Назад к списку HR-директорат

Сергей Спасов, Информационное агентство России ТАСС: «Журналист ТАССа должен хотеть быть самым точным, самым объективным – и при этом первым»


Сергей Спасов - руководитель HR ТАСС. Окончил Санкт-Петербургский экономический университет по специальности «Управление персоналом». В 2004 начал работу в группе Danone, где прошел путь от специалиста до руководителя департамента HR одного из производственных подразделений. С 2007 по 2013 занимал руководящие позиции в HR и маркетинге в американской IT компании Xerox. С 2013 года руководитель HR ТАСС.

Сергей, как давно вы работаете в ТАССе? Как менялась штатная структура агентства за это время?

Я работаю в агентстве уже три года. За это время в ТАССе произошла значительная реорганизация. И если численность персонала практически не изменилась, то организационная структура агентства претерпела заметные изменения.

Прежде всего мы ликвидировали исторически сложившуюся раздробленность  «пишущих» блоков. Объединить все редакции под единым центром управления – главным редактором – на поверку оказалось не так просто. Но синергетический эффект перекрыл вложенные усилия.

Затем мы немного «разгрузили» агентство от административных служб, увеличив при этом численность творческого сегмента. Открыли новые направления – стратегическое планирование, digital-лабораторию, исследовательский центр и другие, – без которых сложно представить современный медиабизнес.

Отдельно хочу отметить, что нам удалось существенно развить региональную корреспондентскую сеть в России – теперь наши корреспонденты есть почти во всех субъектах РФ; в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске работают крупные региональные центры.

Кроме того, мы значительно помолодели. Снизился средний возраст сотрудников агентства, сейчас примерно треть тассовцев моложе 30 лет.

Как устроена работа агентства внутри России и за рубежом?

Творческие силы ТАССа схематично можно поделить на три части. Первая – это Москва, где базируются все редакции и руководство. Две другие – это корреспондентские сети в России и за рубежом. Региональная корсеть в России насчитывает более 60 сотрудников, не считая внештатных корреспондентов. Что касается корсети за рубежом, то сейчас в ее составе более 100 корреспондентов в 63 странах мира.

Технически работа корреспондентов разных подразделений  мало отличается,  но есть принципиальная разница в подходах. Журналисты, работающие в тематических редакциях в Москве – эксперты в своих темах. В то время как региональным и зарубежным корреспондентам приходится иметь дело с информацией широкого профиля и уметь понемногу разбираться во всем: в культуре, транспорте, экономике, политике и так далее. Большая сложность для работы корреспондентов за рубежом еще в том, что они на несколько лет вынуждены оторваться от дома и интегрироваться в незнакомую культуру.

Работа и в Москве, и в регионах России, и за рубежом – это уникальные задачи, требующие уникальных людей.

В последнее время, скажем, как раз в последние 3 года, как часто ТАСС публично открывает вакансии и набирает новых сотрудников?

Мы активно публикуем вакансии, в среднем не меньше тридцати в месяц. Это не значит, что мы ежемесячно берем по тридцать человек – вакансия может быть в работе довольно продолжительное время, особенно если речь идет о высококлассных специалистах. Наши вакансии можно найти на основных тематических интернет-площадках и в соцсетях. Сейчас мы с большим увлечением работаем над развитием небольшого самостоятельного HR-ресурса tass.ru/career, где планируем сфокусировать внимание кандидатов на наших актуальных вакансиях и программах стажировок.

Какие отделы агентства растут быстрее? Какие вакансии открываются чаще всего?

Здесь никаких сюрпризов в наше «цифровое» время: больше всего берем журналистов разного профиля и IT-специалистов.

Можно ли узнать, насколько высока конкуренция на ваши вакансии? Сколько кандидатов подают свои резюме на одну вакансию корреспондента ТАСС?

Если говорить про рядовые позиции, то конкуренция по ним достигает пятисот резюме на вакансию, например, на вакансии выпускающих редакторов на наш сайт или корреспондентов. По отдельным специфичным позициям, наоборот, активный поиск ведем мы. Из недавних примеров: редактор в мониторинг по Азиатско-Тихоокеанскому региону со знанием местной специфики и китайского, японского или корейского языков, а лучше – двух. Таких людей с наскока не найдешь, нужна другая тактика.

Какие новые направления и проекты развивает и разрабатывает ТАСС в настоящее время и какие профессионалы будут определять их конкурентоспособность?

Тут стоит отметить следующую вещь. Исторически нашими клиентами –прямыми потребителями контента – в основном были организации: другие СМИ, министерства, ведомства, коммерческие структуры и так далее. И уже от них через телевидение, газеты и прочие каналы связи все остальные получали информацию, в основе которой лежал наш контент. С появлением Интернета ситуация дифференцировалась: с одной стороны, основные подписчики и каналы доставки нашего традиционного контента не изменились, а с другой – мы получили возможность работать с конечной аудиторией напрямую.

Поэтому сейчас мы планомерно движемся сразу в двух направлениях. Бизнесу предлагаем что-то удобное – например, наш проект «ТАСС Аудио», производящий готовые новостные блоки для радио; конечным потребителям – что-то интересное: в частности, научно-образовательный проект «Чердак» или портал о жизни Северного Кавказа «Это Кавказ» и так далее. При этом, конечно, стараемся не конкурировать сами с собой.

Если говорить о профессионалах, то в дополнение к традиционным для нас специалистам – корреспондентам и редакторам – я бы добавил еще продюсеров и «режиссеров» контента, работающих над интересной подачей. Это важно.

Ваш совет журналистам, желающим работать в ТАСС: каким требованиям должны отвечать их подготовка и личные качества?

Все зависит от того, на какую из множества возможностей ТАССа журналист рассчитывает. Например, чтобы попробовать себя в работе за рубежом, нужно иметь страноведческую подготовку и знать, как минимум, один иностранный язык, а лучше – два и более. Для работы в специализированных редакциях нужно хорошо разбираться в предметной области, это необходимо для построения отношений с ньюсмейкерами.

А если говорить в общем, нужно иметь широкий кругозор, быть активным, азартным и, я бы даже сказал, чуточку тщеславным. Журналист ТАСС должен хотеть быть самым точным, самым объективным – и при этом первым. Если желающие работать у нас обладают этими качествами, тогда мы можем быть полезны друг другу.