Назад к списку Кадровые новости

В будущем мы преподнесем вам несколько приятных сюрпризов

На сайте Эксперт.ру завершилось онлайн-интервью с финансовым директором группы компаний Rambler Media Артуром Акопьяном. Он рассказал о наиболее перспективных направлениях интернет-бизнеса в России, перестройке "Рамблера", о рекламе в блогах и о своей зарплате.

На сайте Эксперт.ру завершилось онлайн-интервью с финансовым директором группы компаний Rambler Media Артуром Акопьяном. Он рассказал о наиболее перспективных направлениях интернет-бизнеса в России, перестройке «Рамблера», о рекламе в блогах и о своей зарплате.

— Артур, сейчас сотни молодых компаний стремятся «замутить свой проект в духе вебдваноль», «зафигачить свою социальную сеть» и вообще полны надежд, что стартап в этом направлении может принести им успех. Как финансист и в то же время представитель одной из ведущих интернет-компаний России, не могли бы вы дать развернутую оценку перспектив таких стартапов? И еще, какие формы заработка для таких бизнесов кроме рекламы вы могли бы посоветовать?

— По поводу формы заработка: на таком рынке, как Россия, еще долго будет превалировать бизнес-модель, связанная с получением выручки от рекламы. Иные способы извлечения дохода (дохода от премиальных сервисов) для «Рамблера» и для других крупнейших игроков еще долгое время будут занимать совершенно незначительную долю, долю в финансовых результатах. Когда я, как финансист, слышу об очередном желании «зафигачить свою социальную сеть», главный вопрос, который у меня возникает, — насколько «глубоки карманы» у инвесторов данного проекта.

— Каких специалистов и в каких направлениях не хватает?

— В первую очередь ощущается дефицит программистов с опытом управления проектами. Дефицит специалистов такого рода приводит к тому, что мы даже сталкиваемся с примерами возвращения менеджеров среднего звена, которые начали свою карьеру в Кремниевой долине и за рубежом. Нужно быть не только талантливым программистом, но и уметь работать в определенной корпоративной среде, обладать коммуникативными навыками и опытом подтвержденных коммерческих проектов. На старте карьеры молодого специалиста можно рекомендовать, чтобы молодой человек не гнался за высоким заработком, а получил опыт работы в серьезной структуре хотя бы на стартовой минимальной позиции, после двух-трех лет работы в такой среде программисты в Москве могут претендовать на зарплату, которая реально сравнима с зарплатой западных специалистов.

— Сегодня говорят, что в интернете денег больше, чем интересных идей. Скупают все более или менее интересные проекты. Если это так, то какие типы покупателей сегодня имеются? Какие виды сайтов представляют интерес для покупки? Какие основные параметры сайтов важны для различных типов покупателей? Имеет ли определяющее значение текущая прибыльность проекта или важна сама идея и перспективы ее реализации? Мне кажется, что эти вопросы интересуют многих владельцев небольших, но интересных (как им кажется) проектов.

— Судя по тому, насколько детально задан этот вопрос, на самом деле большинство ответов содержится в тексте самого вопроса. Практически невозможно ввести четкую классификацию типов инвесторов, отдельные инвесторы могут руководствоваться как текущей рентабельностью, так и будущими перспективами. Тема вопроса заслуживает отдельного исследования. Я хотел бы предостеречь от того, чтобы следовать общей моде. В последнее время можно часто слышать рассуждения о социальных сетях, о блогах, о системах мгновенных сообщений, интернет-мессенджерах, на самом деле рынок таких направлений уже заполнен. Первопроходцы этих направлений уже имели возможность либо снять сливки, либо продаться крупнейшим игрокам рынка, и дальнейшие новые инвестиции в такого рода проекты нецелесообразны.

— Вопрос касается области SEO. Как скоро поисковые системы придут к персонализированному поиску информации в сети интернет, которая будет учитывать запросы отдельного человека, историю его запросов и т. д.? И не будет ли это означать крах SEO?

— По поводу оптимизации результатов поиска в последнее время звучали оценки касательно размеров этого рынка, который, по некоторым предположениям, достигает 50 млн долларов в год в России и СНГ. Это большая индустрия. Соперничество человеческого интеллекта и поисковых систем мне несколько напоминает игры в шахматы с искусственным интеллектом (соперничество Каспарова или Крамника с DeepFritz или DeepBlue). Естественно, поисковые системы будут становиться все более умными и релевантными за счет персонализации (более тонкой настройки на круг интересов пользователей), за счет более интеллектуального разбора запросов, за счет более качественной фильтрации спама (дорвеев) и за счет целого ряда других алгоритмов. Но на полный крах поисковой оптимизации надеяться было бы слишком оптимистично. Им придется несладко, но вспышки человеческого интеллекта возможны.

— «Рамблер» выкупил уже контрольный пакет проекта Begun.ru?

— Мы оцениваем возможности реализации опционного соглашения в отношении акций Begun.

— Артур, насколько успешным вы считаете существование телевизионного канала «Рамблер-TB»? Инвестиции оправдали ожидания?

— С чисто финансовой точки зрения проект «Рамблер-ТВ» был очень удачен, мы продали его со значительной прибылью (в январе 2007−го закрылась сделка по продаже канала холдингу «Проф-Медиа» за 23 млн долларов, сумма первоначальных инвестиций была значительно ниже). Вопрос об ожиданиях в смысле зрительской аудитории для нас сейчас менее актуален. В 2006 году совет директоров «Рамблера» принял решение о том, чтобы сконцентрироваться исключительно на развитии интернета, и в этом смысле сделка по продаже непрофильного бизнеса для нас была очень успешной.

— Как было напечатано в СМИ, «Рамблер» недавно был в очередной раз перекуплен. Как это сказалось на компании? Нет ли массовых перестановок и увольнений? Планируется ли реструктуризация компании или, быть может, она уже проведена? Как все это скажется на привычном нам портале? Не случится ли так, что «Рамблер» потеряет свое лицо? На что сейчас делается основная ставка в развитии «Рамблера»? Надеюсь, не по «перестроечному» принципу: сначала все сломаем, а потом — как получится. И личный вопрос: вы являетесь наемным менеджером или вы все-таки отчасти собственник со своим небольшим пакетиком акций ?

— Я являюсь наемным менеджером, и не в моей компетенции комментировать вопросы долгосрочной стратегии «Рамблера». Изменения в менеджменте компании действительно произошли в первом полугодии 2007 года, однако это не значит, что в компании происходят массовые перестановки и революции. Мы видим свою задачу в сохранении рыночных позиций «Рамблера», приоритет для нас — это увеличение трафика и числа пользователей, а также улучшение качества наших сервисов.

— Сможет ли «Рамблер» быть наконец-то окупаемым и конкурентоспособным? Чтобы можно было гордиться им по-настоящему? Почему «Рамблер» не продает, как «Яндекс», в полной мере контекстную рекламу, почему нет удобной считалки, как у «Яндекса», ведь можно и лучше? Как можно позиционировать «Рамблер»? Это и не поиск, и не почта, и не информационный портал? Что и кто это тогда?

— Что касается позиционирования, то можно сказать, что «Рамблер» — это информационный мультисервисный интернет-портал, который предлагает широкие возможности для работы, поиска информации, общения и развлечения в современном мире. «Рамблер» должен быть порталом, которым удобно и интересно пользоваться каждый день. Что касается окупаемости, то ядро бизнеса компании, ее интернет-подразделение, является прибыльным уже в течение нескольких лет. Надеемся, что в будущем преподнесем вам несколько приятных сюрпризов, для того чтобы вы могли гордиться нами по-настоящему.

— Почему «Рамблер» на такой скорости сдает позиции «Гуглу», а «Яндекс» — нет?

— Количество поисковых запросов и юзеров на поиске «Рамблера» постоянно растет, разница в скорости роста, возможно, связана с разным профилем аудитории тех или иных ресурсов.

— Как вы относитесь к рекламе в блогах и насколько перспективным вы считаете данное направление?

— Заработать на собственном блоге можно, но немного. Я бы выделил три основных способа: контекстная реклама, скрытый маркетинг и спонсорство. Если это личный блог, то в России, как правило, речь идет о десятках, в отдельных случаях о сотнях долларов в год. В качестве примера можно сослаться на недавний шумный анонс контракта между «СУП фабрик» и Альфа-банком (50 тыс. долларов). Разумеется, коммерческий потенциал такого рода проекта несравним с возможностями и бюджетами медийной баннерной или контекстной рекламы. Стоит заметить, что перспективы есть только у проектов, которые существуют не первый год и являются сильными авторскими проектами с определенным контентом. Хороший пример — авторский проект Алекса Экслера, где всегда много коммерческой рекламы. Или «Интернетные штучки», авторы которого ищут «любимых спонсоров». Вот скрытый маркетинг на то и скрытый, чтобы нельзя было однозначно указать на пример его успешного использования. Впрочем, можно привести в пример недавний пост о заводе «Макдональдс» в блоге Норвежского Лесного, который иначе как «джинсой» многие блогеры не называют. Есть огромная аудитория, которая живет в блогосфере, и, несомненно, эта аудитория интересна рекламодателю. А вот отвечают ли существующие инструменты и сами площадки требованиям рекламодателей — это пока вопрос.

— Артур, как вы считаете, долго ли еще будут расти цены на баннерную рекламу? И как поколение нынешних 17—19−летних молодых людей, которые буквально выросли в интернете, изменит сетевой бизнес через несколько лет? Ведь схема «развести на деньги богатого дядю, который не знает, что такое интернет, но знает, что это модно» перестанет работать очень скоро.

— Интернет в России только начинает развиваться, рост проникновения доступа в интернет прогнозируется на ближайшие пять-шесть лет, но уже сейчас можно говорить о том, что интернет набрал критическую массу, интересную для рекламодателей. Сейчас это пока лишь 1,6% от общих рекламных бюджетов, в развитых странах этот показатель находится на уровне 5—6%. Что говорит о замечательных перспективах роста. «Рамблер» старается не нарушать баланс на рынке, черезмерно поднимая цены на рекламу, тем не менее благодаря росту аудитории и увеличению интереса к нашим рекламным носителям нам удается поступательно и медленно увеличивать цену за 1000 показов CPT.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития региональных и узкоспециализированных сегментов в интернете? Смогут ли они выйти из тени крупнобюджетных проектов вроде вашего? Насколько я понимаю, сейчас им даны два пути развития — перестать быть таргетированными или встать «под крышу» сильных Рунета. Второй путь совсем не плох, при условии корректного соучастия в развитии идеологии проекта, но примеров таких — раз два и… Ваше мнение по этому вопросу? Заранее спасибо за интерес к теме!

— Узкоспециализированные проекты могут прекрасно жить в своей нише, если есть востребованная идея. Если же есть копия какого-то конкурента и горячее желание его обойти, в таком случае, действительно, плечо портала может быть решающим фактором. Другое дело — региональные проекты. Они во многом живут в отдельной вселенной. Скорее, не им нужны порталы, а порталам нужны региональные проекты для роста своего проникновения в провинции. С экономической точки зрения стоимость цен на доступ к региональному и магистральному трафику в регионах постепенно выравнивается, однако ничто не сможет отменить тот факт, что местный ресурс лучше знает свой регион и тем самым более интересен местному пользователю. Бизнес в сфере local listings (хорошим американским примером явлется Craigslist), безусловно, имеет определенные перспективы. Ни «Рамблер», ни Microsoft, ни Yahoo не смогут и не захотят создать информационный ресурс о графике отключения горячей воды в Уссурийске. А пользователь хочет не только ощущать свою гордость за Олимпийские игры в Сочи-2014, но хочет знать расписание электричек со своей станции и афишу кинотеатров в своем микрорайоне. Ресурс вроде «Рамблера» должен объединять такие региональные проекты — через поиск, через спецпроекты, через продвижение. Но заменить и поглотить все региональные ресурсы мы не хотим, да и не можем.

— Знаком ли вам интернет-рынок стран СНГ и Балтии и собирается ли группа компаний Rambler Media покупать интернет-активы в странах СНГ и Балтии?

— Мы проявляем определенный интерес к этой теме, но говорить конкретно об этом не можем.

— Почему на вашем сайте нет оплачиваемых опросов? Или другой возможности заработать хотя бы на оплату трафика провайдеру для простого пользователя?

— Как правило, такие опросы весьма специфичны и объемны. Нередко задаваемые вопросы требуют от пользователя личных, практически конфиденциальных данных. Мы не заинтересованы во вторжении в личную жизнь нашей аудитории и не хотим раздражать пользователей огромным количеством вопросов. Поэтому не предоставляем площадку для коммерческих опросов, однако с помощью «Рамблера» вы сможете найти организации, которые предложат вам подобные услуги.

— Как владелец интернет-магазина, пользовался системой «Рамблер-покупки». Деньги списываются бесконтрольно, менеджеры на все вопросы отвечают: не хотите — не работайте. Перешел на «Яндекс-маркет» — там все ок.

— У «Рамблера» есть несколько систем электронной коммерции. «Рамблер-покупки» — это одна из них, кроме того, в наш холдинг входит такой известный сайт, как Прайс.Ру. Мы сейчас работаем над повышением эффективности системы электронной коммерции «Рамблера» в целом, и я думаю, что в самое ближайшее время мы получим первые практические результаты. Так что, как говорится, оставайтесь с нами или возвращайтесь к нам.

— Почему нет удобной системы оплаты за игры, как, например, в RealArcade? Ваше «оставьте телефон и мы перезвоним» — это каменный век.

— За игры можно платить, просто отправив SMS на короткий номер 9191. Вся операция займет меньше минуты. Хотелось бы отдельно заметить, что «Рамблер» — крупнейшая площадка Рунета по продаже игр (мы продаем тысячи игр в неделю), как по ассортименту, так и по количеству сотрудничающих с нами партнеров.

— Артур, вы работаете в компании «Рамблер» не так давно. Почему вы приняли решение перейти из «Синтерры»? Как вы узнали о позиции финансового директора в «Рамблере»? Пользовались ли вы услугами кадровых агентств? Сколько по времени у вас занял процесс перехода из «Синтерры» в «Рамблер»?

— Как человек, который длительное время проработал в телекоммуникационной отрасли, я хорошо понимаю потенциал роста интернет-компаний и интернет-медиа, поэтому для меня переход в «Рамблер» был вполне логичен и позволяет использовать мой предыдущий опыт.

— Артур, а сколько вы зарабатываете?

— Информация о моей зарплате будет публичной, и она будет раскрыта в годовом отчете за 2007 год, который можно будет почитать в середине следующего года на сайте www.ramblermedia.com

Полный текст интервью на  www.expert.ru