Есть ещё сильный фактор удачи. Не ленитесь выполнять все тестовые (ну, почти все). Займитесь нетворкингом – может сильно помочь. Подучите английский – это даст вам ощутимое конкурентное преимущество. И тогда к появлению вакансии своей мечты вы будете во всеоружии!

МАРИЯ КОЧАКОВА

ИГРОВОЙ СЦЕНАРИСТ, НАРРАТИВНЫЙ ДИЗАЙНЕР, ИНДИ-РАЗРАБОТЧИК. ОСНОВАТЕЛЬ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ «НАРРАТОРИКА»

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Да нет, они со сценаристами работали или сами ими были, игры со сценариями существуют столько же, сколько и остальные игры, начиная с текстовых квестов.

Последние несколько лет потребность растет, но не очень быстро. Дефицит есть всегда – на каждую вакансию присылают сотни откликов, но качество очень низкое.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

Закончила филфак, писала прозу. Работала корректором в том числе. Написала в ответ на вакансию, сделала тестовое задание, прошла собеседование, и меня взяли. В портфолио были мои рассказы и описания для настольных ролевых игр.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Лучше всего самим сделать какую-нибудь игру. Сейчас много доступных движков, и в некоторых не надо уметь программировать. Например, Twine, Ink, Ren'Py. Это будет лучшим портфолио.

Учиться можно на курсах по геймдизайну, нарративному дизайну и игровой сценаристике. Благо они уже есть, и есть разные. Есть мои курсы, но я, само собой, не буду их пиарить. Пусть люди сами решают.

ЛИНА БЕЛОВА

СЦЕНАРИСТ В GAMINGSENSE

1. Десяток лет назад те, кто делал игры, в основном, обходились без сценаристов. Как вы считаете, насколько сейчас востребована эта профессия, есть ли дефицит таких специалистов и будет ли расти потребность в игровых сценаристах в ближайшие годы?

Сейчас эта профессия у нас становится всё более востребована. Смотря где. Для создания игр на ПК уже первым делом ищут сценаристов, писателей. В мобильные игры это только приходит, тут зачастую другие приоритеты. Мне лично сложно прогнозировать. Надеюсь, что потребность будет расти.

2. Расскажите, как вы попали в профессию.

У меня ничего не было, даже портфолио. Был только интернет. Меня долго никуда не брали, это нормально. Я старалась креативно о себе заявить. Например, есть у меня только одно письмо, которое я должна отправить работодателю на почту. Как зацепить его внимание? И тут же показать, что я что-то умею? Вот эти вопросы я решала. Я писала сообщения в группы, чаты, почты. Использовала все, что было доступно. Соцсети сработали активнее, и через какое-то время через фейсбук и телеграм меня начали находить работодатели.

3. Дайте совет тем, кто сейчас хочет войти в индустрию – где учиться и с чего начинать?

Можно читать все новинки по сценаристике, можно проходить курсы. Но это не поможет, если не смотреть, не читать и не играть. Нужен хороший багаж референсов как ресурс. А книги и курсы помогут с ним правильно работать. Начать с наполнения себя :)

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Москва
от 75 000 до 85 000 руб.
Подробнее
20 часов назад
Подробнее
Санкт-Петербург
от 35 000 до 60 000 руб.
Подробнее
13 февраля
Подробнее
от 75 000 руб.
Подробнее
05 февраля
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
17 января
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 минут назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
12 минут назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
8 часов назад
Подробнее
Новый Уренгой
от 45 000 до 70 000 руб.
Подробнее
13 часов назад
Посмотреть все вакансии