Назад к списку HR-директорат

Елена Осауленко, «Аэроплан»: «На анимационном рынке сейчас — реальный кадровый голод»

Елена Осауленко

 

Елена Осауленко окончила Сызранский медицинский колледж, затем — Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Санкт-Петербурге, диплом посвятила психологии рекламы. После переезда в Москву работала в отделах по управлению персоналом различных предприятий на руководящих должностях. Затем пришла в «Аэроплан», сначала — маркетологом, а после реструктуризации студии стала HR-директором.

Мечтали ли вы в детстве стать HR-директором?

В советском детстве не было такой профессии, поэтому, конечно, я об этом не мечтала. В каком-то смысле, для меня выбор этой профессии обусловлен стечением обстоятельств.

А какая часть вашей работы нравится вам больше всего?

У нас не очень большая компания, я параллельно работаю здесь директором по маркетингу. Пожалуй, вторая часть моей работы мне нравится больше, потому что во всех направлениях психологии управления для меня всегда была наиболее интересной психология рекламы.

Притупляется ли у сотрудников HR эмпатия после нескольких сотен уволенных и не принятых на работу?

Эмпатия не притупляется, но появляется ещё какое-то экономическое измерение в отношении к людям как к ресурсу: к тому, что можно математически рассчитать не только в работе, но и в жизни в целом, и это я расцениваю как профессиональную деформацию.

Представителей каких профессий проще нанимать на работу? А сложнее?

Проще всего нанимать на работу менеджеров по продажам: их профессиональные качества сразу видны на собеседовании. Сложнее всего с программистами и другими айтишниками: у них принято говорить на таком птичьем языке, что беседу двух профессионалов сложно оценить неспециалисту.

То есть бывает так, что вам трудно оценить соискателя, так как вы не разбираетесь в нюансах его специальности?

Конечно, почти всегда. Именно поэтому на собеседовании практически во всех случаях присутствует супервайзер отдела, в который мы ищем сотрудника.

Поговорим в этом контексте о такой профессии, как 3D-аниматор. Какие дополнительные знания могут пригодиться ему в работе?

На самом деле, впечатляют не дополнительные знания и навыки, а наличие в портфолио кандидата базовых умений. Мы считаем, что знание, например, анатомии, основ кинематики, художественной композиции — это обязательный минимум в профессии, но не каждый кандидат сегодня их способен продемонстрировать. Хорошо, если деморил кандидата включает не только типовые упражнения из анимационной школы или курсов, но и собственные работы, пробы. Правда, случается так, что в этот ролик-портфолио включают фрагмент уже готового мультфильма, по которому трудно определить, что делал сам кандидат, а что — его коллеги. Это выявляется на уровне практического теста, когда мы просим анимировать уже нашего персонажа.

А что такому специалисту важнее продемонстрировать при приеме на работу — технические знания, владения программами или художественный вкус?

Судя по тому, что в нашей студии работают люди, которые к нам пришли в том числе из 2D-анимации, где используется совершенно иная техническая база, можно сказать, что художественный вкус для нас важнее. Да, программное обеспечение, технические знания — это инструмент в работе 3D-аниматора, им важно владеть, но этому можно довольно быстро научить, если человек в принципе понимает, что такое анимация, умеет в изображении передать движение и состояние персонажей.

Трудно ли найти такому специалисту работу?

Если мы говорим именно о 3D-аниматорах, то сейчас такая ситуация, что не столько аниматор ищет себе работодателя, сколько работодатели — хороших аниматоров. Это мы запускаем информацию по всем возможным каналам: и на профильные сайты, и сайты по работе, и свои сайты и соцсети, стимулируем своих же сотрудников приводить к нам достойные кадры. Если какой-то 3D-аниматор вдруг жалуется на отсутствие работы и достойных предложений, не верьте ему. Значит, либо совсем не искал, либо только хочет назваться аниматором, но пока не может предъявить навыков в этой профессии и желания расти в ней. На анимационном рынке сейчас — реальный кадровый голод.

Кстати, среди аниматоров гораздо больше мужчин. Кому вообще сейчас труднее на собеседованиях — мужчинам или женщинам?

Думаю, что граница здесь проходит не по гендерному принципу. Гораздо важнее на собеседовании сказываются другие факторы: искренность, увлеченность своим делом, образование. Мужчина или женщина демонстрирует эти качества — это не влияет на результат.

Есть ли качества, которые могут вас так обаять, что даже при не самом лучшем портфолио вы предпочтете этого кандидата другим?

В нашем случае портфолио — это важный, но не решающий фактор. Например, человек может принести блестящее портфолио, но при выполнении тестового задания выяснится, что он не вписывается в нашу стилистику. На собеседовании очень часто может покорить мотивация, увлеченность кандидата — это станет дополнительным плюсом, если профессиональные качества нас устроят. Например, если кандидату лично важно работать именно в нашем проекте или для детской аудитории. И конечно, работает в минус, если человек пришел наниматься к нам на работу только потому, что он близко живет или слышал о стабильной зарплате в нашей компании.

Как правильно вести себя на собеседовании, какого человека приятнее брать на работу?

Конечно, приятнее общаться с искренним, открытым, адекватным человеком. Понятно, что не все люди и не все профессионалы такие, тем более в нашем деле, где сотрудники чаще общаются с компьютерами, чем с людьми. Надо принять, что не все будут на собеседовании милыми и обаятельными.

Что ни в коем случае нельзя делать на собеседовании?

На собеседовании нельзя врать. Этим кандидат сразу закрывает себе дорогу в компанию. Говорите свою правду, не приукрашивайте, иначе через пару вопросов вы начнете сами себе противоречить, не заметив этого. А вашему интервьюеру это бросился в глаза, и он примет отрицательное для вас решение.

Обращаете ли вы внимание на язык тела: то, как человек двигается, в какой позе сидит? Используете ли вы это при его оценке?

Да, конечно, обращаю внимание на всякие закрытые или открытые позы, мимику и жестикуляцию, потому что невербально человек сообщает о себе не меньше, чем на словах. Но, например, закрытые позы для большинства наших кандидатов — это норма. Для них самая привычная ситуация — общение на уровне «человек–машина». На собеседовании они оказываются в ситуации двойного стресса: сидят не перед компьютером, а перед человеком, который их ещё и оценивает, которому они должны понравиться, поэтому такая психологическая защита вполне естественна.

Идеальное собеседование — какое оно?

Мне никогда не приходилось сталкиваться с идеальным собеседованием. Всегда происходит то, что не соответствует твоим планам: кандидаты не откликаются на вакансию, не выходят на связь, их перехватывает другая компания, люди в реальности оказываются не такими, какими ты хотел бы себе их представить, и ещё множество разных нестыковок. Поиск нового сотрудника — это всегда поиск какого-то компромиссного решения между ожиданиями и реальностью.
 

Наталья Бесхлебная 


 

Актуальные вакансии по теме
Подробнее
Санкт-Петербург
от 40 000 до 60 000 руб.
Подробнее
8 часов назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
9 часов назад
Подробнее
Москва
по договоренности
Подробнее
9 часов назад
Подробнее
по договоренности
Подробнее
11 часов назад
Подробнее
по договоренности
Подробнее
14 часов назад
Посмотреть все вакансии