Назад к списку HR-директорат

Елена Виноградова: "В кризисное время оптимизм и вера в успех - едва ли не более ценные качества, чем профессионализм"

На вопросы портала MediaJOBS.RU ответила Елена Виноградова, директор по персоналу Independent Media Sanoma Magazines.

Как Вы охарактеризуете итоги первого квартала 2009 года на рынке труда в издательском бизнесе, и какие еще изменения Вы прогнозируете на этот год?

Это было сложное время - как для работодателей, так и для сотрудников. В первом квартале 2009 года в России было закрыто около 100 изданий; размещение рекламы в печатной прессе сократилось более чем на 50%.
Чтобы удержать рекламодателей, медиакомпании были вынуждены идти на беспрецедентные скидки, предлагать бонусные программы, дополнительные услуги и т.д. Кроме того, все издательские дома столкнулись с повышением цен на печать и бумагу.
          Закрытие изданий, снижение тиражей, сокращение периодичности выпуска журналов и газет, оптимизация всех операционных расходов, массовые увольнения - эти меры принимались повсеместно в издательском бизнесе. К сожалению, никаких предпосылок к улучшению ситуации во второй половине года пока не предвидится.
          Тем не менее, кризис подтолкнул издателей к непростым, но очевидным решениям: закрыть убыточные проекты, обновить «уставшую» команду, сократить чрезмерные расходы на командировки, такси, представительские расходы и прочее. Снижение в некоторых изданиях подобных статей бюджета на 50% и более прошло абсолютно безболезненно.
           Также я отметила бы тенденцию выведения части редакционного (и не только) персонала за штат. Если в конце прошлого года эта мера не была популярна в большинстве изданий, в первом квартале 2009 года большинство издательских домов выбрали этот путь.

Какие изменения, на Ваш взгляд, кризис внес в работу директоров по персоналу? Изменились ли цели и задачи их работы?

В целом цели и задачи остались прежние, несколько изменились приоритеты. Основной миссией HRD стала не столько пресловутая оптимизация расходов, сколько мотивация и удержание ключевых игроков, а также создание и усиление кадрового резерва, укрепление командного духа в компании.

Как меняются сегодня методы управления персоналом в медиа и рекламном бизнесе? Разработка каких тем требует наибольшего внимания? Оцените на практике Вашей компании изменения в таких вопросах кадровой политики, как оценка эффективности работы персонала и оценка уровня заработных плат.

Объективная оценка эффективности работы персонала очень важна. Отсутствие возможности адекватно оценить работу сотрудника в кризисный период, с учётом всех основных для профессии критериев, и принять в отношении него соответствующее решение может свести на нет все усилия по оптимизации затрат на персонал и на проект в целом.
          Что касается оценки уровня заработных плат, то участие в обзорах рынка труда позволяет нам оценить существующее положение, сравнив себя с конкурентами и остальными игроками рынка. Цель та же - удержать ключевых и перспективных сотрудников.

Существуют ли, на Ваш взгляд, принципиальные отличия в кадровом менеджменте издательского дома/ТВ/радио/РА и в других сферах бизнеса? Если да, то какие?

У меня есть возможность сравнить издательский бизнес с инвестиционным и банковским. Банки - мягко говоря, менее гибкая структура в отношении принятия решений, в том числе кадровых. В финансовых компаниях и банковской сфере, как правило, существуют чётко прописанные критерии оценки персонала, а процедура оценки работы - систематический, привычный процесс, который во многом облегчает принятие кадровых решений в период кризиса. С другой стороны, в издательском доме проще проходит изменение функционала, больше возможностей для внутренней ротации. Но в целом у HR те же проблемы, те же методы их решения.

Какие специалисты остаются наиболее востребованными в издательском бизнесе, несмотря на кризис?

В первую очередь, менеджеры по продаже рекламы – опытные специалисты в этой области нужны и в «мирное», и в кризисное время. Востребованы специалисты по развитию бизнеса - менеджеры проектов, финансовые аналитики.

Что Вы можете посоветовать читателям портала MediaJOBS.RU, находящимся в поиске работы? Каковы, на Ваш взгляд, самые очевидные ошибки при подаче резюме и прохождении интервью в компании? Какие правила необходимо соблюдать?

Специалисты по подбору оценят четкую структуру резюме, отсутствие лишней информации, не относящейся к ожидаемой позиции, объективное понимание собственных возможностей, и, конечно же, правдивость, так как любая информация может быть проверена рекрутерами.
           Готовясь к интервью, необходимо получить как можно больше информации о компании и о должности, на которую вы претендуете. Случается, что некоторые соискатели не утруждают себя даже ознакомлением с интернет-сайтом потенциального работодателя и приходят на собеседование, не обладая хотя бы минимальной информацией.
           Я с недоверием отношусь к кандидатам, которые размещают своё резюме в нескольких, абсолютно различных между собой категориях. Например, недавно молодой человек, выпускник МГИМО, признался на собеседовании, что разместил резюме в шести разделах, включая «Высший менеджмент» и «Начало карьеры». Он объяснил, что рассчитывал на получение должности топ-менеджера в небольшой компании, либо на стартовую должность в крупной международной корпорации. Отсутствие опыта работы, не говоря уже об опыте руководства, молодого человека нисколько не смущало.
          Хотелось бы отметить, что наряду с профессиональными качествами в кризисное время как никогда ценится лояльность персонала, оптимизм, вера в успех своего издания. Эти качества в последние месяцы стали, возможно, даже более ценными, чем профессионализм. Ведь когда речь идёт о сохранении проекта, сплочённая, активная, верящая в успех команда может свернуть горы, достичь удивительных результатов, найти новые бизнес-решения, несмотря на минимальный бюджет и жёсткие рыночные условия.

MediaJOBS.RU